Игры перестройки. Во что и на чём играли в СССР?
Уже который год поп-культура пребывает во власти ретро. Неоновые 80-е прут отовсюду: под них стилизуют блокбастеры, сериалы, музыку и, конечно же, игры. Сотни игр. Эта эпоха так широко отражена в медиа, что даже дети XXI века прекрасно знают, что такое Pac-Man и как вся Америка сходила с ума по аркадным автоматам.
Но неужели игровая культура расцветала только по ту сторону «железного занавеса»?
Удивительно, но нет.
Внезапное будущее
23 апреля 1985 года только что избранный генсек ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв заявил о необходимости реформирования всей системы управления страной. Так началась перестройка, продлившаяся с 1985 по 1991 годы — до самого развала СССР. Она задумывалась как глобальная программа по выходу из «периода застоя», охватившего Союз во времена брежневского правления, но в итоге всё стало лишь хуже. Из-за поспешных и непродуманных решений руководства страны, а также из-за ряда других обстоятельств (чернобыльская катастрофа, затянувшаяся война в Афганистане) экономика страны рухнула, а это, в свою очередь, сильно повлияло на образ жизни каждого гражданина СССР.
Раритетная штука: дискета с Gorby no Pipeline Daisakusen , головоломкой про трубопровод Горбачёва, вышедшей за пару месяцев до распада Советского Союза
Но, вопреки расхожему мнению, именно в этот период (и даже чуть раньше — уже в 1983–1984 годах) в Советском Союзе начали появляться первые персональные компьютеры. Популярные на Западе Commodore 64 и Amiga не пользовались у нас успехом из-за высокой стоимости и сложностей ввоза, а потому ПК попадали в СССР из стран Восточной Европы. В первую очередь — из Польши, где производились дешёвые клоны ZX Spectrum , под названием Elwro. В Союзе доверяли польскому продукту: еще в 1960-х варшавские аналоговые компьютеры ELWAT зарекомендовали себя как отличные машины, быстрые и надёжные.
Elwro 800 Junior. Когда-то эта ламповая бандура была пределом мечтаний многих советских подростков, разбирающихся в технике
Но из-за того, что даже польские ПК стоили довольно приличных денег, советские радиолюбители быстро разобрали их на составные схемы и создали несколько собственных разработок, эмулировавших работу ZX Spectrum. А после 26 мая 1988 года, с принятием закона «О кооперации», в СССР стали появляться первые кооперативы, где инженеры собирали собственные компьютеры.
Игры категории «БК»
В 1989 году начался массовый выпуск БК-0011 — улучшенной версии легендарного БК-0010 , который в простонародье называли «бэкашкой». Именно эта версия стала настоящим хитом среди советской публики. Стоимость таких машинок в то время в несколько раз превышала зарплату инженеров, которые их же и производили, но самым усердным работникам позволялось брать их с собой, чтобы трудиться и дома. Там, конечно, компьютер тут же оккупировали дети. А особенно ушлые кооператоры объединялись, в складчину покупали несколько «бэкашек» и создавали настоящие компьютерные клубы. Стоимость одного часа в таких заведениях составляла около рубля — а значит, предприниматели не испытывали недостатка в клиентах: личный «бытовой компьютер» позволить себе могли немногие, доступ на заводы с ними был тоже не у каждого, а поиграть хотелось всем.
Вот так выглядел один из лучших бытовых «компов» того времени. Вместо монитора — обыкновенный телевизор
Этот период можно считать одним из уникальных в истории игровой разработки вообще. Поскольку компьютеры в СССР распространялись скорее стихийно, никто толком не знал, как на них программировать. Умельцы, способные из десятичного кода, допотопной клавиатуры и тактовой частоты в 4 кГц максимум (!) создать хоть что-то, казались волшебниками. А записывались программы и игры прямо на кассеты — при помощи обыкновенного магнитофона. Это был процесс чистого творчества, ведь помимо кáлек с западных образцов, которые распространялись инженерами, побывавшими за границей, создавались и собственные, оригинальные, проекты.
