19 апреля 2019Особое мнение
Обновлено 17.05.2023

E3 2019 — всё будет плохо?

E3 2019 — всё будет плохо? - изображение обложка

В конце прошлого года Sony ошарашила всю индустрию, заявив, что не приедет на Е3 2019, — впервые за всю историю выставки. Более того, руководитель игрового подразделения Sony Шон Лейден прямо заявил, что формат Е3 в текущем виде больше не интересен его компании. Следом в похожем ключе высказались и Electronic Arts: приехать-то они приедут, но традиционную конференцию тоже проводить не будут.

Уже от этих новостей кажется, что Е3 в этом году будет какой-то неполноценной, короткой и неинтересной. Но так ли это на самом деле?

PC Gaming Show. PC Gaming Show никогда не меняется

E3 уже не та

Раньше формат Electronic Entertainment Expo был ближе к формату какой-нибудь GDC или той же КРИ — разве что с прямыми трансляциями. Это было относительно закрытое мероприятие, на котором разработчики и издатели показывали журналистам и представителям игровых магазинов свои будущие проекты. На конференцию приезжали работать: продавцы составляли бизнес-планы по реализации новых игр, заключали торговые соглашения и заводили новые знакомства, пресса же получала информацию обо всех самых важных проектах на ближайшие год-два и рассказывала о них миру.

E3 2019 — всё будет плохо? - фото 1

Рекорд посещения выставки не обновлялся с 2005 года: 70 000 человек. Именно тогда анонсировали Xbox 360 и PlayStation 3 с вот этим концептуальным геймпадом

И тем и другим было куда удобнее заглянуть на одну выставку, где собрались все основные студии мира, чем тратиться на поездки в каждую из них по отдельности. Без аккредитации попасть на Electronic Entertainment Expo было невозможно, хотя доступ на неё могли получить не только работники индустрии, но и блогеры, и другие люди, не связанные профессионально с играми или компьютерными технологиями (кроме 2007 и 2008 годов, когда организаторы попытались сделать выставку совсем узкоспециализированной).

Но с 2017 года E3 открыла двери для всех желающих. Рабочее мероприятие резко сменило формат на куда более развлекательный, по сути превратившись в ещё одну gamescom. Конференции и рабочие моменты никуда не делись, но к ним добавилось больше мёрча и косплееров, а очереди к демостендам выросли до совсем неприличных размеров. Уже в первый год организаторы приняли пятнадцать тысяч игроков, хотя билеты были недешёвые.

По подсчётам Канобу, посетитель из России должен был выложить минимум 75 тысяч рублей, если планировал поездку за несколько месяцев, и до 180 тысяч, если делал всё в последний момент и покупал входной билет на месте (с учётом виз, перелётов и прочего). На следующий год гостей выставки стало ещё больше, и, судя по всему, организаторы собираются развивать E3 именно в эту сторону. А значит, издатели и студии должны готовиться к ней по-другому: брать больше сотрудников, привозить больше техники и привлекать дополнительных спикеров, поскольку говорить тоже приходится больше. Вон, Джефф Кили (организатор The Game Awards ) теперь каждый год проводит E3 Coliseum — шоу на главной сцене выставки, в котором он и его коллеги берут интервью у разработчиков и издателей. Три дня по шесть-семь часов прямых эфиров с минимальными перерывами.

E3 2019 — всё будет плохо? - фото 2

Coliseum — это не только эксклюзивные интервью с разработчиками, но и способ сбежать от толпы, заполонившей всю остальную выставку

С одной стороны, эти изменения означают, что после E3 у нас теперь даже больше новостей о новых играх, чем раньше. С другой — чем более открытой становится выставка, тем важнее для неё элемент шоу. Конференции — только с вау-эффектом, анонсы — чем крупнее, тем лучше. Именно поэтому та же Sony отказалась участвовать в E3 в этом году: зачем обещать «шоу» одним своим присутствием, если сейчас, под конец поколения, показывать нечего? Явись японцы на выставку, они только разочаровали бы игроков.

E3 уже не одна

Намечается и другая тенденция: крупные издатели и студии не едут на Е3, а организуют собственные мероприятия. Одной из первых стала Blizzard : она уже тринадцать лет наглухо игнорирует выставку в Лос-Анджелесе, убедившись, что собственного BlizzCon ей вполне достаточно. У Sony появилась PlayStation Experience , у BethesdaQuakeCon , и все они придерживают важные анонсы, чтобы раскрыть их не на общем сборище, а на собственных конференциях. Да и Electronic Arts со своей EA Play формально «отпочковалась» от E3.

