Обзор фильма «Тайна печати дракона». Пираты китайского моря
«Тайна печати дракона» — прямое продолжение фильма «Вий 3D» 2014 года. Картину совместно снимали Россия и Китай; собственно, лишь благодаря спонсорам из Поднебесной лента и получила немаленький бюджет в 49 миллионов долларов, что делает её самым дорогим кинопроектом отечественного производства.
В этом случае вопросов, на что потратили деньги, не возникает — стоит лишь посмотреть на каст и увидеть картинку. По её качеству в кои-то веки невозможно с ходу определить, что в финальных титрах последуют русские имена. Тем обиднее, что из всего этого могла получиться по-настоящему классная сказка, не уступающая лучшим представительницам жанра… если бы не несколько жирных «но».
Железная маска на русский лад
На дворе начало XVIII века. Английский учёный Джонатан Грин приезжает в Россию, где должен встретиться с Петром I и передать русскому царю карты, которые тот заказал во время своих странствий по Европе. Однако при встрече картограф обнаруживает, что на престоле сидит ряженый, а по факту страной правит коварный князь Меншиков (его играет Павел Воля, и в этой роли он раздражает не больше, чем того требует персонаж).
Чтобы англичанин не сболтнул лишнего, его торопливо посылают куда подальше. А именно — делать карты Дальнего Востока. Так Грин и попадает в Китай, где правит могущественная колдунья, повелительница дракона. В Поднебесной наивному учёному придётся столкнуться с тёмной магией, разоблачить заговор, встретиться с настоящим Петром и помочь законному правителю вернуться на трон (небольшой спойлер — даже не одному).
Хотя «Тайна печати дракона» стартует с того же места, где закончился «Вий», картина спокойно смотрится в отрыве от первой части. Самое важное из предыдущей ленты кратко пересказывают в прологе, а основная интрига не имеет к Гоголю никакого отношения. Если уж на то пошло, в фильме куда больше отсылок к Дюма. Тут и «Человек в железной маске», и тонкая ирония на тему «Графа Монте-Кристо»… и всё это в английском Тауэре, где Арнольд Шварценеггер стережёт пленного Джеки Чана.
Да, кумиры детства появляются во второстепенных ролях, и сцены с ними — чуть ли не лучшая часть фильма. Шварцу досталась роль начальника охраны Тауэра — бывалого вояки со своим кодексом чести; ну а Джеки играет китайского мастера боевых искусств, который очень некстати угодил в плен к англичанам. Герои успеют и подраться друг с другом, и отколоть пару отличных шуток, и расположить к себе. Вышли действительно живые и харизматичные персонажи, хотя экранного времени у них немного.
Крадущаяся лень, затаившийся плагиат
Увы, по-настоящему развернуться актёрам не даёт перегруженный сценарий — в два часа впихнули кучу интересных героев и сюжетных линий, а в итоге им просто некогда нормально раскрыться. Одни персонажи не успевают толком проявить себя, других вообще можно выкинуть без особых потерь; третьи же остаются шаблонными картонками, и в первую очередь это касается злодеев.
Не сказать, что хоть кому-то сценаристы прописали сложные характеры, но плохие ребята вышли совсем уж… плохо. Главная злодейка ведёт себя как типичный Тёмный Властелин, не знакомый с историями других Тёмных Властелинов: угнетает невинных, злобно хохочет и расправляется с верными слугами при первой удобной возможности. При этом актёры выжимают из ролей максимум: в каст помимо Шварца и Чана затесались Чарльз Дэнс и Рутгер Хауэр, да и менее известные лица, включая нашего Юрия Колокольникова, от мастодонтов не отстают.
Но никакие актёры не превратят лоскутное одеяло сценария в эпический гобелен. Сюжет скачет из Англии в Россию, а оттуда в Китай и обратно, теряя по пути логику. Рваный монтаж только усугубляет ситуацию. Диалоги в фильме чисто функциональные, не считая шуточек, далеко не все из которых попадают в цель. А ещё, к сожалению, очень бросаются в глаза заимствования из «Пиратов Карибского моря» — и их уже никак не назвать отсылками. Тут и благородная английская леди, которая пробирается на корабль в мужском платье, чтобы найти любимого, и пеший переход по морскому дну, только с бочками на головах вместо лодки…
Впрочем, нельзя не отдать создателям должное: кроме бессовестной копирки некоторых сцен, они позаимствовали у «Пиратов» дух лихого сказочного приключения. Да, на экране порой творится форменный бред, но бред весёлый и зрелищный. Картинка яркая, красочная и за редким исключением качественная — особенно для российского кино. Спецэффекты кое-где подкачали, к тому же в 2019 году реализовывать 3D, тыкая в лицо зрителю острыми предметами, — дешёвый трюк. Зато милого бесёнка, который увязался за Грином с хутора, нарисовали так, что хочется заполучить на полку его плюшевую копию.
Ну разве не прелесть?
Над экшеном тоже постарались. Помимо драки Шварца и Чана, особенно удалась заключительная схватка. Это даже не поединок — это смертоносный танец в лучших традициях восточного кинематографа, где красивые девушки кружат с мечами и веерами. При этом смешение культур смотрится на удивление органично: при столкновении Запада, Востока и России мог выйти тот ещё кадавр, но обошлось без диссонансов.
Перед показом создатели фильма признались: им хотелось бы, чтобы «Тайну печати дракона» зрители смотрели со своими детьми. И, наверное, в детстве лента мне бы искренне понравилась. Сейчас — возникает много вопросов и видится много недочётов. Но если вы ищете лёгкое, зрелищное, слегка безумное развлечение на пару часов, если любите красивые добрые сказки и готовы идти на сеанс без завышенных ожиданий — думаю, о просмотре не пожалеете. В конце концов, это ещё и возможность попрощаться с Рутгером Хауэром, пусть даже в камео.