По порядку: «Микроша», «Нейрон», «Поиск», «Сура», «Агат». По цене последнего можно было купить подержанную «Волгу»
Конечно, не одними «бэкашками» жили геймеры СССР. Было множество других моделей — и своих, и чужих. Особенно стоит отметить дорогущий «Агат» , по стоимости примерно равный неплохому отечественному автомобилю того времени. Ну и конечно же, нельзя не упомянуть аналоги игровых автоматов, клоны Nintendo Game & Watch марки «Электроника» и даже копии Big Trak , жутковатого игрушечного танка, управляемого при помощи клавиатуры сверху корпуса.
Капиталисты, филлеры и марсиане
Ну а теперь вспомним, во что именно играли советские геймеры в период перестройки.
Tetris
В первую очередь это, конечно, разработанный в 1984 году Алексеем Пажитновым «Тетрис» , а также его клоны TetColor (с цветными кубиками), Hatris (со шляпами), Faces (с лицами) и даже, внимание, сиквел «Тетриса» — Welltris (с трехмерными кубиками)!
«Диверсант»
По сути, это клон Space Invaders, одного из самых важных проектов в истории видеоигр, а вместе с тем настоящий хит любительского компьютера «Радио-86РК». Сюжет прост: на город напали пришельцы, а зенитная пушка должна сбивать не только корабли интервентов, но и десант. На выстрелы тратятся очки, которые зарабатываются за каждый сбитый корабль и уничтоженного пришельца. Десять упущенных диверсантов — конец игры. В своё время компьютерные клубы были заполнены «Диверсантами», а желающие приобщиться к архаичной классике могут даже поиграть в эмулятор проекта.
« Коммерсантъ »
Самая настоящая экономическая стратегия, созданная для первых IBM PC. Для своего времени невероятно масштабная. Игрок начинает с небольшим состоянием (дом, машина, немного денег), которое нужно наращивать через заключение выгодных сделок. Мешают ему в этом, помимо конкурентов, случайные события. К примеру, только вы начали ворочать миллионами рублей, и тут вас сбивает автомобиль! Также в проекте можно усмотреть отдельные элементы «Монополии». В 1990-х, кажется, не было компьютера, на котором ни разу не стоял «Коммерсантъ». Игра свободно распространялась через узловую сеть FidoNet, откуда её записывали на диски и передавали из офиса в офис.
Filler
Любимейший убийца свободного времени всех офисных работников 90-х. В основе этой логической игры лежит простейшая концепция: игроки ходят по очереди и «окрашивают» поделенную на ромбы территорию в конкретный цвет, не соответствующий тому, что выбрал противник. Цель — «закрасить» больше половины площади раньше соперника. В отсутствие живого человека роль оппонента брал на себя компьютер, но самое весёлое — это, конечно же, играть с коллегой. На одну партию уходит от силы 10–15 минут, и до сих пор «Филлер» остаётся непритязательным, но эффективным способом потягаться в сообразительности и быстроте реакции (рабочий перерыв-то не резиновый, а поиграть хочется всем!).
Perestroika
Возможно, самая странная игра того времени. И нет, это не приквел политического симулятора Crisis in the Kremlin. «Перестройка» — аркада, где зелёный мухообразный Демократ прыгает по «островкам свободы» (по другой версии — по «постановлениям»), собирая блага для народа, чтобы достичь нового Этапа Большого Пути, отображённого вверху экрана. Проще говоря, перед нами гриндилка. Островки-постановления постепенно уходят под воду, а Демократа пытаются поймать Бюрократы, похожие на пучеглазых чудищ. Несмотря на сумасшедшую аллегорическую природу, игра получилась жутко увлекательной. Позже даже был сделан ремейк Toppler , где демократа заменили на лягушку, а островки — на кувшинки.
А вы сами застали те времена? Вспомните свой первый компьютер или пару-тройку любимых игр? Или, может, слышали похожие истории от старших друзей, коллег или родственников? Делитесь воспоминаниями в комментариях — и играйте только в лучшее!