Каково играть в первую Diablo в 2019-м?
GOG.com в очередной раз решил порадовать поклонников олдскула: в продажу поступила первая Diablo , впервые увидевшая свет ещё в 1996-м. Старушке добавили поддержку современных экранов — и, собственно, всё: в остальном перед нами всё та же классика 90-х. Никакого Hellfire, который Blizzard считают неканоничным, никаких модов — только подземелья, демоны и один из трёх отважных героев, готовый разворошить это осиное гнездо в поисках самого дьявола.
Надо сказать, ощущения проект дарит уже совершенно не те, что раньше. В то время как игры с яркой пиксельной графикой уже смотрятся как стильное ретро, Diablo так и осталась нагромождением угрюмых спрайтов. Визуальный ряд не прошёл проверку временем: добыча, трупы врагов и живые противники сливаются с фоном. Продвигаться вперёд приходится почти наощупь, а в памяти всплывает подзабытое слово «пиксельхантинг».
Отдельной проблемой стало то, что некоторые особенности геймплея намертво завязаны на размеры окна, и просто так увеличить поле зрения игрока нельзя. Отсюда — широкие чёрные полосы по краям экрана. Казалось бы, можно было вынести туда всяческие инвентари-окошки характеристик или на худой конец карту… Но нет, играйте по хардкору: карта только поверх игрового экрана (а без неё проще сразу удавиться), а открытие сразу двух окон полностью закрывает обзор.
Ну, допустим, с графикой и чёрными полосами смириться можно. А вот с устаревшим интерфейсом уже сложнее. Окна закрываются только при повторном нажатии на клавишу их вызова — на Esc в игре повешено только главное меню. Отсюда закономерные проблемы, потому что рефлекс закрывать ненужное левой верхней клавишей в современном геймере уж слишком силён. А какая тут неспешная ходьба! Герой настолько неторопливо семенит из одной точки в другую, что хочется отвесить ему пенделя. Да и звуки его шагов раздражают: быстро-быстро повторяющиеся, чуть гулкие, словно стук дятла по крышке саркофага…
Свыклись? Прекрасно, теперь пробуем наслаждаться однокнопочным геймплеем. Ну, если вы играете за мага, он будет двухкнопочным, но суть это меняет несильно. Закликиваем врагов, стараемся получить тактическое преимущество за счёт диспозиции и запасов банок. Хуже всего, пожалуй, приходится магу, который вынужден постоянно опустошать не только бутылочки со здоровьем, но склянки с маной. Хотя воину тоже несладко: его очень достают лучники, до которых ещё попробуй добеги!
Да, после современных игр с яркими красками, высокой динамикой и кучей навыков наслаждаться первой Diablo довольно сложно… поначалу. Потом ты всё-таки привыкаешь ко всем этим неудобствам и архаизмам и начинаешь втягиваться. Важно понять, что творение Blizzard по нынешним меркам ближе не к ARPG, а к тактикам. Тут важно грамотное позиционирование, постановка и достижение целей, осмысленное раскидывание очков характеристик. Никто не будет тебя жалеть и давать второй шанс — в лучшем случае ошибки можно исправить длительной докачкой героя на пересозданных этажах. В худшем… Ну, создадите нового героя, игрушка-то не длинная!
Есть ли в Diablo хоть что-то не устаревшее?
Только музыка. Хотя сам звуковой ряд призван скорее вгонять игрока в депрессию — все эти дешёвые стоны-завывания-хрипы больше ни на что не годятся, — но саундтрек в игре по-прежнему отличный: что культовая тема Тристрама, что мелодии на подземных локациях. Отдельные звуки настолько хороши, что остались с серией и по сей день. Да и в принципе есть нечто особенное во всех этих свистах стрел, скрипе открываемых сундуков и стуке новой шмотки об пол…
Конечно, одной музыкой сыт не будешь. Но надо признать, что игра всё-таки по-прежнему цепляет — если не атмосферой (за 90% которой отвечают темнота и завывания на фоне), то как минимум ощущением прогресса. Каждая найденная в подземелье, полученная по квесту или купленная у кузнеца шмотка делает вашего героя заметно сильнее, и монстры, что пять минут назад убивали за пару ударов, становятся безобидными, как котята. Прогресс — самое важное, что есть в этой игре. Причём измеряется он не в том, сколько этажей отделяет тебя от очередного босса, а в том, сколько очков урона и здоровья осталось до той заветной планки, когда противника можно будет одолеть.
Понятно, что большинству фанатов Diablo важна именно мрачная атмосфера, но я к ним определённо не отношусь. Современные проекты (особенно soulsborn’ы и многочисленные инди-рогалики) справляются с её созданием куда лучше. Сейчас уже недостаточно фирменного шрифта, гнетущих звуков и скверно отрисованной крови на стенах, чтобы впечатлить скептика-игрока. Но не так уж это и страшно: Diablo всё равно навсегда останется хорошим памятником тому, с чего всё это начиналось. И заодно игрой, на которую всё ещё не жалко потратить вечер-другой, чтобы томно повздыхать по прошлому, в котором трава, как известно, была зеленее.