Анонс Google Stadia — за гранью и за границей
Буквально на прошлой неделе я, уже даже не помню зачем, пересмотрел легендарную презентацию первого iPhone в 2007 году. Гений публичных выступлений Стив Джобс почти полтора часа рассказывал о революционных технологиях, с которыми Apple врывалась на совершенно новый для себя рынок производителей смартфонов. Там были ахи и живые аплодисменты аудитории (потому что ну правда круто!), прямые сравнения с моментально устаревшими конкурентами, а также слова поддержки от важнейших партнёров, включая, кстати, тогдашнего CEO Google Эрика Шмидта.
Спустя двенадцать лет я включил свежую конференцию Google и увидел, по сути, то же самое выступление, только направленное конкретно на игровую индустрию. Корпорация ворвалась на новый для себя рынок игровых платформодержателей, ни на шаг не отходя от методички Стива Джобса. Правда, сейчас вопросов к ним всё-таки чуть больше.
Я невероятно невероятен
Для начала о хорошем. Анонсирующий трейлер Google Stadia точно передаёт, насколько игры всегда были и всегда будут важны для человечества. Лично мне очень приятно, что одна из крупнейших международных компаний на планете может вот так формировать представление об играх и людях, которые в них играют. Даже само название платформы, Stadia, отсылает к слову «стадион» — месту, где совершенно разные личности любых возрастов и взглядов собираются ради общей цели — развлечения. Понятно, что на самом деле значение имеет только бизнес, а никак не желание бескорыстно развивать мир цифровых услуг. Геймеры уже давно стали невероятно прибыльной аудиторией, которой можно и нужно продавать всё, что только получится.
И всё же подача этой презентации была очень «человечной».
Одна из демонстраций — «сырая демка мультиплеерной сессии на гигантском уровне с полной и детальной разрушаемостью. Да, Crackdown 3 , это камень в твой огород!
Далее — о самой платформе (я всё хочу назвать её «консолью», но это ведь не так!). Google очень вовремя решила выйти на игровой рынок и, скорее всего, очень сильно испортила настроение Microsoft , которые, по слухам, собирались сделать чисто стриминговую версию Xbox. А тут — громкий анонс, сервис запускается уже в этом году, его возможности, по словам Google, почти безграничны — а Microsoft придётся ждать как минимум июня, чтобы с помпой презентовать Xbox Scarlett, или как они его там переименуют. Bethesda и Ubisoft тоже уже подружились с Google и презентуют новые игры на их платформе.
Технические параметры попортят нервы конкурентам: на каждого пользователя выделяется 10,7 терафлопс вычислительной мощности, больше, чем у PS4 Pro и Xbox One X. Идти в магазин за коробкой не нужно — сервис будет работать (видимо) по системе подписки, без каких-либо дополнительных устройств. Даже геймпад можно не покупать, хотя его и представили. Уже на запуске можно будет стримить поток в 4К и 60fps для любой игры, а в будущем эти значения поднимутся до 8к и 120fps. Хотя, возможно, чтобы разгрузить дата-центры, Google разграничат пороговые значения в духе тарифов Netflix : дешевый для FullHD30/60, средний для 4К60 и дорогой для 8К*120.
Геймпад от Google не нужно будет подключать к компьютеру. Он автоматически свяжется напрямую с игрой, запущенной в облаке, через Wi-Fi, определит, каким экраном вы пользуетесь, и выведет изображение на него. Разумеется, это абсолютно читерская технология, возможная только потому что дизайнеры Google догадались выгравировать на геймпаде код Konami
Заманчивый функционал что для геймеров, что для разработчиков, что для стримеров — опять же, есть. Например, можно быстро поделиться сохранением со всеми желающими. Или моментально присоединиться к игре любого стримера на YouTube. Или, чего уж там, открыть игру прямо из её трейлера, без загрузок и установок. А ещё Stadia полностью поддерживает кроссплатформенную игру в любом проекте.
Разработчикам — самые популярные движки Unreal, Unity и Havok , а также куча важных технических партнёров, включая, например, AMD. А ещё полезные функции, вроде самообучаемого алгоритма Style Transfer ML для быстрого дизайна локаций (по сути, они интегрировали в девкит популярное приложение Prisma ).
