Как выглядели игровые сайты 22 года назад? Ретроспектива ко дню рождения Игромании
Игромании исполняется 22 года — почти четверть века! Немногие сайты могут похвастаться таким долголетием, но, к счастью, мы сумели пережить всё на свете — и надеемся протянуть ещё минимум столько же. Но не будем загадывать наперёд.
Лучше скажите вот что: где ещё вы читали об играх, когда Игромания только появилась? Какими были самые популярные игровые ресурсы в 1997 году? У кого-то наверняка уже поблёкла память, а многие попросту не застали те времена. Как раз по такому случаю мы и приготовили эту подборку: пора полюбоваться шедеврами доисторического веб-дизайна и посмотреть, чем завлекали читателя игровые СМИ два десятка лет назад…
Computer Gaming World
По эргономике дизайна CGW был, пожалуй, ближе всех к современным представлениям о том, как должны выглядеть сайты. Никаких вычурных картинок или слишком пустых «окон» — только информация
Этот журнал, основанный в 1981 году, претендует на звание одного из древнейших изданий о видеоиграх. Будучи горячим поклонником игр, создатель CGW Рассел Сайп захотел создать о них своё СМИ — тем более что тогда в США просто не было изданий, которые рассказывали бы о современных геймерских продуктах.
Несмотря на полное отсутствие опыта в сфере медиа, он подошёл к делу на удивление профессионально: нарочито чопорное название Computer Gaming World должно было привлечь внимание издателей и разработчиков. Сайп надеялся создать не просто журнальчик, но отраслевое издание. И у него даже получилось! CGW считался одним из лучших профильных журналов по видеоиграм вплоть до 2006 года, когда он благополучно умер — и возродился в виде Games for Windows: The Official Magazine (тот, впрочем, прожил в печатном виде всего два года).
Их подход к рецензиям тоже слегка отличался от подхода конкурентов. Помимо привычных плюсов и минусов, в секции Appeal они отдельно отмечали, в чём соль игры и кому она может понравиться. Но, при всей взвешенности текстов, были и курьёзы: есть байка, что в 1988 году журналистка CGW якобы так раскритиковала Might and Magic II: Gates to Another World , что обозлённые разработчики назвали её псевдонимом (Scorpia) одного из монстров в продолжении…
Game Zero Magazine
На поиск точной информации об этом журнале можно потратить недели и всё равно ничего толком не найти, но чисто технически Game Zero Magazine — одно из первых видеоигровых изданий, перебравшихся в интернет. В бумажном варианте оно появилось в 1992 году в качестве небольшого фанзина, выпускавшегося на территории американского штата Огайо, а (якобы) уже в 1994-м открыло сайт, где перепечатывало публикации из журнала.
Очевидно, контент создавался любителями и для любителей — иначе члены редколлегии не брали бы столь звучные псевдонимы, как «R.I.P.», «Ferrari Man» или, например, «???». Зато тексты были живыми, а неприкрытые «фанзинские» корни GZM позволяли авторам общаться с аудиторией без всяких препон. Сайт прожил всего два года, но оставил после себя целый архив материалов, а ухаживать за ним прекратили только в 2008-м. Неплохо для фанатского начинания.
Добро пожаловать на главную страницу Game Zero Magazine. Она была такой с самого начала — можете проверить через Wayback Machine. Ну… наверное, не худший выбор маскота?
Неясно, с чем это связано, но рецензии GZM на консольные и компьютерные игры кардинально отличались по строению. Мнение о консольных проектах высказывали сразу несколько авторов (каждый в своём стиле и порой очень развёрнуто), а о компьютерных — лишь один, и тексты были куда менее информативными. Даже системы оценки игр различались. Может, не у всех был доступ к мощному игровому ПК?
Gamespot
Наконец-то: сайт, сделанный людьми, которые прекрасно понимали, что делают! Gamespot был создан выходцами из китайской организации International Data Group и много раз переходил из рук в руки, прежде чем обосноваться в крупном американском медиахолдинге CBS Interactive.
И вот даже хотелось бы рассказать про Gamespot что-то мемное и примечательное, но на самом деле смеяться тут не над чем — это просто один из первых образцов качественной видеоигровой прессы. В конце концов, без высоких стандартов качества и самоотдачи коллектива сайт вряд ли дожил бы до сегодняшнего дня. А он не просто дожил — он вырос в крупнейший ресурс о видеоиграх в интернете.
