Обзор фильма «Джокер». От улыбки станет всем темней
Ещё совсем недавно ответ на вопрос «Почему у Джокера нет своего кино?» был очевиден. Это же злодей — как про него снимать? Если уж антигероев из «Отряда самоубийц» Warner Bros. побоялись показывать во всей их неприглядности, что говорить про сумасшедшего террориста?
Впрочем, со временем руководство студии всё-таки решилось дать клоуну-убийце сольник: то ли упорство Тодда Филлипса сыграло свою роль, то ли сказалась популярность «Дэдпула» и «Логана» , ориентированных на взрослую аудиторию. Как бы там ни было, в результате мы получили фильм, который точно займёт своё место в списке самых влиятельных кинокомиксов за всю историю.
Готэм, 1980-е. Экономика в упадке. Предприятия разоряются, люди теряют работу, пропасть между богатыми и бедными разрослась до апокалиптических размеров. Из-за забастовки мусорщиков на улицах растут горы помоев, а в подворотнях завелись гигантские крысы. Город сходит с ума.
Артура Флека всё это мало заботит. Он человек маленький, и своих проблем у него до черта: недееспособная мать, беспросветная депрессия, целый набор психических расстройств и в придачу приступы неконтролируемого смеха. Единственное, что скрашивает его жалкое существование, — мечты о карьере комика да улыбка симпатичной соседки. Но отсиживаться в своём мирке и дальше не получится: судьба начинает бить Артура с особым остервенением… Под этими ударами надломленное сознание окончательно распадается, и тихий больной человек превращается в нечто зловещее.
Грим Джокера в фильме сильно напоминает грим другого клоуна — серийного убийцы Джона Уэйна Гейси, который подрабатывал аниматором на детских праздниках. Его же псевдонимом, «Пого», назван готэмский стэндап-клуб
Когда после Венецианского кинофестиваля критики говорили, что «Джокер» навеян фильмами Мартина Скорсезе, они даже преуменьшили связь ленты с работами мастера. Одними отсылками, цитатами и стилизацией дело не обходится: две ленты Скорсезе, «Таксист» и «Король комедии» , служат Тодду Филлипсу не столько источниками вдохновения, сколько подопытными объектами. Режиссёр вырезает из них целые сцены и элементы сюжета, соединяет, выворачивает неожиданным образом и скрепляет собственными задумками. Например, Роберт Де Ниро, исполнивший главные роли в обоих фильмах, в «Джокере» воплощает полную противоположность своих персонажей. Денировские же герои сшиты в одного Артура Флека: он сочетает в себе черты и наивного фантазёра Руперта Папкина, и озлобленного аутсайдера Трэвиса Бикла.
Всю эту синефильскую метамозаику Филлипс накладывает на вселенную DC. Да, альтернативную и приземлённую, но всё же привычно гротескную. И тут происходит маленькая революция: оказывается, что проблематика и угол подачи респектабельного авторского кино вполне органично переносятся в экранизацию мейнстримных комиксов. Все те же драмы и трагедии могут разворачиваться на улицах выдуманных городов и при участии людей в масках. Это важный шаг в борьбе с мнением о том, будто «книжки с картинками», как и фильмы по ним, — для детей и недоумков.
На приступы смеха в исполнении Феникса действительно страшно смотреть
При этом «Джокер» остаётся развлекательным фильмом. Да, он обыгрывает работы Скорсезе, не боится шокировать и грузить зрителя, но всё же рассказывает понятную и знакомую многим историю. Создатели пошли прямым путём, сделав ориджин Джокера примерно таким, каким его и ждали. Посмотрите трейлер, попытайтесь предсказать сюжет — и, скорее всего, мало где ошибётесь. Однако проскакивающую тут и там вторичность сценария легко оттеняет блестящая постановка.
До премьеры многие поклонники комиксов опасались, что киношники слепят из любимого злодея романтического страдальца и очередной источник цитат для соцсетей. К счастью, этого не произошло. Да, Артур и впрямь персонаж трагический, но создатели не стесняются показывать его жуткую, временами даже мерзкую сторону. Да и культ вокруг образа Хита Леджера обсмеяли очень тонко.
Да, вы уже видели этот кадр в трейлерах, но оцените его ещё раз. В фильме таких много
Хоакин Феникс бесподобен, и что-то расписывать тут бессмысленно. Это потрясающая, комплексная и тонкая работа, на которую способны немногие драматические артисты. Кто-то калибром поменьше наверняка свёл бы всё к кривлянию и фарсу, как Джаред Лето, но Феникс выдал игру, достойную, самое малое, номинации на «Оскар». А ещё это однозначно спектакль одного актёра, поэтому остальной каст, хоть и держит высокий уровень, лишь оттеняет главную звезду.
В техническом плане картина почти безукоризненна. «Джокер» снят на потрясающих локациях, неизменно создающих или подчёркивающих настроение сцен. Готэм никогда не смотрелся настолько живым и натуральным, и, хотя сквозь него частенько просвечивает скорсезовский Нью-Йорк, особая атмосфера самого мрачного города вселенной DC всё равно преобладает.
К тому же «Джокер» потрясающе звучит. Композитор «Чернобыля» Хильдур Гуднадоттир создала саундтрек, не просто дополняющий иные эпизоды — подчас он вытягивает или даже меняет их тон. Можете не заучивать сложную исландскую фамилию — совсем скоро вы будете слышать её не реже, чем «Джавади» или «Циммер».
«Джокер» — один из немногих фильмов, не позволяющих назвать 2019 год провальным для большого кино. Это умная, эмоциональная, выдающаяся в техническом плане и в плане актёрской игры картина, которая выдвигает экранизации комиксов далеко вперёд. Пожалуй, меньшего архивраг Бэтмена и не заслуживает.