Обзор «Люди Икс: Тёмный феникс». Реквием по мутантам
Перезапуск «Людей Икс» во многом повторил судьбу оригинальной трилогии. «Первый класс» понравился критикам и собрал приличную кассу, продолжение оказалось ещё успешнее. А вот третий фильм, «Апокалипсис» , унаследовал ключевые недостатки «Последней битвы» — слабый сценарий и целую ватагу нераскрытых, часто попросту лишних персонажей.
Затем всем будто бы стало не до иксменов: студия вплотную занялась перспективными спин-оффами — «Логаном» и «Дэдпулом 2» , ведущие актёры разбрелись по другим проектам, а режиссёрская карьера Брайана Сингера пошла ко дну из-за череды скандалов. Последний гвоздь в крышку гроба забила покупка Fox медиагигантом Disney. Было очевидно, что в текущем виде у «Людей Икс» будущего нет.
Однако после ряда переносов и пересъёмок до экранов всё-таки добрался «Тёмный феникс» — фактически эпилог франшизы. Стоило ли оно того?
Девочка созрела
90-е годы. Ксенофобия окончательно побеждена: мутантов никто не притесняет, Люди Икс — кумиры молодёжи, а Ксавьер почти на «ты» с президентом США. Даже Магнето амнистировали и отпустили вместе с Братством строить утопию на отдалённом острове. Чего ещё желать?
Но идиллии резко настаёт конец, когда во время очередной миссии юная Джин Грей попадает под воздействие загадочной космической аномалии. Из-за этого и без того огромные псионические способности девушки многократно усиливаются, а контролировать их она уже не в состоянии. Лучшая ученица Ксавьера становится угрозой и для своих друзей, и для всего человечества.
У молодых мутантов хронометража не так уж много, но совсем бесполезных персонажей нет
После увольнения Сингера постановщиком назначили Саймона Кинберга, давнего сценариста и продюсера франшизы, что вызвало у зрителей оправданное беспокойство. Во-первых, насколько известно, никакого режиссёрского опыта у него не было, а речь всё-таки идёт о последнем, то есть самом важном фильме о Людях Икс — разумно ли доверять его новичку? Ну а во-вторых, первым вкладом Кинберга в серию стал сценарий ко всё той же «Последней битве», за что автор даже извинился перед фанатами комиксов. В общем, кредит доверия у режиссёра был минимальным. Но надо признать, что для дебютанта он справился более чем достойно.
Пожалуй, никогда ещё Зверю не уделялось столько внимания
«Тёмный феникс» кажется очень цельной картиной, особенно на контрасте с «Апокалипсисом». В ней сведено к минимуму всё лишнее и сделан упор на две главные составляющие — экшен и драму. Даже юмора, которым по умолчанию должен быть заполнен каждый современный кинокомикс, в фильме почти нет: всего полторы хохмы на два часа. Это, конечно, не «Логан» с его безысходностью, но тон выбран предельно серьёзный, что оправдано самой историей. Ведь в центре сюжета вчерашний ребёнок в состоянии нервного срыва — Джин со всеми её проблемами явно не до шуток.
Драма отлично работает, хотя это заслуга не столько Кинберга-сценариста, сколько Кинберга-режиссёра: в «Тёмном фениксе» основной состав играет едва ли не лучше, чем во всех предыдущих частях. Касается это в первую очередь Джеймса Мак-Эвоя и Николаса Холта. Всё-таки у Фассбендера и раньше хватало эмоциональных сцен, а вот этим двум дали как следует развернуться именно здесь. Поскольку Джин Грей мы толком узнать не успели, её трагедию отчасти раскрывают именно через Ксавьера и Зверя, их оценки и реакции.
Огненные слёзы
Хотя Софи Тёрнер, безусловно, хороша. В «Тёмном фениксе» у неё наконец появляется возможность продемонстрировать всё, чему она как актриса научилась за восемь сезонов «Игры престолов». Джин предстаёт перед зрителем многослойным и очень живым персонажем с огромным багажом душевных травм, переживаний, страхов и привязанностей. Её эмоции и поступки понятны зрителю, а потому сопереживать ей куда легче, чем персонажу-функции, которого в оригинальной трилогии отыгрывала Фамке Янссен.
Разочаровывает разве что Джессика Честейн. Не то чтобы злодейка в её исполнении совсем не нужна сюжету, но будь конфликт сосредоточен исключительно на Джин Грей и близких ей людях, история получилась бы ещё драматичнее. А так мы получаем очередного одномерного антагониста — условное зло извне, мало чем отличающееся от того же Апокалипсиса.
Экшен в фильме изобретательный и на удивление жёсткий. Местами «Тёмный феникс» даже балансирует на грани рейтинга R. При этом создатели довольно быстро дают понять, что ставки в этот раз действительно высоки: последняя часть, как-никак. Что радует, в картине нет ни одной сцены, которая нужна, только чтобы просто развлечь зрителя. Каждая схватка — это эмоциональный пик, поворотная точка в развитии сюжета и персонажей. А потому драк не так уж много. Впрочем, фильм, по большому счёту, не о том. На фоне каких-нибудь «Мстителей» он вообще кажется чуть ли не камерной драмой.
А вот концовка вызывает неоднозначные чувства и даже смазывает впечатление. Нет, она логичная, эмоциональная, заслуженная, но проблема в том, что самая масштабная и самая зрелищная сцена картины разворачивается не в финале, а перед ним. То есть о том, что на экране шла та самая последняя битва, к которой зрителя так долго готовили, он узнаёт постфактум. Кого-то это наверняка разочарует.
Во многих аспектах «Тёмный феникс» — один из лучших фильмов про Людей Икс. По-настоящему взрослый кинокомикс, который не боится серьёзных тем и к тому же может похвастаться великолепными актёрскими работами. Что будет с мутантами дальше, не знают даже в Disney, но на настоящий момент история завершена, причём весьма достойно.