Обзор фильма «Доктор Сон». Между Кубриком и Кингом
Роман Стивена Кинга «Доктор Сон» вышел в 2013 году и стал самой громкой работой писателя за много лет. Что неудивительно, ведь книга поведала о том, как сложилась жизнь маленького Дэнни Торренса из «Сияния» после кошмара, пережитого им в отеле «Оверлук». И хотя оригинал не нуждался ни в каком продолжении, Кинг всё же нашёл, чем развить тему, сосредоточив внимание не на призраках и телепатии (хотя и того и другого в книге хватает), а на детских травмах и их последствиях.
Естественно, экранизация оставалась лишь вопросом времени, особенно после феноменального успеха «Оно». Режиссёром назначили Майка Флэнегана, одного из самых талантливых кинематографистов, работающих в жанре ужасов: на его счету «Окулус» , «Тишина» , отличный сериал «Призраки дома на холме» , а также «Игра Джералда» по тому же Кингу. И хотя перед ним стояла почти невыполнимая задача — проследовать по стопам великого Кубрика, — справился он с ней более чем достойно.
Трудное детство не прошло даром: Дэн Торренс вырос в запойного алкоголика. Впрочем, в какой-то момент он всё же находит в себе силы оторваться от бутылки и устраивается работать в хоспис. Сияние — сверхъестественная сила, позволявшая в детстве читать мысли и видеть мёртвых людей, — теперь помогает ему облегчить умирающим переход на тот свет. Рядом с Дэном старики не мучаются, а мирно засыпают, за что бывший маргинал получает уважительное прозвище «Доктор Сон».
Увы, тихая размеренная жизнь героя продлилась всего восемь лет. Однажды Торренса нашла другая обладательница сияния, юная Абра, и попросила о помощи. По Америке рассекает банда кочевников-вампиров, называющая себя «Истинный узел», — только вместо крови они питаются силами «сияющих» детей. Теперь злодеи охотятся за Аброй — и, если Дэн не вмешается, девочку ждёт мучительная смерть.
Почему снимать сиквел «Сияния» было чудовищно сложно? Ну, прежде всего потому, что Кубрик в своей экранизации так сильно отошёл от первоисточника, что фильм и книга — фактически разные произведения (за это Кинг ленту просто возненавидел). Режиссёр переписал концовку и убил персонажей, которые в оригинале оставались живы. К тому же исследовать тёмную сторону главного героя ему было интереснее, чем рассказывать историю голодного отеля, где в ваннах нежатся привидения, а изгородь чуть более живая, чем можно было ожидать. У Кубрика выпивка и одиночество изводили Джека Торренса успешнее призраков, а тема сияния отошла глубоко на второй план. Но в «Докторе Сне» Кинг, разумеется, продолжил собственную историю, где доминировала паранормальная составляющая, а в конце отель «Оверлук» благополучно взлетал на воздух.
Казалось бы, Флэнегану придётся либо капитально перекраивать книгу, либо игнорировать легендарную экранизацию… однако он сумел увязать два первоисточника в одном фильме — и нашёл для этого удивительно изящные решения.
Несложно ввести персонажа, который в книге жив, а в экранизации благополучно почил, если главный герой буквально общается с мертвецами
Фильм довольно точно следует книге в первых двух актах, отжимая «воду» и опуская незначительные подробности, чтобы уместиться в хронометраж. Но, к сожалению, порой этих самых подробностей очень не хватает, чтобы оживить персонажей. В первую очередь это касается второстепенных героев: те же члены «Истинного узла» выглядят колоритно, даже запоминаются, но выкинь из сюжета половину из них — ничего не изменится. Однако вместе с тем антагонисты не получились картонными. Зрителю показывают обыденную жизнь культистов, а потому их несложно понять: они ведь, в сущности, не такие уж злодеи — просто кормятся как могут… Но потом нам в подробностях демонстрируют их расправу над очередной маленькой жертвой — и желание сопереживать местным вампирам резко пропадает.
Кого не обделили вниманием, так это предводительницу «Узла», очаровательную Розу-в-Шляпе в исполнении Ребекки Фергюсон. Злодейка из неё вышла отменная, и наблюдать за её противостоянием героям — одно удовольствие… особенно потому, что битвы в основном происходят у них в головах. До уровня сериала «Легион» по изобретательности постановщиков лента не дотягивает, но сражения телепатов на сюрреалистичном поле чужих сознаний «Доктор Сон» точно показал лучше, чем любая из частей «Людей Икс».
Куда печальнее то, что от сокращений пострадали образ Абры (дебютная роль Кайли Кёрран) и её трогательные отношения с Дэном. Если в книге главных героев двое, то в экранизации Юэн Макгрегор однозначно оттесняет юную партнёршу на второй план. Он в своей роли чертовски хорош, что предсказуемо: маргинала актёр отлично отыграл ещё в «На игле» , мудрого наставника — в «Звёздных войнах». С таким Дэном и правда не страшно отправиться хоть на битву с вампирами, хоть в заброшенный отель.
В экранной паре Абры и Дэна не чувствуется и половины той «химии», что была между книжными персонажами. С другой стороны, может, оно и к лучшему: так героя сложнее обвинить в противоестественном интересе к маленьким девочкам
И если в фильме и есть второй главный герой, то это однозначно отель «Оверлук», пусть он и появляется лишь ближе к концу. Когда Дэн идёт по гостинице, которая потихоньку просыпается, приветствуя долгожданного визитёра тусклым светом пыльных ламп, отчётливо чувствуешь: это место — живое. А ещё злое и голодное.
Жаль, что желание почтить память Кубрика иногда служит Флэнегану плохую службу. Уж слишком навязчиво и топорно порой вставляются отсылки к «Сиянию». Удачные решения вроде пролёта камеры над ночным озером под знакомую музыкальную тему соседствуют с безыскусной «копипастой», а иные сцены смотрятся не оммажем, а неуклюжим подражанием. Зловещая старая леди из номера 237 влезает в кадр так часто и навязчиво, что к концу вызывает уже не страх, а смех. К тому же стыки стилей двух творцов выглядят странно — и, увы, при прямом сопоставлении с Кубриком Флэнеган проигрывает.
Временами фильм физически тяжело смотреть, настолько он жуткий
А ведь до этого фильм вполне успешно нагоняет жути и держит в напряжении, причём без всяких скримеров (при хронометраже-то в два с половиной часа!). Флэнеган умеет нагнетать атмосферу, работать с темпом, картинкой и цветовой гаммой. В фильме полно красивых и изобретательных моментов — одна медитация Розы-в-Шляпе чего стоит. Оператор Майкл Фимоньяри, с которым режиссёр сотрудничал уже не раз, удачно выхватывает то сияющие глаза Макгрегора, то кровавые пузыри на губах умирающего ребёнка. Тревожный эмбиент на фоне, где главную партию отдали глухому сердцебиению, пугает лучше истеричного визга тривиальных скрипок. Редкие, но меткие шутки не разряжают обстановку, а лишь позволяют выдохнуть перед очередной напряжённой сценой. Казалось бы, не рой сам себе яму, не используй Кубрика как костыль, тебе есть что снять и показать без этого… но нет.
«Доктор Сон» вряд ли удостоится лавров «Сияния» и не станет новой вехой кинематографа. Не тот уровень постановки, не та работа с кадром, не та вязкая атмосфера наступающего безумия, где тьма в человеческой душе страшнее любых привидений. Но это хороший фильм с отличными актёрами, с завораживающими и запоминающимися сценами, сделанный с огромным уважением как к Кубрику, так и к Кингу. Это одна из лучших экранизаций книг короля ужасов, достойная встать в один ряд с новым «Оно». И хотя бы за то, что ей удалось изящно закольцевать и завершить классическую историю, а заодно примирить Кинга с творением Кубрика, которое писатель ненавидел долгие годы, лента заслуживает аплодисментов на финальных титрах.