Лучшие игры 2002 года
ИГРОМАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ: ЛУЧШИЕ ИГРЫ 2002 ГОДА По сложившейся традиции, в феврале “Игромания” подводит итоги прошедшего года. Мы перебираем в уме сотни игр. Выделяем лучшие из них. Затем — лучшие из лучших. Результат серьезнейших размышлений и жарких споров — перед вами. Мы снова предлагаем вам заглянуть в сверкающий калейдоскоп, где всеми оттенками радуги переливаются самоцветы Лучших Игр 2002-го… 2002-й был своего рода переходным периодом. Мы увидели целую плеяду продолжений известных игр. Из глубоких недр вышли на поверхность самые именитые долгострои. А под занавес года случился долгожданный технологический скачок — стали появляться игры с качественно новым уровнем графики, принципиально новыми технологиями. Словно в 2002-м индустрия прощалась с проектами прошлого и показывала, какой она предстанет нам в недалеком будущем. И тем приятнее осознавать, что в столь трудный период немало проектов оказались достойны звания Лучших. Отличия по номинациям “Лучших игр 2001” — минимальны. Стоит выделить появление категории “Лучший мультиплеер”, а также вполне логичное разделение симуляторов на авто-, авиа- и спортивные. Ну, а самый главный сюрприз вас ждет в номинации “Игра года”. Но не торопитесьперелистывать страницы — впереди еще много интересного! Итак, добро пожаловать в “Лучшие игры 2002”! ЛУЧШИЕ В ЖАНРАХ ЛУЧШИЙ 3D ACTION Претенденты: America’s Army, Battlefield: 1942, Command and Conquer: Renegade, Hitman 2: Silent Assassin, Legacy of Kain: Blood Omen 2, Medal of Honor: Allied Assault & Spearhead, No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.’s Way, Soldier of Fortune 2: Double Helix, Star Wars — Jedi Knight 2: Jedi Outcast, The Thing, Unreal Tournament 2003. Глядя на обширный список претендентов, нельзя не отметить: у жанра в этом году настоящий бум. И это при том, что дефицита здесь никогда не наблюдалось. Тем приятней, что игры выходили ну совершенно разные. Снятый строго по заветам Спилберга Medal of Honor, убийца нервных клеток и стимулятор выделения адреналина The Thing, Hitman 2 и его такие замечательные, такие мертвые клиенты… Словом, нам было, над чем поразмыслить. И это есть хорошо._ Третье место: Star Wars — Jedi Knight II: Jedi Outcast _ Разработчик: Raven Software * Издатель: LucasArts * Похожесть: Jedi Knight * Дата выхода: Март Его ждали лишь самые отпетые фанаты “Звездных войн”. **
Он мог стать просто еще одной не самой удачной игрой поStar Wars**. Слишком уж много их было — золотые буквы, уплывающие в космос под звуки давно навязшей в ушах мелодии, и абсолютная пустота внутри. Но он оказался достойным преемником первой части — пришел и… победил. Как настоящий джедай, ей-ей. Достоинств уJedi Knight 2не счесть: богатый сюжет, великолепные ролики, интереснейшие уровни, весьма продуманный геймплей и… он — лазерный меч… Притягательную силу этой штуковины сложно переоценить. Заполучив меч, многие просто отказывались от обычного оружия. Молниеносные росчерки, град спецэффектов и огромное количество приемов боя…Jedi Outcastудалось влюбить в себя не только отпетых поклонников “Звездных войн” (атмосфера вселенной передана блестяще), но и прочих игроков. Он напомнил играющему люду о былом качестве и величии игр под маркой Star Wars. А еще Jedi Knight 2 стал, бесспорно, самой красивой игрой на движкеQuake III. Про блестящий мультиплеер — отдельный разговор; пристальное внимание рубрикиDeathmatch — лучшая рекомендация. Словом, отличная работа! Не на первом месте она лишь потому, что были другие,
еще более сильные игры. _ Второе место: Medal of Honor: Allied Assault & Spearhead _ Разработчик: 2015/EALA * Издатель: Electronic Arts * В России: Софт Клаб * Похожесть: No One Lives Forever, Return to Castle Wolfenstein * Дата выхода: Январь Medal of Honor надолго останется в памяти геймеров. Такое сложно забыть. Прошел целый год, а Omaha Beach все перед глазами. Усеянный противотанковыми ежами пляж, не отряды солдат — а беспорядочная толпа людей в форме, панически мечущихся в поисках укрытия, град пулеметных очередей, срубающих живые тела, беспрерывный артиллерийский обстрел и ошметки плоти, взлетающие в воздух… Великолепно написанный и срежиссированный боевик. Беспрерывное, сочное, хорошо проскриптованное действие. Бесконечный фейерверк спецэффектов. Medal of Honor — как вкусный пирог. Его быстро съедаешь, поглощая кусочек за кусочком, а вкус еще долго напоминает о себе. Но бешеная динамика и жесткий контроль скриптов в Allied Assault вышли ей боком. Игра оказалась слишком коротка, откровенно сбавляла обороты ближе к финалу и… разочаровывала при повторном прохождении. Да и далеко не всем подобный геймплей пришелся по вкусу. Вдобавок ко всему, авторы не успели поработать над мультиплеером. Недостатки оригинального Medal of
Honor стали лучше видны после выхода дополнения — Spearhead. Трехчасовой шедевр, созданный разработчиками оригинальной — приставочной — серии, наглядно показал всем игрокам, каким должен быть настоящий Medal of Honor. И если бы не Spearhead — висеть “Медальке” на почетном третьем месте… Ну, а лучшей в этом году была… _ Первое место: No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.’s Way _ Разработчик: Monolith Productions * Издатель: Sierra, FOX Interactive * В России: Софт Клаб * Похожесть: Нет * Дата выхода: Октябрь Конечно же, обворожительная Кейт Арчер в продолжении, как говорят на Западе, “multi-award winning” экшена No One Lives Forever! Да, действительно, ничто не вечно под луной. И былую славу нужно подкреплять новыми подвигами. У Кейт с этим проблем нет — ведь под рукой команда Monolith, полная талантливых сценаристов, дизайнеров, программистов и музыкантов. Их юмора хватит, чтобы рассмешить весь мир. А еще в рукаве припрятан сногсшибательный движок LithTech Jupiter System… Нередко приходилось слышать, что до первого NOLF новая игра не дотягивает. Это правда. Да и короче она раза в три… Однако No One Lives Forever 2 должна была оказаться в пять раз хуже, чтобы съехать на второе место! Слишком велико превосходство таланта команды над другими. В прошлом году мы под градом пуль Max Payne отодвинули великолепный Aliens vs. Predator 2 на второе место — а сейчас у экшена года просто нет достойных конкурентов. ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ Претенденты: Age of Mythology, Age of Wonders 2: The Wizard’s Throne, American Conquest, Disciples 2: Dark Prophecy, Haegemonia: Legions of Iron, Heroes of Might and Magic IV, O.R.B. (Off-World Resource Base), Medieval: Total War, Warcraft III: Reign of Chaos, Warrior Kings. Стратегии в этом году тоже на подъеме. Сногсшибательно, нечеловечески красивая Haegemonia, умная, как Каспаров, Medieval, давно ожидаемый O.R.B. и, конечно же, великолепный Warcraft III. Кто лучший — и так понятно, а вот за второе и третье место разгорелись жаркие битвы._ Третье место: Medieval: Total War _ **
Разработчик: Creative Assembly * Издатель: Activision * В России: 1С * Похожесть: Shogun: Total War * Дата выхода: АвгустПосле выхода эпохального"Сегуна", думаю, никто не сомневался в том, что серияTotal War**— это всерьез и надолго. Так и случилось. Все тот же классический рецепт — только “культовая” средневековая Япония заменена на всенародно любимую средневековую Европу. Продолжение выполнено по принципу “больше всего”: три исторических периода, новые условия победы, дюжина государств, десятки и сотни разнообразных построек и юнитов. Фактически, мы получили “приближенный к реальным условиям” симулятор средневекового королевства, способный надолго выдернуть из нормальной жизни любителя “разделять и властвовать”. К сожалению, в погоне за прибылью разработчики пошли по пути наименьшего сопротивления. Радикальных преобразований, коренным образом меняющих геймплей, вMedieval: Total Warне наблюдается. Особенно это касается графики, которая подверглась только косметической обработке. И это, учитывая всеобщую любовь к красивым картинкам, совершенно непростительная ошибка. Именно некий (относительный, конечно) оттенок вторичности и несовременности делает Medieval не шедевром, а просто отличной игрой. Законное третье место. Что ж — шедевры нынче редки…**_ Второе место: Heroes of Might and Magic IV _ Разработчик: New World Computing *
Издатель: 3DO * В России: Бука (Герои Меча и Магии IV) * Похожесть: Сериал HOMM * Дата выхода: СентябрьЧетвертые"Герои"можно считать, наверное, самой ожидаемой игрой серии — и оттого наиболее неадекватно воспринятой. Специфика сериалаHeroes of Might and Magicвсегда была такова, что каждая новая часть — это прогресс по отношению к предыдущей, но прогресс по той же линии. Проверенная еще наKing’s Bountyформула успеха безупречно работала на протяжении многих лет. НоNew World Computingвдруг решили сделать шаг в сторону. И даже не шаг, а хороший такой прыжок. Многие игроки сочли симптомы кенгуровой болезни NWC тревожными. Другие, наоборот, были в полном восторге. Кстати говоря, мало кто помнит, ноHоMM 3встречали такими же спорами. Однако как бы ни изменилась игра, что бы с ней ни произошло — она не уронила планку качества. “Герои” стали другими, но остались “Героями”. Это вечное. Как пирамиды. Не думаю, что кто-нибудь сможет выбить их из числа призеров.Первое место: Warcraft III: Reign of Chaos Разработчик: Blizzard Entertainment * Издатель: Blizzard Entertainment * _
_В России: Софт Клаб * Похожесть: Warcraft I-II, Battle Realms * Дата выхода: ИюньВопрос о том, какой игре быть первой в стратегиях, вызвал наименьшее число споров. Стоило произнести: “Варкрафт”, — и все прочие претенденты смиренно отступили на два шага назад, а некоторые даже поспешили преклонить колени. Потому чтоWarcraft**— это уже не столько игра, сколько символ, квинтэссенция, источник жизни для всего жанра. Это, если хотите, королевский сан. Или, если отбросить высокое, — диагноз. Это Warcraft. Вы не понаслышке знаете о неоспоримых достоинствах третьей части могучего сериала. Великолепный сюжет, искусно вплетенный в богатую ткань игровой вселенной. Чертовски харизматичные герои — еще лет десять все будут помнить, как звали ту или иную кучку полигонов, что она сделала в той или иной ситуации и почему. Простая, без излишеств, но в то же время очень красивая графика. И геймплей, о котором можно спорить бесконечно, но которому нельзя отказать в балансе и увлекательности. Что же касается роликов… ну, тут я умолчу. Лучше один раз увидеть. А недостаток у игры всего один. И состоит он в том, что это — Warcraft. Не о чем спорить. Первое место.