Просто взгляните — самый первый вариант главной страницы сайта. Был ли он таким всегда, или просто современный браузер не в состоянии его нормально отобразить — хороший вопрос
А далее дизайн стал уже получше. Минимум клипарта, максимум информации
Авторы Gamespot очень тщательно категоризировали информацию об играх, чтобы облегчить навигацию читателей по сайту. Их критерии оценки тоже радуют: они специально отмечали, насколько игра взбесила рецензента (reviewer’s tilt) и как быстро можно освоиться с механиками (learning curve). А иногда они и вовсе приводили мнение рецензента рядом с мнением кого-нибудь из читателей
Плашка с технической информацией и доступностью тех или иных ресурсов для игры — чтоб читатель находил всё необходимое в одном месте. А вы как думали? Найти патч или фикс для какого-нибудь назойливого бага тогда было той ещё задачей!
Famitsu
Ну и куда же без Famitsu — это старейший в мире журнал о видеоиграх, до сих пор пользующийся большой популярностью на своей родине, в Японии. Он появился в качестве приложения к журналу ASCII, предназначенному для взрослых, «серьёзных», пользователей ПК; колонка Famicom Tsūshin, рассказывающая об играх для одноимённой системы, получала положительные отзывы аудитории. Поэтому издатель решил превратить её в отдельное издание — уже строго игровое.
Копия главной страницы Famitsu от 2000 года (более ранние найти, увы, не удалось). Дизайн на удивление чистый. Подозрительно чистый…
…а, ну да. Кликаешь на первый же материал — и всё, приехали
Gamasutra
Gamasutra — первый образец узкопрофильного издания внутри и без того узкопрофильной видеоигровой ниши. Сайт был создан в 1997 году в качестве онлайнового компаньона для печатного журнала Game Developer, а тот, как понятно из названия, предназначался сугубо для разработчиков. Анализы механик, технических решений, дискуссии о процессе создания игр, регулярные разборы полётов — всё, что нужно профессионалу индустрии.
Gamasutra в основном служил зеркалом издания-родителя, публикуя тексты из журнала, но и без уникальных фишек не обошлось: ещё до начала нулевых здесь можно было поискать вакансии в игровой индустрии — ну, или перспективных сотрудников, если вы наниматель. Поэтому, когда Game Developer прекратил существование, портал Gamasutra остался цел и невредим — этот ресурс и по сей день кладезь знаний для всех, кто интересуется разработкой.
Главная страница сайта, как диктовала мода, была стилизована — но оформление почему-то даже сейчас не режет глаз
Мастер-класс по алгоритмам передвижения юнитов в RTS от разработчика Age of Empires? Такое и сейчас не везде можно найти — не то что в конце девяностых
IGN
IGN запустился в 1996 году под названием Imagine Games Network и был не просто СМИ, а сетью тематических сайтов, посвящённых разным платформам. N64, первая Playstation, Sega Saturn, ПК — в общём, всё самое горячее и востребованное. Но спустя два года руководство сети всё-таки объединило площадки под брендом IGN; тогда же появился и сам сайт, который, по сути, стал порталом-агрегатором: с него можно было перейти на подраздел интересующей вас платформы или просто тусить на главной, читая обо всём на свете.
Главная IGN образца 1999-го. Хороший брендинг: и узнаётся, и не мешает навигации
Забавный факт: разбавляя тексты рецензий иллюстрациями, авторы сайта были одними из немногих журналистов, кто вдобавок активно использовал подписи к картинкам. Причём как юморные, так и информационные
Объёмный словарь самых важных имён в индустрии — на редкость удобное решение. Заглянул в текст, а там неизвестная компания? Вот тебе пояснение — и с сайта никуда не надо уходить
Game Informer
Издание, входящее в десятку самых популярных в США (то есть вообще в стране, а не только в развлекательном сегменте), начало жизнь в 1991 году как дочерний журнал ритейлера видеоигр FuncoLand и, прямо скажем, звёзд с неба не хватало. Но, когда в 2000 году его перекупила корпорация GameStop, из очередной копеечной брошюрки Game Informer превратился в настоящего монстра — спасибо рекламе в розничных магазинах сети GameStop. Онлайновая версия запустилась ещё до смены владельцев, в 1996-м, а три года спустя FuncoLand даже наняла нескольких редакторов для поддержки сайта. Ну а сейчас… Сложно не быть важным игроком на рынке, когда у тебя есть поддержка большого бизнеса и прямой выход на всех крупных издателей.