Более того, многие компании пришли к мысли, что недостаточно отчитываться перед аудиторией лишь раз в год. Nintendo уже восемь лет выпускает различные вариации шоу Nintendo Direct — и с тех пор, как они перешли к этому формату, они даже отказались от полноценных презентаций на E3. Видимо, трансляции «директов» на 20–50 минут оказались не менее эффективны, чем полуторачасовые шоу на сцене; вдобавок создавать их куда проще и дешевле, а риск технических ошибок исключён в принципе. Square Enix и Devolver Digital вскоре последовали примеру Nintendo: их презентации тоже оказались заранее записанными роликами, и в этом году, видимо, будет то же самое. Оценили идею и в Microsoft — теперь компания ежемесячно проводит трансляции Inside Xbox , где рассказывает о последних достижениях и самых важных новинках ближайшего времени. Да и Sony недавно запустила своё шоу State of Play, которое проходит в том же формате, что и Nintendo Direct.

Центральным анонсом мартовского Xbox Inside оказался долгожданный порт Halo: Master Chief Collection на ПК — эта новость сорвала бы бурные аплодисменты на презентации Microsoft на Е3

Спрашивается, а зачем вообще проводить живые презентации перед полным залом, да ещё и не на своём мероприятии? Платить организаторам за участие, репетировать речи, надеяться, что не захрипит микрофон и не заглючит режиссёрский компьютер, как у Gearbox? Бедный Рэнди Питчфорд так и не смог нормально анонсировать Borderlands 3 на PAX East (а ещё оказалось, что он неважный фокусник). Зачем все эти нервы и траты, если можно спокойно показать той же самой аудитории заранее записанный ролик? А сэкономленные деньги потратить, например, на организацию стенда в потребительской зоне Е3: добавить пару десятков консолей с демоверсиями, сократить очереди, устроить какие-нибудь розыгрыши… Или вообще не поехать на Е3 и устроить собственное мероприятие.

Хрипящие микрофоны, трейлеры в 10fps, 14-минутный провалившийся карточный фокус — это только часть проблем, свалившихся на Рэнди Питчфорда на Pax East 2019 в прямом эфире. Под конец презентации он выглядел примерно вот так. Больше подробностей — в клипах по ссылке

E3 всё ещё крута

Несмотря на всё вышесказанное, E3 пока не потеряла ни в значимости, ни в актуальности. Это всё ещё крупнейшая игровая выставка на планете и самая большая площадка для всех представителей индустрии, которые хотят быть услышанными. Как минимум в этом году она ещё будет способна сгенерировать достаточно инфоповодов. Ведь Е3 не исчерпывается презентациями крупных компаний — они только предваряют саму выставку. В этом году у нас просто будет на одно такое выступление меньше (и то не факт: возможно, слот Sony займёт кто-нибудь ещё).

Чего же ждать от E3 в этом году? Во-первых, новую консоль Microsoft. Комментируя анонс Google Stadia, Фил Спенсер прямо заявил, что в Лос-Анджелесе Xbox с помпой ответит новому конкуренту.

E3 2019 — всё будет плохо? - фото 3

Фил Спенсер — пожалуй, один из лучших спикеров на E3 последних лет. И футболки у него классные!

Во-вторых, нас в кои-то веки может ждать приятное выступление Electronic Arts.

Официальный анонс Electronic Arts: Всё начнётся вечером 7 июня с совершенно нового события на EA PLAY. В этом году мы решили отказаться от пресс-конференции и организовать вместо неё многочисленные прямые трансляции в первые два дня мероприятия. Так вы получите то, о чём давно просили: больше демонстраций игрового процесса и общения с разработчиками.

В-третьих, своё участие уже точно подтвердили Bethesda, Ubisoft , Nintendo и Devolver Digital — у всех, как и в прошлом году, будут собственные презентации. CD Projekt RED второй год подряд привезёт Cyberpunk 2077 (скорее всего, опять на презентацию Microsoft). Вместе с ней так или иначе на выставке появятся Activision , Capcom , Epic Games , Konami , Square Enix, Take-Two и Warner Bros. — далеко не последние компании на рынке. И все они приедут на E3 явно не за тем, чтобы просто поздороваться с коллегами.

E3 2019 — всё будет плохо? - фото 4

В-четвёртых, E3 Coliseum тоже никто не отменял. На этот раз шоу будет рассчитано на двадцать четыре часа вещания, разделённых на три выставочных дня. Это очень много гостей и новой информации.

Ну и в-пятых, Sony, конечно, не будет проводить собственную презентацию, но это не значит, что её студиям нечем будет поделиться. Кто знает, может, кто-то из них появится на том же Coliseum у Джеффа Кили.

Формат E3 однозначно устарел — организаторам пора решать, как изменить выставку, чтобы привлекать не только игроков, но и издателей. И всё же ещё годик она, пожалуй, протянет без проблем. А вот следующим летом стоит ждать чего-нибудь новенького, тем более что повод будет отличный: в 2020 году Electronic Entertainment Expo исполнится двадцать пять лет.

Всё с E3 2019!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь