Сериал «Игра престолов», обзор восьмого сезона. Грандиозный ФИНАЛ
Эпизод 1 | Эпизод 2 | Эпизод 3 | Эпизод 4 | Эпизод 5 | Эпизод 6
Мы ждали этого момента восемь лет. Успели перечитать сотни чужих теорий и придумать свои. Мы определились, кого хотим видеть на Железном Троне. Похоронили стольких героев, что хватит на целое кладбище, и приготовились пить за упокой оставшихся. Заключительный сезон «Игры престолов» наконец стартовал: в этом материале мы будем выкладывать наши впечатления о каждой новой серии. Осторожно, спойлеры!
Эпизод 8.01. «Винтерфелл»
Автор: Евгения Сафонова
Грядущая война с Белыми Ходоками сводит в стенах Винтерфелла героев, не видевших друг друга годы (и сезоны). Не всегда эти встречи будут приятными: судьбы персонажей переплелись слишком причудливо, так что разговор со старым другом может открыть неприятные подробности о новом. Все понимают, что застревать в мелочных разборках перед лицом настоящей опасности глупо, но люди на то и люди, чтобы не всегда поступать разумно.
Разрозненные сюжетные линии соединяются и связываются воедино. До театрального принципа единства места и действия едва ли дойдёт, но чувствуется, как сюжет сужает фокус и стремится к одной кульминационной точке.
Предчувствие недоброго финала сквозит и в том, как часто «Винтерфелл» перекликается с самым первым эпизодом сериала и изящно закольцовывает происходящее. Тут и там видишь внутренние рифмы, отражения былых сцен. Армия Дейенерис входит в Винтерфелл под ту же музыкальную тему, под которую Старки в полном составе встречали короля Роберта. Арья совсем как в детстве наблюдает за проезжающим мимо Псом. Джейме Ланнистер впервые смотрит в глаза мальчику, которого семь сезонов назад столкнул с башни. Все выжившие Старки наконец собираются в родных стенах, а двое Ланнистеров снова гостят в их обители.
Все успели хлебнуть горя. Все изменились. И почти все закалились, чтобы достойно встретить внешнюю угрозу.
Конечно, от иных встреч ждёшь больше, чем получаешь. Казалось бы, люди, что не видели друг друга столько лет и расстались при таких обстоятельствах, должны выдать лавину эмоций, но на экране наблюдаешь лишь скромный всплеск. С другой стороны, к этому моменту у многих героев просто не осталось сил на бурные чувства. Приходится довольствоваться тем, что есть, — а есть немало трогательного и душещипательного.
Фанаты наверняка улыбнутся остротам Тириона или подначкам Дени, подбивающей Джона оседлать дракона, но бóльшая часть разговоров не располагает к улыбкам. Короткие диалоги ощутимо двигают многие сюжетные линии, и порой совсем не туда, куда ждёшь. Всплывают новые обстоятельства, обостряются конфликты. Высказываются надежды, которые могут тут же рухнуть. Серсея не дремлет, и обитателям Винтерфелла предстоит выдержать удар оттуда, откуда его никто не ждёт. Даже тайна происхождения Сноу рискует не скрепить долгожданный альянс двух Таргариенов, а превратить романтический союз «льда и пламени» в новую грызню за трон. Оправдаются эти опасения или нет — выясним в следующих сериях. Ну а пока можно просто умилиться от того, как Арья наконец обнимается с любимым братом, а драконы ревнуют Дейенерис к новому ухажёру — прямо как назойливые домашние псы.
Продолжение следует…
Эпизод 8.02. «Рыцарь Семи королевств»
Автор: Евгения Сафонова
После неторопливой, наполненной разговорами первой серии от второй ждёшь большей динамики. Но «Игра престолов» привыкла удивлять — и если в «Винтерфелле» диалоги разбавили парой-тройкой зрелищных сцен, то «Рыцарь Семи королевств» __ состоит из бесед целиком. Всё просто: впереди та самая битва с Ходоками, к которой нас готовили все семь сезонов. И не нужно быть Браном, чтобы понимать — часть персонажей её не переживёт.
Просто убить героев мало — к красивым смертям нужно аккуратно подвести. Накалить драматизм. Завязать повисшие в воздухе ниточки. Предварить трагедию трогательными прощаниями и надеждами на счастливое будущее, которое никогда не случится.
В такие моменты убеждаешься, что «Игра престолов» — один из величайших сериалов нашего времени. Какое шоу может второй час подряд удерживать внимание зрителя, просто устраивая персонажам встречи в разных декорациях? Даже конфликтов на экране почти не увидишь. Да, Джейме переживает не самые приятные минуты, пока дочь Безумного Короля решает его судьбу. Санса вяло пикируется с Дени. Джон рассказывает правду о Лианне и Рейегаре, поднимая болезненный вопрос престолонаследия. Но эти моменты теряются на фоне другого: простых взаимоотношений людей, которые проживают, возможно, последний день своих жизней.
Герои мёрзнут, пьют, прощаются, обсуждают близкую смерть, снова мёрзнут, снова пьют — и за этой рутиной следишь не отрываясь. Потому что люди на экране для тебя давным-давно ожили, и переживаешь теперь за них как за живых. Они кажутся большой, запутанной, но в общем-то дружной семьёй, которая наконец-то собралась за одним столом.
Самые милые и трогательные сцены смотришь с осознанием того, что они слишком трогательны, чтобы за эти счастливые мгновения персонажи не расплатились скорой смертью. Потому и скупая рыцарская романтика отношений Джейме и Бриенны разбивает сердце. Не обошлось без клише вроде «секса напоследок», но на это хочется закрыть глаза. Сам постулат «завтра мы все умрём» уже можно назвать клише, что не отменяет его жизненности.
Да, по сути «Рыцарь Семи королевств» — ещё одна тихая прелюдия перед кульминацией. Штиль перед бурей, которой снова придётся ждать. На этой серии можно заскучать, но если рассматривать сезон как цельную единицу, то передышка накануне самого эпичного сражения всего сериала необходима. Да, выжившим предстоит биться с Серсеей, но едва ли бой с войсками «Красной королевы» переплюнет встречу с мёртвыми легионами.
Это возможность глубоко вдохнуть перед нырком в прорубь. Возможность разделить тихое смирение людей, которые знают, что многие из них (если не все) не доживут до рассвета. Возможность в последний раз увидеть героев, с которыми мы проделали очень долгий путь, живыми и почти счастливыми.
Эпизод 8.03. «Долгая ночь»
Автор: Дмитрий Злотницкий
Битва живых и мёртвых. Противостояние, к которому «Игра престолов» шла все семь сезонов. Самое масштабное сражение в истории телевидения. Эпизод «Долгая ночь» должен был стать одним из главных пиков подходящего к завершению сериала… Но вместо этого оказался едва ли не самым большим его провалом.
Режиссёр «Долгой ночи» Мигель Сапочник снимал предыдущую ключевую баталию сериала, занимавшую целый эпизод, — Битву бастардов. И уже тогда он продемонстрировал, что такие понятия, как тактика и продуманные действия на поле боя, ему глубоко чужды. Если, конечно, не считать за таковые лобовую атаку на превосходящего противника и спасение в последний момент благодаря выскочившему из кустов роялю. В этой же традиции снята и битва за Винтерфелл.
Вроде бы два первых эпизода сезона герои только и делали, что готовились к решающему сражению с армией Короля Ночи. Но в ключевой момент защитники Винтерфелла оказываются не просто плохо подготовлены, а по сути — недееспособны. Разбора всего, что ими было сделано не так, хватило бы на отдельную большую статью. Понятно, что у смертных изначально мало шансов против армии мертвецов, но Дейенерис, Джон и компания постарались свести их к нулю. Отсутствие сколь-нибудь вменяемого плана ведения боя, неспособность героев взять на себя командование сражением, бездарная жертва всей кавалерией в первые же минуты битвы, абсолютно неэффективное использование «авиации», дальнобойного оружия и укреплений — лишь малая часть претензий, которые можно предъявить защитникам Винтерфелла.
В отличие от героев, Сапочник и сценаристы, судя по всему, план имели. И состоял он в том, чтобы как можно быстрее избавиться от всех безымянных персонажей в кадре, чтобы затем в замедленной съёмке и под пафосную музыку показывать, как главные герои отчаянно бьются в, казалось бы, проигранном сражении. Прямо как в плохих фильмах про войну с героическим красноармейцем, драматически гибнущим после того, как он одной сапёрной лопаткой подорвёт десяток нацистских танков.
Вдобавок постановка битвы просто-напросто оставляет желать лучшего. И дело не только в том, что картинка получилась слишком тёмной и местами происходящего толком не видно. Злоупотребление трясущейся камерой приводит к тому, что эпизоды, которые вроде бы должны быть реалистичными и напряжёнными, на деле оказываются хаотичными и невнятными. Особенно разочаровывают краткие фрагменты сражений драконов — нам впервые в истории сериала показали, как огнедышащие ящеры дерутся друг с другом, но в этих эпизодах сложно разобрать, что вообще происходит.
Отдельного разговора заслуживает развязка эпизода. Один из главных секретов успеха Мартина кроется, на мой взгляд, в том, что в «Песне льда и пламени» сюжет разворачивается совсем не так, как обычно бывает в фэнтези. Так было и в сериале, пока он не обогнал книги. После того как это произошло, события в «Игре престолов» начали происходить именно так, как привыкли поклонники жанра. И вот теперь кульминация противостояния живых и мёртвых оказалась подана в стиле очень плохого фэнтезийного романа. Благодаря роялю в кустах — в этом случае буквально выпрыгивающему из кустов — полное поражение героев превращается в триумф.
Семь сезонов авторы нагнетали напряжение, рисовали угрозу, наступавшую с Севера. Весь предпоследний сезон Джон Сноу говорил всем, кто готов был слушать, о главной битве, что определит судьбу Семи королевств, и собирал всех возможных союзников ради решающего противостояния…
Но пало это многовековое и страшное вроде бы зло столь же просто и бесславно, как Уолдер Фрей. Ещё недавно казалось, что более стремительного превращения из угрожающего врага в нелепое ничтожество, чем у Сноука в «Последних джедаях» , и представить невозможно. Но авторы «Игры престолов» превзошли Райана Джонсона в «сливе» антагониста. Это в значительной степени обесценивает и предыдущие сезоны, и жертвы, принесённые героями уже конкретно в «Долгой ночи». Через сагу Мартина всегда лейтмотивом проходила идея, что у больших проблем не бывает простых решений, и вот под конец внезапно оказывается, что самое страшное зло в истории — или, если хотите, неудержимую стихию — можно остановить буквально одним мановением руки.
Вскоре после выхода «Долгой ночи» появилась новость, что авторов «Игры престолов» уличили в заимствованиях из русских сказок. Обвинения, конечно, смешны, но защитники Винтерфелла действительно походят на коллективного Ивана-дурака — они толком ничего не сделали для победы, совершенно её не заслужили, но всё равно получили от щедрот сценаристов. Такие развязки нередко встречаются в третьесортном фэнтези, но подобное дико видеть в одной из лучших саг в истории жанра.
Эпизод 8.04. «Последние из Старков»
Автор: Евгения Сафонова
После щедрой порции фансервиса, где герои снова пьют, выясняют отношения и плавно перемещаются в постель, мы переносимся к театру военных действий — и он в который раз напоминает зрителям, что о разведке в сериальном Вестеросе не слышали. Дейенерис беспечно летит на Драконий Камень, даже не предполагая возможность засады. Обзор с воздуха не помогает ей заметить вражескую флотилию, которая подкрадывается незаметно, будто решив перещеголять Арью в стелсе.
