«Годзилла 2: Король монстров». Тихоокеанский бубнёж
«Годзилла» 2014 года — фильм по меньшей мере неоднозначный. Каждый весомый плюс в нём уравновешивается не менее весомым минусом: актёры мирового уровня прекрасно играют картонных, невыразительных персонажей, великолепно нарисованный монстр преступно редко появляется на экране, а грандиозная финальная битва снята под такими ракурсами и с таким освещением, что не видно ни зги.
Но тем не менее эксперимент по воскрешению Годзиллы удался: при бюджете в 160 млн долларов картина собрала по миру полмиллиарда. Успех не запредельный, но достаточный для запуска франшизы, а вернее даже — киновселенной, как нынче принято. И вот, через пару лет после столь же неоднозначного «Конга» , мы получили первый в серии сиквел… рискующий стать и последним.
Большой лапой на большие грабли
После битвы Годзиллы с жуками-переростками прошло пять лет. Человечество кое-как привыкло к тому, что в мире обитают гигантские чудовища, но подобное соседство устраивает далеко не всех. Вашингтон всё чаще поднимает вопрос о полном уничтожении титанов, но их отчаянно пытается защитить организация криптозоологов «Монарх». Ситуация обостряется, когда в руки экотеррористов попадает прибор, способный будить и привлекать гигантов со всех уголков Земли. Фанатики выпускают из заточения древнейшего титана — трёхглавого дракона Кинга Гидору, а тот, в свою очередь, начинает настоящий апокалипсис. Спасти человечество может лишь кучка храбрецов из «Монарха» и, конечно же, Годзилла.
Нет, Чарльз Дэнс не играет постаревшего героя Тома Хиддлстона из «Конга». А жаль…
«Король монстров» во всём превосходит первую часть. Он длиннее, дороже, масштабнее и ярче, в нём больше чудовищ и драк между ними. В конце концов, в нём больше самого Годзиллы. Но при этом фильм уделывает предшественника также в глупости и унынии.
Главным героем от людей в этот раз выступает зоолог Марк Рассел, чей маленький сын погиб во время битвы кайдзю в Сан-Франциско. Из-за этого учёный всем сердцем ненавидит Годзиллу, но, по воле обстоятельств, вынужден ему помогать. Задумка, в общем-то, неплохая, пусть и довольно избитая, но совершенно не работающая. Кайл Чандлер играет персонажа с самоотдачей большого драматического актёра: показывает его боль, отчаяние, решимость… однако на него всё равно плевать. Зритель не знает Рассела и, скорее всего, не особо горит желанием узнавать — он не за тем пришёл в кинотеатр.
Обиднее всего за Милли Бобби Браун — это её дебют в большом кино
Эта проблема перекочевала прямиком из картины Гарета Эдвардса и приобрела поистине гигантский размах. Человеческая драма вроде как должна приземлять историю о гигантских монстрах, усиливать погружение и сопереживание, а вместо этого ощущается либо вымученной связкой между зрелищными эпизодами, либо попыткой растянуть хронометраж и уложиться в бюджет. А всё потому, что каждый герой ростом ниже небоскрёба — это пыльное клише. Талантливая Милли Бобби Браун из «Очень странных дел» отыгрывает «дочь главного героя», Томас Миддлдитч из «Силиконовой долины» — «смешного ботаника», а блистательный Чарльз Дэнс — всё того же Тайвина Ланнистера, но без единого намёка на многослойность.
Особенно в этой череде шаблонных типажей выделяется доктор Сэридзава в исполнении самого известного в Голливуде японца — Кэна Ватанабэ. Глава «Монарха» яростнее всех защищает Годзиллу от военных, восхищается им и даже называет своим старым другом. Но с чего вдруг? Да, в оригинальной франшизе персонажи нередко считают гигантского ящера спасителем человечества, но там к этому подводит бэкграунд. А в американской версии Годзилла знаменит лишь тем, что заборол двух жуков, попутно растоптав Сан-Франциско. Так откуда обожание? Не оттого ли, что в серии обязательно должен быть японец, боготворящий монстра? Это ли не расизм?
В какой-то момент слушать экспозицию и скверно написанные душевные излияния героев становится почти невыносимо. Невольно начинаешь тосковать по «Годзилле» Роланда Эммериха — от фильма частенько несло ситкомами 90-х, но он хотя бы не забывал развлекать зрителя.
Порхай как бабочка, жаль… тоже как бабочка
Хороший, плохой, здоровенный
И всё же «Король монстров» милостив: когда тоска уже вгоняет в сон, он выпускает на экран своих главных звёзд — кайдзю. И они хороши как никогда — вот уж на чём создатели не экономили ни силы, ни ресурсы. Это действительно титаны: мощные, величественные, внушающие трепет. Дизайн каждого монстра бережно перенесён из классических фильмов студии Toho , но дополнен выразительными деталями. Кинг Гидора, изначально навеянный нашим Горынычем, донельзя инфернален; а в противовес ему бабочка Мотра — создание нежное и красивое. Ну а сам Годзилла теперь однозначно герой, опасный, но добродушный. Даже физиономию ему, кажется, сделали менее хищной.
Где-то завистливо вздыхает Зак Снайдер
Арены для битв монстров тоже подобраны на славу. Тут и ледяная пустыня, и залив в Латинской Америке, и, конечно же, мегаполис, который ровняют с землёй. Небо застилают чудовищные грозовые тучи, сверкают молнии, а древние исполины вышибают друг из друга дух и плюются лучами энергии. Ничего, кроме детского восторга, это не вызывает. Тем более что фильм, в отличие от первой части, не боится показывать схватки кайдзю во всей красе — зрителю не приходится вглядываться в клубы пыли и дыма или дорисовывать что-то в своём воображении. Иногда картина даже перебарщивает со светом, и от ярких вспышек начинает трещать голова. Но это небольшая цена за то, чтобы наблюдать на экране настоящий армагеддон с участием крутейших чудищ в кино.
«Годзилла 2» — фильм такой же тяжеловесный, как его главный герой (настоящий главный герой, а не статисты из «Монарха»). Это ода гигантомании, во всех смыслах большой и пафосный блокбастер, от которого очень легко устать за первые полчаса. Роскошно поставленные драки между кайдзю однозначно порадуют как фанатов серии, так и простых любителей зрелищ, но, чтобы ими насладиться, надо продраться через дюжину сцен пустой и утомительной болтовни. А это задача не из лёгких.