Обзор фильма «Оно 2». Тень клоуна
«Оно» 2017 года стал не только самым кассовым ужастиком за всю историю, но и настоящим поп-культурным феноменом. Картина дала старт карьерам сразу нескольких юных актёров, породила волну подражателей и вернула моду на экранизации Стивена Кинга. Да и про сборы в семьсот миллионов долларов забывать не стоит. При таких результатах на сиквел ожидания возлагались просто космические, хотя те, кто знаком с первоисточником, догадывались, что создатели загнали себя в ловушку. Ведь «взрослая» часть романа сама по себе гораздо слабее «детской». Дотянуть её до уровня первого фильма — задача непосильная, и нет ничего удивительного в том, что Андрес Мускетти с ней не справился.
Итак, прошло двадцать семь лет. «Клуб неудачников» распался — ребята разъехались кто куда, повзрослели и начали жизни с чистого листа. Билл стал востребованным писателем ужасов, Бен — успешным архитектором, а Ричи — знаменитым стендап-комиком. Ипохондрик Эдди женился на копии своей властной матери, а Беверли замужем за домашним тираном, так похожим на её отца. Страшные события мистическим образом стёрлись из их памяти, хоть и оставили след в судьбе. Про существование Пеннивайза помнит лишь Майк, ведь он единственный не покинул Дерри и все эти годы ждал возвращения жуткого клоуна. И вот Оно вернулось, а значит, «неудачникам» пора собраться вновь.
Временами Пеннивайз и впрямь нагоняет жути
Пожалуй, самая заметная проблема второго фильма в его несамостоятельности. Всё лучшее, что было в романе Кинга, уже вырезали и удачно перенесли на экран два года назад, так что создателям пришлось работать, по сути, с остатками. А пытаться превратить пустую оправу в полноценное украшение — занятие неблагодарное. Кажется, Андрес Мускетти вместе со сценаристом Гари Доберманом понимали это с самого начала, а потому значительно изменили тон повествования. Теперь зрителя почти не пытаются напугать или всерьёз растрогать — лишь повеселить и подразнить фансервисом. От какого-нибудь «Заклятия» фильм сделал решительный шаг в сторону «Зловещих мертвецов» и, как ни странно, блокбастеров Marvel.
Сцена со старушкой, которую почти целиком засветили в трейлере, наглядно показывает, в каких странных пропорциях страшное в фильме перемешано со смешным
С последними «Оно 2» роднит юмор, которым авторы то и дело сбивают пафос и напряжение. И хотя шутки, по большей части, хороши, их не просто много, а слишком много. Хохмы следуют одна за другой и порой вклиниваются в сцены, которые могли бы произвести довольно сильный эффект на зрителя, если б не внезапная юмореска. Первый фильм тоже частенько позволял себе иронизировать, но всё же не скатывался в чёрную комедию. А вот сиквел балансирует на грани.
При этом хоррор-составляющая стала ещё более вторичной. Билл Скарсгард по-прежнему неподражаем в образе Пеннивайза, но его трюки мы уже прекрасно знаем. Всё те же ожившие покойники, зубастая пасть, выпрыгивания из темноты. Вместо того чтобы поработать над разнообразием и эффективностью пугалок, создатели решили сделать их масштабнее, в том числе при помощи графики. Вышло с переменным успехом — видно, что бюджет здорово вырос, и всё же некоторые монстры выглядят совсем уж мультяшно.
Актёры на роли взрослых «неудачников» подобраны чертовски удачно
Сами «неудачники» почти не изменились, только сыграны уже другими актёрами. С одной стороны, это прекрасно — легко поверить, что перед нами повзрослевшие, но всё те же ребята. С другой — персонажи никак не развиваются, и даже арки у них остались прежними. Билл терзается чувством вины из-за гибели брата, Бен пытается завоевать сердце Беверли, а остальные борются со своими страхами. В романе такая симметрия казалась органичной, ведь события прошлого и настоящего разворачивались параллельно. Взрослые герои проходили свой путь синхронно с юными версиями себя, а в экранизации это воспринимается именно как повторение всего, что мы уже видели.
Даже построение сюжета перекочевало из первой части в первозданном виде: «неудачники» поодиночке сталкиваются с Пеннивайзом, затем понимают, что сила в дружбе, и все вместе дают монстру бой. Это та самая яма, которую создатели вырыли себе, когда решили разделить временные линии на два фильма. Вдобавок у сиквела проблемы с темпом: временами повествование срывается в галоп, а важные сцены проносятся на такой скорости, что зритель попросту не успевает почувствовать их значимость. Кажется, будь на то воля Мускетти, фильм длился бы не три часа, а четыре.
«Оно 2», может, и утратило новизну, но зато не растеряло в атмосферности. Дерри по-прежнему кажется самым уютным и вместе с тем самым зловещим из всех маленьких городков. Все локации, будь то шумная ярмарка или заброшенный дом, выглядят колоритно и в хорошем смысле по-киношному. Великолепная музыка и операторская работа вызывают в памяти лучшие приключенческие фильмы восьмидесятых-девяностых, да и актёры заметно выкладываются по полной: Джеймс Мак-Эвой отлично отыгрывает привычный для себя образ героя-невротика, а Джессика Честейн удивительно нежна в роли Беверли. И всё же внимание зрителей, как и в первой части, полностью крадут Эдди и Ричи. Мало того, что Джеймс Рэнсон и Билл Хейдер феноменально похожи на своих юных коллег, так ещё и прекрасно воспроизводят их ужимки — именно на их долю выпали все лучшие шутки в картине.
Да, чуда не произошло — вторая часть не смогла превзойти первую. В ней меньше запоминающихся сцен, меньше ужасов и, что самое обидное, куда меньше искренности. Многогранная история о детстве, страхе и дружбе превратилась в хоррор-блокбастер с голливудскими клише. Но тем не менее «Оно 2» — неплохое развлекательное кино, на которое не жалко потратить вечер. Если фильм вас и не заденет, то хотя бы повеселит.