Экранного времени осталось немного, и развивать взаимоотношения второстепенных персонажей решительно некогда. Поэтому тех, кого не убили в битве с Ходоками, под любым предлогом убирают из сюжета, чтобы не путались под ногами. Даже бедный Призрак отправляется в ссылку, чему почти не удивляешься: мы уже привыкли, что лютоволк полностью оправдывает свою кличку и показывается на экране не чаще пугливого привидения. При таком раскладе, пожалуй, и правда лучше избавиться от бедняги насовсем.
Другой вопрос, смог бы Джон действительно так поступить. Он отказывается не только от верного друга — от посланца богов, символа его принадлежности к дому Старков. А ведь желания официально признавать и идентифицировать себя Таргариеном Джон-Эйегон явно не испытывает.
Увы, в Вестеросе наступили тяжёлые времена, когда кандидата на Железный Трон выбирают уже не по соображениям «кто больше достоин», а по принципу наименьшего зла. Мягкотелый Сноу, который проявил себя никудышным командиром, не желает трона и едва ли способен править, выигрывает на фоне других кандидатов просто потому, что те уверенно погружаются в безумие. Серсея давно выглядит смертницей, готовой в любой момент подорвать всю Королевскую Гавань вместе с собой. Дейенерис стараниями сценаристов торопливо катится по наклонной — из милой девушки, способной на жёсткие поступки, она превращается в настоящего тирана. Ещё немного, и лавры беспощадной стервы перейдут от Серсеи именно к ней.
Можно списать это на капризы психики, сломанной гибелью драконов и столкновением с Ходоками, или на дурные гены. Но желание сценаристов снова всех удивить кажется более весомой причиной для столь резкого преображения.
На этом фоне опечаленные Тирион и Варис задаются вопросом, что такое истинная верность и стоит ли хранить её, когда суверен (любого пола) переходит границы дозволенного. В прошлом Джейме Ланнистер нашёл на это свой ответ. Теперь ещё одному сыну Тайвина предстоит сделать трудный выбор между присягой и здравым смыслом.
Джейме долго не марал свой белый плащ, но сдался, когда Эйерис решил залить Королевскую Гавань кровью и пламенем. Теперь уже дочь Безумного Короля вплотную подступила к той же грани. Ещё один круг замыкается; едва ли Тирион сможет вогнать меч в спину своей королеве, но бросить брошь десницы к её ногам и способствовать низвержению Дейенерис — вполне.
Пока же нас подводят к ироничной развязке в духе Шварца, где убивший дракона сам становится драконом, а победитель тиранов сам превращается в тирана, просто с другими взглядами на то, как тиранить правильнее. Вполне возможно, Джону придётся всё-таки подтверждать звание Азора Ахаи и спасать Семь Королевств, вонзив клинок в сердце тому, кого любит… или любил.
Эпизод 8.05. «Колокола»
Автор: Дмитрий Злотницкий
В третьем эпизоде финального сезона «Игры престолов» мы стали свидетелями битвы за Винтерфелл. Атакующие превосходили защитников по всем статьям, а те толком не были готовы к обороне, но это не помешало им победить. В пятом эпизоде мы вновь стали свидетелями штурма — на сей раз не замка, а целого города, — но совсем с иной исходной ситуацией. Здесь уже нападающие оказались изрядно потрёпаны, ещё до битвы лишившись половины сил, да вдобавок измотаны долгим переходом на Юг; обороняющиеся же, наоборот, основательно подготовились и нашли способ нейтрализовать главный козырь противника. Но, несмотря на это, теперь у тех, кто сдерживает натиск, не будет и шанса на успех.
Эта параллель подчёркивает, пожалуй, главный недостаток заключительного сезона «Игры престолов». Ради драмы (уже натужной) в жертву приносится внутренняя логика мира, здравый смысл и наследие предыдущих этапов истории. Это затронуло и войну, и интриги, и образы персонажей, и их взаимоотношения.
То драконы оказываются беспомощны против «скорпионов» Грейджоев, словно мухи против мухобойки, а уже в следующей Дрогон играючи разносит и флот, и город, ощетинившийся такими же «скорпионами».