Игры? Пожалуйста! У Google даже появилась собственная студия, которая будет создавать эксклюзивы для Stadia, а руководит ей не кто-нибудь, а Джейд Реймонд, одна из самых известных и успешных женщин в индустрии.
Кажется, Джейд очень хочет попасть в учебники истории. И у неё есть все шансы. В истории индустрии её уже точно запомнят
Мультиплатформа тоже заглянет на огонёк. Вон, id Software уже обещают DOOM Eternal в 4К и 60fps. Да и в принципе, мы наверняка много раз услышим это новое слово «стэйдиа» во время конференций на E3 2019.
В конце концов, как насчёт моментальной смены устройства без необходимости сохраняться и загружаться? Хочешь — играй в метро на планшете или смартфоне. Хочешь — дома. Хочешь — не прекращай играть и в командировке, например, залогинившись в сервис через телевизор в гостиничном номере. Без всяких проводов, батареек и прочих сложностей. Будущее наступило!
Лучше бы раньше, но… раньше уже закончилось
А теперь немного спустимся с небес на землю.
Для начала, это далеко не первый стриминговый сервис в истории, и проблемы у каждого из них одни и те же. Во-первых, долгое время отклика, пока сигнал дойдёт до сервера и обратно. Google в этом плане проще всего, поскольку в отличие от вообще всех конкурентов, у них уже есть дата-центры по всему миру. Но будет ли этого достаточно для комфортной игры с ближайшего умного холодильника, подключённого к Wi-Fi? Не поверю, пока не проверю.
Теперь у выражения «пройти игру на YouTube» исчезнет негативный смысл. Если Stadia оправдает ожидания, конечно
Во-вторых, пользователю понадобится быстрое интернет-соединение. Даже если Google изобрели какой-то невероятный формат, который позволит в реальном времени сжимать 4К-поток в пакеты вменяемых размеров, вряд ли провайдеры по всему миру окажутся к нему готовы. Одно дело, если я, зажравшийся житель Москвы, сунусь в этот сервис со своим 200-мегабитным подключением, и другое, если то же самое попробует сделать житель какой-нибудь немецкой деревушки, провайдер которой только недавно осознал, что можно уже не считать мегабайты в лимитных тарифах (я хотел привести пример про российскую глубинку, но «Ростелеком» со своими 50-70-мегабитными безлимитками добрался уже почти до всех).
А ещё, судя по всему, в России и странах СНГ Stadia не появится, по крайней мере, в этом году. То ли виновато наше распрекрасное законодательство про сервера и личные данные, то ли у Google в России и вокруг неё просто хуже развита инфраструктура, но в списке стран нас нет. Следовательно, «не поверю, пока не проверю» откладывается до неопределённых времён. Может быть, задержка составит пару месяцев. Может — пару лет. В принципе, из-за этого анонс Stadia по значимости для простого российского игрока оказывается где-то на уровне анонса Microsoft HoloLens. Крутая железка, невероятная технология, которая в неопределённом будущем изменит весь наш образ жизни не меньше, чем это сделал тот же iPhone… но не исключено, что до этого момента мы все успеем состариться, а значит, нечего сейчас загадывать.
Вот такие вот у новой платформы технические характеристики
Остаётся надеяться, что когда Google обещали игровую платформу «вообще для всех», это были не простые маркетинговые обещания, и за этими словами стоял какой-то достижимый план.
В ближайшее время нас ждёт очень много разговоров про стриминговые сервисы. Как минимум, потому что меньше чем через неделю свою версию подобной технологии представит Apple — их презентация намечена на понедельник, двадцать пятое марта. Судя по обрывкам новостей, речь идёт не только о фильмах и сериалах — купертиновцы собираются влезть и в игровую сферу. В общем, кажется, весь мир будет гудеть на эту тему как минимум до самой E3.
Мы запросили комментарии российского офиса Google о запуске Stadia в России
Google Россия: пока что добавить к уже известной информации нечего.