** ЛУЧШАЯ ТАКТИКА/WARGAME Претенденты: Combat Mission: Barbarossa to Berlin, Freedom Force, G.I. Combat Episode I: Normandy, Robin Hood: The Legend of Sherwood, Sudden Strike 2, Код доступа: РАЙ. В прошлом году, если помните, эта номинация включала все игры, главным элементом которых являлась тактика — среди них были и экшены, и стратегии, и варгеймы. Но, составив финальный список претендентов, мы решили немного изменить ее название. Возможно, только на этот раз. Год выдался для тактикомыслящих геймеров совсем неурожайным. Но были хорошие игры. Были._Третье место: Combat Mission: Barbarossa to Berlin_Разработчик: Big Time Software * Издатель: Battlefront.com * Похожесть: Combat Mission: Beyond Overlord * Дата выхода: Декабрь** Долгожданное
продолжение культовой игры, братский привет от прогрессивно мыслящих западных игростроителей. При ближайшем рассмотрении Combat Mission: Barbarossa to Berlin сильно напоминает композицию, собранную из конструктора “Лего”. Все открыто, все на виду: хочешь — изучай боезапас, моральное состояние войск, толщину брони, потери свои и противника. Хочешь — играй с настройками, подгоняй сценарий по своему усмотрению. Надоело — разбери все на кирпичи и создай в редакторе свою гениальную кампанию из 127 миссий. Правда, при всей своей уникальности Combat Mission не лишена недостатков, которые не добавят ей популярности у широких народных масс. Во-первых, сама структура геймплея — компромисс между походовым варгеймом и RTS — понравится далеко не всем. Во-вторых, Combat Mission, увы, откровенно малобюджетна. Звук великолепен — а на графику сил и средств уже не хватило; сценарии в буквальном смысле делались усилиями фанатов. Игре не хватает внешнего лоска, ей трудно соревноваться с блокбастерами. Неотшлифованный бриллиант, настоящая находка для узкого круга хардкорных варгеймеров. Суровое “кино не для всех”. Второе место: Код доступа: РАЙ Разработчик: MiST land * Издатель: Бука **
- Похожесть: X-COM, Jagged Alliance 2 * Дата выхода: СентябрьЗеленоградская командаMiST landнесколько лет шла к заветной дате релиза, перешагивая через, казалось бы, непреодолимые преграды. “Код доступа” был далек от идеала, но все же оказался чертовски хорош! Прежде всего, подкупила вселенная. Высокотехнологичный мир будущего, где все носят имплантанты, а лучший друг и главный враг человека — система. Система держит под контролем всех, действует четко и хладнокровно, как компьютер… И система ни за что не даст узнать правду — кто она и что она. Вселенной “Кода доступа” не хватило лишь достойной визуализации. А так — один из лучших киберпанк-миров в игровой индустрии, благо их можно по пальцам пересчитать. Еще КДР запомнился отличным саундтреком, мощной атмосферой и феноменальной озвучкой — так игры у нас еще не озвучивали. Предметом споров оказалась тактическая составляющая. Одним бои показались слишком упрощенными, другим — стихийными, а третьим, как, например, мне, было все равно — они наслаждались ролевой составляющей игры, втихаря поругиваясь на постоянно “респавнящихся” врагов и не в меру долгие “скрытые перемещения”. Отдельного упоминания заслуживает патч — он внес в игру много нового и поправил некоторые ключевые ошибки в геймплее. И все же, самое главное в"Коде доступа: РАЙ"** —
это то, что при всех своих спорных чертах он принадлежит к очень редкому жанру тактических squad-based игр. Посмотрите западные preview игры (она там еще не вышла), и вы поймете, о чем я. Народ изголодался. Второе место. И, может, даже первое, если бы не… Первое место: Противостояние IV (Sudden Strike 2) Разработчик: Fireglow * Издатель: CDV * В России: Руссобит-М (Противостояние IV) * Похожесть: Противостояние III * Дата выхода: Сентябрь И снова сиквел. Не стоит удивляться, таковы законы индустрии: за каждой удачной игрой тянется шлейф аддонов и продолжений. “Противостояние IV” — великолепный пример компромисса между реализмом и играбельностью. Просто здесь акцент сделан на понятность и внешнюю привлекательность. Решение выглядит очень удачным: картинка сразу и навсегда приковывает взгляд, а простота управления освобождает разум от ненужной работы, оставляя больше времени для поиска тактических приемов. А они есть — общая “карамельность” игры не должна вводить в заблуждение. Реализм, кстати, никуда не делся — в этом на горьком опыте убедились все любители обводить рамкой и бросать на убой. Просто, красиво, интересно — три магических элемента соединились в последнем “Противостоянии” так, что после знакомства с ней не хочется верить, что может быть как-то иначе. Абсолютный хит, заслуженное первое место. ЛУЧШАЯ RPG Претенденты: Arx Fatalis, Dungeon Siege, Divine Divinity, Elder Scrolls III: Morrowind+Tribunal, Neverwinter Nights. 2002-й нельзя назвать годом RPG, однако в сравнении с прошлым годом он кажется очень успешным. Главное — мы наконец-то смогли попробовать на зуб, а потом погрузиться и утонуть в таких великолепных долгостроях, как Neverwinter Nights и Morrowind. Вряд ли список призеров вызовет удивление — здесь сразу было все понятно.