Уф… Хорошо, что нынешний логотип Game Informer выглядит как-то спокойнее. А вот в 1997-м это была прямо какая-то кислота, даже если сделать скидку на беспощадный веб-дизайн девяностых
Так как до «переезда» в GameStop онлайновая версия журнала была лишь придатком печатной, на сайте выкладывались вот такие сводки: что в каком номере обозревали, какие оценки ставили. Шикарное решение для удобства пользователей
«Страна игр»
Подождите-ка… ДОКА? TIME PARADOX
Об истории создания «Страны Игр» можно снять фильм — ну, или, как минимум, короткометражный байопик. Будущий создатель журнала, Дмитрий Агарунов, в 1992 году начал продавать в Москве обычные детские игрушки, но уже через пару лет перепрофилировал свою точку в магазин видеоигр, увидев большой потенциал в новых технологиях.
К 1995-му предприятие разрослось до небольшой сети, но предприниматель столкнулся с проблемой: игры плохо покупали, потому что о них просто мало кто знал. С этим нужно было что-то делать — и вот в феврале 1996-го вышел первый номер «Страны игр». Пробный тираж в пять тысяч экземпляров разошёлся за несколько недель. Ну а дальше, как говорится, понеслось: в 1998-м сеть магазинов по продаже видеоигр превратилась в издательство, а к середине нулевых ИД Gameland стал одним из крупнейших медиахолдингов в России, открыв, среди прочего, журналы «Хакер», «Хулиган» и Total Football.
Но двадцать два года назад, в 1997-м, издание всё ещё было по факту корпоративным органом одноимённой сети видеоигровых магазинов. А потому и контент был соответствующий — сугубо прикладной. Рецензии рассказывали, какие игры уже стоит искать на полках, а превью — какие можно будет найти попозже.
Сейчас без слёз на главную страницу, конечно, не взглянешь, но пояснения в скобках напротив рубрик почему-то безумно радуют простотой и человечностью. С читателем на «ты», без дыма и зеркал
Смейтесь над дизайном сколько угодно, но словарик терминов — необычайно полезная в то время вещь. Она, например, помогала аудитории говорить на языке «шарящих» продавцов Gameland, чтобы люди не чувствовали себя совсем уж неотёсанными дикарями. В конце концов, знание — сила. Особенно когда это знание помогает купить хорошую игру
Редакция даже оформляла выложенные на сайте рецензии в стиле игр, о которых те написаны! Получалось с переменным успехом, но намерение хорошее: подача — это важно. Даже если об неё можно сломать глаза
Советы по прохождению Duke Nukem 3D — они такие. Слишком запутанные и чересчур подробные одновременно. Узнаёте уровни?
Игромания
И наконец, мы. А что мы? Про нас вы и так всё знаете! Как и у многих СМИ, о которых говорилось выше, у Игромании на заре её существования были совсем другие цели. В нашем случае всё началось со сборников советов по прохождению самых разных игр. Сейчас, наверное, смешно даже думать о таком, но в середине девяностых у геймеров почти не было толковых и подробных источников информации. Да, у продавца всегда можно спросить, что лучше купить, — а если застрянешь где-нибудь? Возвращаться в тот же магазин и просить помочь? Вот именно — для того и требовались книги.
К 1997 году они расходились хорошо — слишком хорошо, чтобы останавливаться на достигнутом. Поэтому издатели решили, что формат ежемесячного журнала будет куда удобнее. С каждым годом выходило всё больше игр, для них нужно было больше советов и хитростей — тут уж грех не печататься чаще! В сентябре 1997-го вышел первый номер, а уже летом 1998-го запустился сайт. Изначально он, как обычно делали, был просто «зеркалом» печатного издания, но позднее Igromania.ru получила прикладную цель: общаться с аудиторией. То есть с вами. Общаться, узнавать, спрашивать, как сделать журнал лучше. А заодно делиться свежими патчами, демками, кодами и прочими полезными вещами.
Самый ранний из сохранившихся в редакции скриншотов сайта — 2001 год. Ещё и The Dark Project на главной… Пойти переустановить, что ли
А каким было ваше первое игровое СМИ? В какой момент начали читать Игроманию? И чего сайту, по-вашему, не хватает сегодня? Делитесь ностальгией и мнениями в комментариях — и играйте только в лучшее!