Хитроумный Варис, который пережил множество королей и не раз выходил победителем в смертельных политических играх, решает избавиться от уже нелюбимой правительницы, но, зная, что его с большой вероятностью сдаст несостоявшийся партнёр по заговору, сидит и ждёт своей участи.
Стремительное отупение героев вообще можно назвать ключевым художественным приёмом и основным двигателем сюжета в восьмом сезоне. Отношения Бриенны и Джейме наконец приходят к логической, хотя и несколько неловкой развязке… только для того, чтобы спустя уже пару минут Ланнистер мог умчаться к предыдущей возлюбленной.
Подобных примеров можно привести ещё немало, но главный из них лежит в основе событий «Колоколов» и связан с Дейенерис, которая стремительно превращается в достойную дочь своего отца. Конечно, тревожные звоночки звучали и раньше — достаточно вспомнить, как Дени обошлась с Тарли. Но авторы не развивали эти её черты, постепенно подводя к тому, что происходит с ней сейчас. Наоборот, изрядно побитая жизнью девочка последовательно превращалась в сильного лидера: окружила себя мудрыми советниками и прислушивалась к их словам, отодвинула на второй план собственные амбиции ради спасения человечества, бросилась на выручку Джону Сноу и его товарищам.
И вот в восьмом сезоне эта же самая героиня превращается в Безумного короля версии 2.0. Раньше в «Игре престолов» серьёзные изменения персонажей показывали основательно и детально, зачастую на протяжении нескольких сезонов — вспомним, как это происходило с Сансой или Джейме, например. Дени же меняется буквально за пару сцен, так что важнейшая (для сериала в целом) трансформация персонажа происходит едва ли не по щелчку пальцев сценаристов — топорно и неубедительно. Увы, этими эпитетами можно наградить весь восьмой сезон.
Впрочем, если отвлечься от развития центрального сюжета и основных персонажей, «Колокола» вполне способны порадовать изрядным количеством сильных эпизодов. Финальная сцена Вариса, последняя встреча Тириона и Джейме, поединок Цареубийцы с Эуроном и бой Клиганов пробирают до мурашек. С большинством героев мы прошли очень долгий путь, и играть на фанатских эмоциях авторы сериала не разучились, так что равнодушно смотреть «Колокола» едва ли получится. Да и сама гибель Королевской гавани под огнём Дрогона показана впечатляюще.
В предпоследнем эпизоде «Игры престолов» Дейенерис обращает в пепел столицу Вестероса, а вместе с ней и всё, к чему вроде бы стремилась. Примерно то же самое сделали авторы «Игры престолов» с сериалом, под конец беспощадно выжигая всё то, что принесло ему заслуженную славу: убедительность персонажей и их последовательное развитие, продуманные интриги и суровую реалистичность, внимание к деталям и способность удивлять нетривиальными, но прекрасно вписывающимися в логику повествования сюжетными ходами.
Эпизод 8.06. «Железный Трон»
Автор: Евгения Сафонова
Финальной серией Бениофф и Вайсс окончательно подтвердили то, что стало ясно ещё в первых трёх эпизодах: насколько хорошо последнему сезону удался фансервис, настолько же плохо у него идут дела со всем остальным. Отдельные сцены, раскрывающие взаимоотношения персонажей, по-прежнему задевают за живое, но всё, что касается развития героев и элементарной логики, лучше даже не начинать анализировать.
Дейенерис толкает речи, после которых удивляешься, как у неё до сих пор не отросли маленькие чёрные усики: столь резкий слом героини, которая до восьмого сезона пережила немало трагедий пострашнее смерти дракона и убийства подруги, по-прежнему смотрится дико. Джон подтверждает, что по-прежнему ничего не знает, — по крайней мере, без подсказок со стороны. Тирион давно сменил роль интригана на амплуа резонёра, и в шестой серии в очередной раз это доказывает; впрочем, в конечном счёте именно Бесу мы обязаны и тем, что Сноу всё-таки воплощает в жизнь пророчество об Азоре Ахае, а Вестерос обретает нового короля. Сомнительно, правда, что Дени, помешанная на мысли «кругом одни предатели», могла отправиться гулять по новой вотчине без охраны, но посчитаем это очередной условностью.