Третье место: Dungeon Siege Разработчик: Gas Powered Games * Издатель: Microsoft * Похожесть: Diablo * Дата выхода: Апрель "Hack’n’slash от автора Total Annihilation " — это звучит гордо. И грозно. Вероятно, именно участие Криса Тейлора обусловило успех игры. Невероятно долго находившаяся в разработке Dungeon Siege поначалу могла показаться заурядной “мочиловкой”, замешанной на ролевом тесте. Однако игра оказалась чрезвычайно сильна по части игрового дизайна. Что ни говорите, а Diablo с прокачкой персонажей а-ля Daggerfall еще никто не выпускал. Отсутствие генерации персонажа как таковой, смена профессий в зависимости от стиля игры и масса оригинальных нюансов. Плюс красивая графика — чуть ли не первый hack’n’slash в 3D. Элегантный микс на популярную тему, продолжение которого мы просто обречены увидеть. Быть может, вторая часть Dungeon Siege выделится не только за счет необычного дизайна… Пожелаем Крису удачи. А пока — заслуженное третье место. _ Второе место: Neverwinter Nights _ Разработчик: BioWare Corporation * Издатель: Infogrames * Похожесть: Настольные RPG * Дата выхода: Июнь Neverwinter Nights был одним из самых ожидаемых проектов
года. Это, без обиняков, гениальная игра. Еще никто не подбирался так близко к созданию компьютерного аналога настольных ролевиков. Но выбранное направление работы и определило судьбу проекта. Neverwinter Nights предлагает игрокам во многом вторичный синглплеер, ибо ориентирована прежде всего на многопользовательскую игру. Она предназначена строго для ролевых хардкорщиков. Одна из самых открытых архитектур в истории игрового дизайна. По сути, NWN — это конструктор. Как его использовать — личное дело каждого. Такая игра по определению не могла стать лучшей, но второго места она достойна. Как минимум — в силу чрезвычайно смелой идеи. Как максимум — по причине блестящей реализации. Это не значит, что не могло
быть лучше. Могло. Но то, что получилось у BioWare — огромный, невероятный прогресс жанра. Возможно, такими станут RPG будущего. _ Первое место: Elder Scrolls III: Morrowind+Tribunal _ Разработчик: Bethesda Softworks * Издатель: Bethesda Softworks * В России: 1С/Акелла * Похожесть: Daggerfall * Дата выхода: Май О Morrowind можно говорить долго — и все по делу. Но ведь с ним и так все ясно, не правда ли? Великий долгострой, одна из самых красивых и атмосферных RPG. Успех Morrowind сложно переоценить. Эта игра была обречена стать хитом. Все, кто провел в этом мире хотя бы пару часов, оставались в нем на долгие месяцы… Безумное ощущение свободы, безумная красота, могучая ролевая система, огромный живой мир, все-что-вы-хотели. Поначалу некоторые поклонники Daggerfall выражали недовольство определенными аспектами продолжения. Но их голос быстро угас, ибо давненько не видели игроки проекта такого уровня. Вне сомнений — лучшая RPG. И не только за 2002-й — за несколько последних лет. Остается надеяться, что третья серия Elder Scrolls не станет последней… ЛУЧШИЙ КВЕСТ/ADVENTURE Претенденты: Darkened Skye, Post Mortem, Runaway: A Road Adventure, Silent Hill 2, Syberia, Zanzarrah. Нынче в жанре квестов и приключений наблюдается **
стабильный приток “кадров”. Сразу два восхитительных квеста от одной Microids — уже добрый знак. Перенос на платформу РС одного из самых именитых приключенческих ужастиков — совсем добрый. А уж занятный квест от неизвестных испанцев — и вовсе повод для оптимизма. Но, тем не менее, надо определиться с лучшим. И это…_ Syberia _ Разработчик: Microids Canada * Издатель: Microids * В России: 1С (Сибирь) * Похожесть: The Longest Journey, Myst * Дата выхода: Июнь SyberiaотБенуа Сокаля**— явление не менее яркое, чем культовыйMyst. И серьезных соперников у нее не было, да и быть не могло. Сплав превосходной трехмерной графики и дизайнерских шедевров, увлекательный сюжет, чудесная музыка и превосходная озвучка, психологичные, живые герои — все это создает уникальный настрой, позволяя не только увидеть, но и почувствовать происходящее на экране. В мире Syberia реальность теряет четкие очертания, и чем дальше, тем больше сквозь нее проступает волнующий сюр. Локации столь же странны, сколь и прекрасны, есть в них что-то неуловимое, не переданное комбинацией пикселей, не сказанное словами… Вечная грусть о свободе души, космическая ностальгия по беззаботности, утерянный дух так и не случившихся перемен — все это рождает в душе особое, редкое ощущение, которое, казалось, невозможно получить от игры. Но Сокаль каким-то образом смог, у него получилось создать красоту в чистом виде… и в непривычной форме квеста. Очарование игры настолько сильно, что, отыграв в Syberia, невозможно сохранить прежний взгляд на свою собственную жизнь. Syberia напомнит вам, что от рождения каждому человеку даны крылья — но лишь немногим удается об этом не забыть. Самый изящный, самый волнующий, самый… да, по большому счету, единственный Квест года.** ЛУЧШИЙ CИМУЛЯТОР/СПОРТ Претенденты: FIFA Soccer 2003, Geoff _ Crammond’s Grand Prix 4, NBA Live 2003, NHL 2003, Need For Speed: Hot Pursuit 2, Tony Hawk’s Pro Skater 3.В этом году мы решили разделить авто-, авиа- и спортивныесимуляторы. Но увы, некогда славная когорта авиасимов в этом году показала нам лишь пару насмешливых фиг, одну из которых звали Microsoft Combat Flight Simulator 3, а вторую — Jane’s Attack Squadron. В обоих случаях сложно говорить о каких-то претензиях на призовые места. Поэтому авиасимуляторы отправляются в зал ожидания до следующего года, а мы будем говорить только о спорте и автомобилях. Лучший автосимулятор — Geoff Crammond’s Grand Prix 4 _ Разработчик: MicroProse * Издатель: Infogrames * Похожесть:
