«Капитан Марвел». Мамина бунтарка
Вселенная Marvel — уникальное явление в мировом кинематографе. Больше двадцати фильмов, связанных сквозным сюжетом, — такого в индустрии не было никогда. Но чем дальше развивается франшиза, чем больше и драматичнее становятся кроссоверы, тем труднее создателям вводить новых героев через привычные сольники. Ориджины всех возможных типов зрители видели ещё в первой фазе десять лет назад, так что приходится изворачиваться. «Человека-муравья» вытягивал юмор, «Доктора Стрэнджа» — потрясающий визуал. Но главное — это, безусловно, харизма центральных персонажей. Если герой живой и за ним хочется наблюдать, избитую историю первого подвига перетерпеть не так уж трудно.
Чем собиралась себя спасать «Капитан Марвел» , было понятно ещё по трейлерам: духом американских девяностых и сильной, независимой супергероиней. Чтобы девочки теперь не только на Чудо-женщину равнялись, но и на Кэрол Дэнверс.
Только вот эти козыри как-то не сыграли, а запоминается фильм совсем по другим причинам.
С небес на землю
Верс — молодая землянка, которую спасла и приютила раса крии, самая развитая и могущественная в изученном космосе. Девушка толком не знает, кто она и откуда, но верно служит на благо нового дома. Вместе с командой элитных бойцов под началом командира Йон-Рогга Верс ловит и уничтожает скруллов — межгалактических террористов, умеющих менять внешность. Во время очередной миссии героиню забрасывает на незнакомую и весьма отсталую в плане технологий планету — Землю. Здесь ей предстоит раскрыть планы зелёных оборотней, а заодно раскопать собственное прошлое.
Кэрол ходит в футболке Nine Inch Nails, а в одной сцене играет Nirvana — ух, девяностые во все поля!
Как видно, очередной ориджин в этот раз упаковали в сюжет «разборки пришельцев на Земле». Формула тоже не новая — вспомните хотя бы первого «Тора» или недавнего «Бамблби» ; но если воплощать её прямыми руками, то может и сработать. Режиссёрам (а по совместительству — сценаристам) Анне Боден и Райану Флеку это скорее удалось, чем нет. Всё, что касается противостояния скруллов и крии, в «Капитане Марвел» если и не впечатляет, то как минимум неплохо подано. Да, космическая мифология в сравнении с теми же «Стражами Галактики» бедновата: обеим расам недостаёт бэкграунда, родную планету синекожих воителей и вовсе показали мельком. Но зато фильм отваживается выйти за пределы схемы «плохие-хорошие», пускай и делает это сумбурно и слегка несмело. Однако основной посыл читается: главное зло на войне — сама война, под какими бы лозунгами она ни велась и какие бы цели ни преследовала.
В первую очередь идея транслируется через антагонистов картины — скруллов, а особенно через их лидера Талоса. Талантливому австралийцу Бену Мендельсону в последние годы как-то не везло с ролями. «Изгой-Один» , «Первому игроку приготовиться» , «Робин Гуд: Начало» (мир его праху) — и везде одни и те же шаблонные злодеи, нужные лишь для того, чтобы огребать от хороших парней. Но Талос ярко выделяется из этого ряда. Во-первых, он колоритный и обладает неплохим чувством юмора. Во-вторых, его мотивация проста и понятна. А в-третьих, на его долю выпадает пара трогательных драматических сцен, и Мендельсон их прекрасно отыгрывает, несмотря на толстый слой грима. В общем, полный набор достойного противника, который всё никак не могут собрать в DC. Другие скруллы тоже не отстают. Даже болванчики для битья, что появляются буквально на пару секунд, успевают как-нибудь отличиться — хотя бы забавную рожу скорчить.
Молодая гвардия
Чертовски хорош и Сэмюэл Л. Джексон. «Капитан Марвел» — это, пожалуй, самое близкое к полноценному сольнику Ника Фьюри, что могут получить фанаты. Будущий глава Щ.И.Т. здесь не просто на подхвате у Верс — он такой же главный герой. От версии себя из будущего Ник отличается радикально. Это довольно оптимистичный, открытый и разговорчивый спецагент, который на удивление спокойно принимает существование инопланетных форм жизни. А ещё очень любит котиков. Трудно поверить, что через десять с небольшим лет этот же Фьюри станет матёрым и брутальным шпионом, способным сбить бомбардировщик и глазом не моргнув.
За графику в Marvel отвечают настоящие кудесники. Можете ли вы поверить, глядя на этот кадр, что Сэму Джексону уже 70?
Как ни парадоксально, самое слабое звено «Капитана Марвел» — сама капитан Марвел (её так, кстати, никто не называет). Несмотря на резкие высказывания и спорную гражданскую позицию, Бри Ларсон — талантливейшая драматическая актриса, которая не просто так получила «Оскар». Но Кэрол Дэнверс — точно не её героиня. Чтобы оживить подобного персонажа, нужно обладать харизмой Обри Плазы или Евы Грин. Быть Галь Гадот, на худой конец. А Ларсон попросту не хватает задора. Но это вина не столько актрисы, сколько сценаристов. Бри пытается добавить Верс огоньку: то наорёт на скрулла в пылу схватки, то наградит Фьюри издевательской улыбкой. Но это искры посреди пустоты, ведь Ларсон играет не персонажа, а его набросок. Вернее даже, рисунок с агитационного плаката. Феминизм, о котором было столько разговоров, на самом деле находит своё худшее воплощение именно в героине. Тут нет обличительных речей в адрес мерзкого патриархата, нет злодеев-сексистов и всего остального, что обычно выдаёт поверхностную агитку. Но зато есть Капитан Марвел, которая ведёт себя как Арнольд Шварценеггер в «Коммандо» : все вопросы решает насилием и нисколько не сомневается в себе. Нет, пару раз она всё-таки оказывается не права, но никаких серьёзных последствий за ошибками не следует. Кэрол Дэнверс попросту слишком сильная и независимая, а оттого сопереживать ей не получается.
Хуже Верс прописан, наверное, только командир Йон-Рогг. Джуд Лоу достоин куда большего
С экшеном тоже не всё гладко. Энергетические лучи из рук — наверное, одна из самых скучных и некинематографичных способностей, которые можно представить. Никаких тебе гаджетов в костюме, никаких трюков со щитом, никакой акробатики на паутине — пали по врагам, и дело с концом. Поэтому самые зрелищные сцены фильма те, в которых героиня по каким-либо причинам не может использовать свои силы на полную. Это ли не парадокс? А что же будет дальше? Она же «имба» похлеще Супермена, даже никакого криптонита нет! Остаётся надеяться, что братья Руссо совладали с персонажем лучше, чем Боден и Флек.
«Капитан Марвел» — не худший фильм киновселенной Marvel, ведь, в конце концов, есть «Тор 2» и «Невероятный Халк». Но это точно не та картина, что должна подводить к самому ожидаемому блокбастеру года. Даже «Чёрная пантера» , которую у нас не слишком жалуют, с похожей задачей справилась лучше. Но, как показал пример с тем же Тором, скучнейший персонаж в умелых руках может стать зрительским любимчиком. Надеемся, Кэрол Дэнверс постигнет именно такая судьба.