Так хорош ли финал, что нам показали?
Нет. Потому что, если вдаваться в подробности, в него попросту не веришь.
То, что при сепарации Севера объединённые Шесть королевств продолжили существовать, тоже кажется сомнительным. Избранный король не столь уважаемая и авторитетная фигура, чтобы перед ним склонили колени и своевольные Железнорождённые, и Дорн, который всегда жаждал свободы. Учитывая обстоятельства, едва ли новая схема правления будет работать, как должно.
Да и кандидатуру на роль короля, как бы Тирион ни убеждал нас в обратном, выбрали чуть ли не самую неудачную. Несколько серий назад новый правитель лично заявлял, что ему нет дела до настоящего: он живёт прошлым. Он в принципе не совсем уже человек, но его ставят править людьми. Ему куда интереснее искать улетевшего дракона, чем присутствовать на совете и обсуждать, как восстановить из пепла и праха королевство, опустошённое войной.
Судьбы других персонажей на этом фоне кажутся более закономерными. Бронн наконец-то получает замок (правда, в довесок к должности в королевском совете, к которой он едва ли готов). Давос, Сэм и Бриенна вроде на своих местах. Арья за сезон так и не отличилась ничем, кроме роли рояля в кустах в битве за Винтерфелл; зато её тяга к странствиям не кажется странной, если вспомнить, кто был её примером для подражания — воинственная королева Нимерия тоже когда-то села на корабль и отплыла из родной страны на поиски лучшего будущего.
Сансе достаётся корона, о которой она мечтала ещё девочкой, и в её случае это даже заслуженно. По крайней мере, за Север можно не волноваться: их королева училась у лучшего (когда-то) интригана Вестероса. Джон же до последнего вел себя как мягкотелый незнайка, и там, куда он отправился, ему тоже самое место.
Впрочем, и тут остаётся несколько интересных вопросов. К примеру, зачем теперь вообще нужна Стена. Иных больше нет, одичалые не представляют угрозы — надобность в Ночном Дозоре в принципе отпала.
Самое обидное, что все сюжетные повороты, которые в сериале смотрятся абсурдно, вполне могут соответствовать задумкам Мартина. Подгони персонажам нормальную мотивацию, раскрой подоплёку их действий, выстрой череду сцен, которые органично приведут героев из одной точки в другую, — и те же самые повороты заиграют новыми красками, будут смотреться логично, а не как попытка во что бы то ни стало удивить. Но почему-то создатели решили не доводить арки персонажей, за которыми мы следили восемь сезонов, до органичного конца, а торопливо их скомкать.
Интриганы и мудрецы стремительно поглупели: вместо настоящих политиков мы получаем детей, играющих в песочнице. Шокирующие, но закономерные смерти давно превратились в убийства ради убийств, а у первостепенных персонажей появились чит-коды на бессмертие. Герои за секунду меняют характеры и разворачиваются на сто восемьдесят градусов, убивая всё своё развитие за предыдущие сезоны. Все угрозы, которыми нас так долго страшили, лопаются, как мыльный пузырь, а стороны конфликта усиливают и ослабляют от серии к серии так, как будет удобно для красивого кадра.
Да, Железный трон иронично и в какой-то степени закономерно не достаётся никому. Да, мы получили финал, который можно даже назвать счастливым, красивым и драматичным (во всяком случае, осиротевшего Дрогона по-настоящему жалко). Но этот финал, как и обещали шоураннеры, действительно вышел «горько-сладким». Потому что мы, как и многие персонажи, точно заслужили большего, чем вколачивание гвоздей в гроб великого сериала и наплевательское отношение к реализму, логике, зрителю и первоисточнику.