Grand Prix 3 * Дата выхода: ОктябрьНеписаное правило: если Джефф Крэммонд & Co. состряпали очереднойGrand Prix**— быть тому лучшим автосимулятором! Правда, в последние годы правило соблюдать становится все труднее — уж больно много появилось назойливых конкурентов а-ля серияF1 200XотElectronic Arts. Но старина Джефф не сдается — делает физическую модель все реалистичнее, привинчивает все новые звуковые эффекты (EAX вот до ума довел!), ваяет все более красивые модели болидов и т.д. Словом, трудится в полную силу. Конечно,**_
_тяжело выстоять против такого гиганта, какElectronic Arts**, но пока у него получается. Ибо нет большей радости на свете для поклонника компьютерной “Формулы”, чем поиграть в Grand Prix. Посмотрим, как все сложится дальше, а пока —Grand Prix 4определенно удерживает за собой лидерство.Лучший спортивный симулятор — NHL 2003 Разработчик: EA Sports * Издатель: Electronic Arts *В России: Софт Клаб * Похожесть: Серия NHL 2003 * Дата выхода: ДекабрьКаждый годEA Sportsделают невозможное. Когда кажется, что ничего нового уже придумать нельзя и серия зашла в тупик, они переворачивают игру с ног на голову, вводят новые элементы, выкидывают половину наработок, исправляют ошибки в геймплее даже там, где их, казалось, и не было… ВNHL 2001исчезли “беспроигрышные атаки” и появилась масса настроек. ВNHL 2002нам подарили сложный геймплей и систему NHL-Cards. ВNHL 2003все это выкинули, очень сильно приблизили игру к реальному хоккею и подарили игрокам… шайбу. Да, простую шайбу. Но не ту, что прежде. Завораживающую шайбу. Шайбу, с которой не хочется расставаться. NHL чем-то похож на**“Героев”**— всегда лучший, всегда другой, но в то же время тот же самый…**ЛУЧШАЯ ACTION/АРКАДА Претенденты: Bandits — Phoenix Rising, Battlefield: 1942, Duke Nukem: Manhattan Project. 2002 год был не самым удачным для любителей жанра. С другой стороны, старина Дюк повеселил немало, а Bandits и вовсе подогнали целый грузовик удовольствия, но больше всего запомнилась нам… **
Battlefield: 1942 Разработчик: Digital Illusions * Издатель: Electronic Arts * В России: Софт Клаб * Похожесть: Operation Flashpoint * Дата выхода: Сентябрь Да, вот так вот. Есть масса причин, по которым мы называем Battlefield 1942 action/arcade года. Собственно, разработчики из Digital Illusions и ставили перед собой такую цель — сделать аркадный вариант Operation Flashpoint. Игру не для ограниченного круга приверженцев тактических экшенов, а игру массовую. Казуальную, если хотите. Чтобы любой человек мог прийти, сесть и поиграть, ни на секунду не задумываясь о тактических маневрах, компасе и различных режимах стрельбы. Конечно, к Battlefield 1942 можно выставить уйму претензий (например, к достоверности моделей техники), но зачем? Она с порога говорит: “Я экшен, я аркада — съешь меня!”. Полный отрыв, абсолютная безбашенность и дикие вакханалии на онлайн-серверах. Стрелять — не перестрелять! **ЛУЧШИЕ НЕХИТЫ ГОДА В этом году “нехиты” собрались на стихийную демонстрацию обиженных вкладчиков у главного офиса МММ народной любви. Три совершенно замечательные, но, увы, незамеченные игры, разные по жанрам, но одинаковые в своей печальной участи.Project Nomads Разработчик: Radon Labs * Издатель: CDV Software Entertainment AG * В России: 1С/Nival * Похожесть: Crimson Skies, Magic Carpet * Дата выхода:
Октябрь Первым в скорбном шествии поднимает головуProjectNomads**, поэт-декадент в толпе разъяренных постмодернистов, печальный интеллигент, по недоразумению попавший на сходку футбольных фанатов. Эта игра существовала вне жанров и пространств, имитатор полетов во сне и наяву, совмещенный с экшеном от третьего лица и футуристическим сюжетом о заоблачном мире магов-бродяг. У Project Nomads было все, начиная от потрясающей графики и кончая стопроцентно свежим концептом игрового мира. Но с другой стороны, это слишком необычное, сложное и сюрреалистическое что-то , чтобы стать настоящим хитом и протоптать тропинку к геймерскому сердцу. Удивительный симулятор Икара так и не нашел отклика в массах и с грохотом рухнул на землю, опаленный солнцем народной любви.**_ The Thing _ Разработчик: Computer Artworks * Издатель: Universal **
Interactive * В России: Софт Клаб (Нечто) * Похожесть: Half-Life, Resident Evil, Project Eden * Дата выхода: Август Самый шумный неудачник в этой скромной группе. The Thing — вот уж кому полагалось стать действительным хитом сразу в нескольких жанрах. Но по грустной иронии судьбы игра получила лишь поощрительную фигу из обширного рецензентского кармана. Холодный воздух Антарктики, книга Джона Кемпбелла и культовый фильм Джона Карпентера , злобные пришельцы, вселяющиеся в тела перепуганных полярников, заговоры и предательства, огнеметы и паранойя. И… масса гениальных задумок, **
не получивших достойного воплощения. Разработчики попытались угодить всем — любителям фильма, игр жанра horror, жанра action. Но ряды поклонников последнего прохудились сразу после запуска игры — ужасное “приставочное” управление и непокорная камера мешали беззаботно радоваться кровавым убийствам. Любители ужастиков распрощались с игрой после середины, когда все ужасы закончились. Дольше всего продержались фанаты фильма. Но до конца The Thing прошли лишь немногие упрямцы. Но они — счастливые люди. Ибо смирившись со всеми недостатками и приняв игру такой, какая она есть, от нее можно получить массу удовольствия._ Europa 1400: The Guild _ Разработчик: 4Head Studios * Издатель: JoWooD Productions * В России: Руссобит-М (Европа 1400: Гильдия) * Похожесть: Patrician II * Дата выхода: Декабрь И, наконец, замыкает шествиеEuropa 1400: The Guild**, целый средневековый мир, уместившийся на одном компакте, но по странной прихоти разработчиков ставший не квестом и не RPG, а самым сложным и детальным экономическим симулятором средневековья за всю короткую историю существования жанра. Наркотик, по степени аддиктивности сравнимый с лучшими представителями онлайновых игрищ. Шаманский бубен для бесконечных медитаций над дебетом и кредитом под аккомпанемент незабываемой музыки. Мир, который требует полной отдачи и постоянного присутствия. Игра, ставшая культовой, но в крайне узком культистском кругу. Самый настоящий “нехит”.** ЛУЧШИЕ ПО КАТЕГОРИЯМ САМАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ По степени революционности прошлогоднему Operation Flashpoint еще долго не будет равных. Но была одна игра, произведшая небольшую, но все же революцию…__**
_ Grand Theft Auto III _ Разработчик: DMA Design * Издатель: Rockstar Games * В России: Бука * Похожесть: GTA 1-2 * Дата выхода: Май В чем революция? Долгое время GTA оставалась в андеграунде игровой индустрии. Она была популярна в довольно узких кругах геймеров, прочие же обходили ее стороной. Теперь серия обрела заслуженный успех. Грандиозный успех! Такой успех, что не снился даже самым именитым, самым могучим проектам (в том числе и третьему “Варкрафту”, да-да). Суммарный тираж версий GTA 3 для разных платформ вращается вокруг астрономической цифры в 10 миллионов экземпляров! Эта игра образовала жанр. Жанр, которому пока еще не придумали названия. Да и не придумают, наверное… Но совершенно точно — отдельный, своеобразный жанр. В котором даже не одна игра, а целых две: ведь Mafia , при всех ее оригинальных чертах и неоспоримейших достоинствах — явный подражатель. А GTA 3 — это революция. Немного странная, но все же революция. На самом деле, игра утратила множество наработок первых двух частей, а единственным мощным шагом вперед оказалась полная трехмерность. Вот уж в самом деле не знаешь, когда к тебе придет успех… Видимо, 3D помогло лучше воспринять великолепную идею, лежащую в основе всей серии. ЛУЧШИЙ МУЛЬТИПЛЕЕР Претенденты: Age of Mythology, America’s Army, Battlefield: 1942, Star Wars — Jedi Knight II: Jedi Outcast, Unreal Tournament 2003, Warcraft III: Reign of Chaos. Как уже говорилось во вступлении — новая **
номинация. Необходимость в ее создании назрела, прямо скажем, давненько. В индустрии сейчас настоящий бум онлайновых и просто мультиплеерных развлечений. Многопользовательские RPG плодятся, как кролики. А в экшенах и стратегиях мультиплеер давно перешел из категории необязательных довесков в категорию абсолютно необходимых компонентов игры. А некоторые проекты и вовсе содержат одиночную игру лишь для галочки, полностью сосредотачивая внимание игроков на мультиплеере._ Star Wars — Jedi Knight II: Jedi Outcast _ Разработчик: Raven Software * Издатель: LucasArts * Похожесть: Jedi Knight * Дата выхода: Март Jedi Knight 2**— это серьезно. Когда-то были толькоQuake IIIиUnreal. В них играли все. Но через некоторое время большинство игроков занялись другим, а лишь кое-кто смог сделать мультиплеерную игру своей профессией. Ведь для большинства игры — это развлечение. А мультиплеер — развлечение массовое. И те, кто искал в 2002 году чего-то нового и необычного из этой области, нашли Jedi Knight 2. Увлекательный, разнообразный, азартный, красивый… И еще сотня эпитетов. Огромное количество тактик и стратегий игры, серьезный баланс и продуманные карты — это кратко. А подробно — читайте цикл статей вDeathmatch, посвященный аспектам правильной игры. Действительно, море удовольствия. Но мы сомневаемся, что Jedi Knight 2 превратится в так называемую “дисциплину киберспорта”. Эта игра призвана служить для развлечения. Хотя… Армия поклонников уже превосходит все разумные пределы численности, так что — не будем чересчур уверены в своих прогнозах.** ЛУЧШАЯ ГРАФИКА Претенденты: Haegemonia: Legions of Iron,
Need For Speed: Hot Pursuit 2, No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.’s Way, Project Nomads, Unreal Tournament 2003. 2002-й стал годом пришествия новых технологий. Бесконечные разговоры о шейдерах, попиксельном освещении и прочей шелухе благодаря некоторым сознательным разработчикам воплотились, наконец, в реальность. Hot Pursuit 2 поразил моделями автомобилей, взрывы в Haegemonia долго не давали челюстям сомкнуться, а кривые поверхности в NOLF 2 перевернули наше представление о степени возможной реалистичности дизайна._ Unreal Tournament 2003 _ Разработчик: Digital Extremes, Epic MegaGames, Inc. * Издатель: Atari, Infogrames * Похожесть: Unreal Tournament * Дата выхода: 1 октября Если говорить прямо, то самыми красивыми играми в этом году былиHaegemoniaиNo One Lives Forever 2**. Но уUnreal Tournament 2003есть то, что буквально за уши вытягивает его на постамент — отточенная, как лезвие бритвы, технология. Мы награждаем не столько саму картинку, сколько движок. А это, как вы понимаете, понятие несколько более широкое. Реалистичная физика, подробная мимика, поддержка огромных открытых пространств, кривых поверхностей, полный набор инструментариев — достоинств уUnreal Technologyне счесть. Не вызывает никаких сомнений, что на этом движке будет сделана целая серия великолепных игр. Ближайшие из них:Unreal II: The AwakeningиAmerica’s Army: Soldiers.** ЛУЧШАЯ РОССИЙСКАЯ Претенденты: Завоевание Америки (Украина), Код доступа: РАЙ, Недетские гонки, Рыцари морей, Шторм: Солдаты неба. Выдав на-гора в недавнем прошлом череду
забойных хитов, отечественные разработчики в этом году взяли перерыв. Все проекты мирового масштаба (“Ил-2: Забытые сражения”, “Корсары 2”, “Блицкриг”, Silent Storm, S.T.A.L.K.E.R. и прочие) обрушатся на головы геймеров только в 2003-м… Но, с другой стороны, состоялись релизы нескольких очень ожидаемых российских игр. Ну, а лучшей среди них мы считаем…_ Код доступа: РАЙ _ Разработчик: MiST land * Издатель: Бука * Похожесть: X-COM, Jagged Alliance 2 * Дата выхода: Сентябрь В дополнение к написанному в номинации"Лучшая тактическая/wargame"можно добавить лишь то, что “Код доступа” — еще и игра-знак, игра-веха. В России давно умеют делать красиво, реалистично , оригинально… но редко получается интересно. А “РАЙ” оказался именно интересным. Повторюсь: несмотря на все спорные черты… Еще КДР стал, наверное, единственной по-настоящему культовой российской игрой в России. Простите за каламбур, но именно так все и обстоит. Тот же"Ил-2"наберет в пять раз больше преданных поклонников в США. А “РАЙ” оброс множеством русскоязычных фанатских страниц, уже появляются на просторах Рунета первые моды, программы, базы данных и тому подобное… Настоящий отечественный хит.Наша игра. Лучшая в этом году. Кстати, в ближайшем времениMiST landпланируют выпустить бесплатный аддон к КДР. Похвально. Остается только пожелать успеха на западном фронте! ЛУЧШАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ Претенденты: Anarchy Online: The Notum Wars, Америкэн Макги: Алиса, Бандиты: Безумный Маркс, Клайв Баркер: Проклятые, Warcraft III: Reign of Chaos. Локализация — особое ремесло. В 2002 году российские игроки увидели новый уровень качества локализации, ранее попросту недостижимый. Но была локализация, которая вправе называться не только лучшей в году, но и вообще лучшей из лучших. Имя ей…_ Америкэн Макги: Алиса _**
Издатель в России и локализация: Софт Клаб * Издатель: Electronic Arts (American McGee’s Alice) * Разработчик: Rogue Entertainment * Похожесть: American McGee’s Alice * Дата выхода: Ноябрь Да, спустя два года. Да, только в DVD-боксе. Но зато как! Перевод за гранью реальности. Максимальная стилизация под оригинал, русификация чуть ли не каждого байта игры, невероятно грамотные тексты и феноменальная озвучка! Какой подбор актеров… а как они играют… а мануал… Ух! Даже голос русской Алисы очень похож на тот самый , из советского мультика. Шедевр локализаторского искусства. Он затмил собой даже не менее громкий проект — Warcraft 3. А ведь тот представляет очень знаковое событие — впервые игра такого уровня вышла в России одновременно с изданием в США и Европе; разумеется, лучшая стратегия-2002 была отлично переведена на русский. Если бы номинация называлась “Лучший локализатор” , то награду, несомненно, получила бы компания “Софт Клаб”. Три великолепные работы одна за другой подряд — это, знаете ли, впечатляет. ЛУЧШИЙ СЮЖЕТ Претенденты: Mafia: The City of Lost Heaven, Silent Hill 2, Syberia, The Thing, Warcraft III: Reign of Chaos. В одних играх сюжет правит бал, в **
других его роль второстепенна — но мы оцениваем его всегда. Определить лучший в этом году было неимоверно сложно. Слишком уж неожиданны повороты истории Warcraft, слишком сильно действует на психику сюжет Silent Hill 2, слишком кинематографична The Thing и невероятной романтикой веет от Syberia. И все же мы выбираем…_ Mafia: The City of Lost Heaven _ Разработчик: Illusion Softworks * Издатель: Gathering of Developers * В России: 1С (Мафия) * Похожесть: Grand Theft Auto 3, Hitman * Дата выхода: Август СценарийMafiaв Голливуде отправили бы в категорию “B”, затем переложили в “C” и, вероятно, никогда бы не сняли по нему фильм. Полный стандартных клише, надуманных сцен и предсказуемых поворотов, он бы мгновенно вогнал зрителей в непреодолимую сонливость. Но только не игроков. То, что можно считать тривиальным в кинематографе (который, замечу, существует больше ста лет), весьма органично вписалось в компьютерную игру и более того — придало ей неотразимый шарм. Даже финал, чуть ли не подчистую слизанный с"Пути Карлито" Брайана де Пальмы**, смотрелся крайне необычно. Самое впечатляющее приключение из тех, что выпали на геймерскую долю в этом году. Жаль, что с Томми Анжело нам больше не по пути. АMafia 2— да, будет. Но не скоро.** САМАЯ ПОПСОВАЯ Претенденты: Age of Mythology, Dungeon_
Siege, Microsoft Combat Flight Simulator 3, Might and Magic IX: Writ of Fate. Попсовых игр — считать не пересчитать. Искать самую попсовую из всех — занятие долгое, нудное и неблагодарное. Поэтому мы, как и прежде, делаем выбор, руководствуясь несколько иными соображениями. Какими? Читайте — и поймете. Might and Magic IX: Writ of Fate _ Разработчик: New World Computing * Издатель: 3DO * В России: Бука * Похожесть: MM6-8 * Дата выхода: Март Might and Magic IX**— это тот кошмар, который лучше не вспоминать. Да, проблемы в королевстве начались давно — еще серии эдак на седьмой. Но к девятой даже самым преданным фанатам сериала стало ясно — их дурят. Накалывают. Выставляют по полной программе. Когда разработчик покупает движокLithTech 2.0иклянется своей могилой, что это будет качественно новая игра, а в итоге выпускает поделку, которая выглядит хуже любой другой поделки наLithTech 1.0… Да, тут уж не сразу догадаешься, что к чему. Музыку — и то без души написали. А ведь всегда на высшем уровне была… Эта игра — хладнокровное выколачивание денег из преданных фанатов. И они это поняли. Вернее, поняли они давно, но терпели. А чаша тем временем переполнилась. На гореNew World Computing, у которой дела нынче совсем плохи. Мы стали свидетелями заката одной из самых именитых игровых серий и развала очень талантливой команды. Увы, но — самая попсовая игра года. Даже при наличии столь выдающегося претендента на это почетное звание, какMicrosoft Combat Flight Simulator 3.** САМАЯ АТМОСФЕРНАЯ Претенденты: _ Mafia: The City of Lost Heaven, Post Mortem, Silent Hill 2, Syberia, The Thing._ Благодаря качественной атмосфере мы
получаем возможность вжиться в образ главного героя, почувствовать себя на его месте. Атмосфера создается многими аспектами игры — и именно она во многом свидетельствует о качестве проделанной работы._ Silent Hill 2 _ Разработчик: Konami * Издатель: Konami * Похожесть: Silent Hill, Resident Evil * Дата выхода: ДекабрьЭта игра появилась на РС как раз перед подведением итогов 2002 года. Мы даже не успели написать по ней полноценной рецензии (смотрите в следующем номере). Но факт неоспорим:Silent Hill 2— одна из самых атмосферных и страшных игр. Небывалый уровень погружения в мир игры. Авторы какими-то невидимыми приемами заставляют игрока буквально кожей ощущать происходящее. А пугают, между тем, очень редко — чаще просто нагнетают атмосферу. Временами страх рассеивается, но именно тогда и происходит неожиданное… И от всего этого подчас натурально съезжает крыша, и нельзя этому противиться, и совсем-совсем ничего нельзя поделать… Непрерывный прессинг липкого ужаса, проступающего из туманной мглы. Гениальная работа. Берегите психику. Пейте валерьянку. ЛУЧШИЙ ЗВУК Претенденты: America’s Army,
Hitman 2: Silent Assassin, Soldier of Fortune 2: Double Helix, Star Wars — Jedi Knight II: Jedi Outcast. __ Звук — неотъемлемая часть игры, о которой нередко забывают. Наши претенденты не только о нем не забыли, но и уделили массу внимания. И все же лучше прочих над тем, что доносится из колонок, поработали авторы…_ Hitman 2: Silent Assassin _ Разработчик: IO Interactive * Издатель: Eidos Interactive * В России: Новый диск * Похожесть: Hitman — Codename 47 * Дата выхода: Октябрь Всего один факт уже исчерпывающе говорит о качестве звука вHitman 2**— компанияCreativeпоместила игру в одну коробку с новой звуковой картой Audigy 2. Быть может,America’s Armyи выигрывает у 47-ого по части реалистичности — но никак не в плане проработке того, что называют “окружающая среда” (или, по-английски, environment).IO Interactiveв совершенстве освоили возможности технологииEAXи позиционирования звука. Результат налицо:Hitman 2— одна из немногих игр, оправдывающих покупку 5.1-акустической системы.** ЛУЧШАЯ МУЗЫКА Претенденты: Elder Scrolls III: Morrowind, Grand Theft Auto III, Haegemonia: Legions of Iron, Heroes of Might and Magic 4, Hitman 2: Silent Assassin, Mafia: The City of Lost Heaven,
**