13 крупнейших кассовых провалов десятилетия
Создание фильмов — дело рискованное, особенно с финансовой точки зрения. Даже опытные голливудские аналитики далеко не всегда могут предсказать, на что зрители пойдут в кинотеатры, а что проигнорируют. Поэтому студии часто вкладывают колоссальные деньги в производство и раскрутку фильмов буквально наобум и в результате получают… Да ничего не получают — хорошо, если не разоряются. Примеров тому — тьма, но сегодня мы решили вспомнить чёртову дюжину относительно свежих кинолузеров. У каждой картины в списке бюджет от ста миллионов долларов, а сборы не просто скверные, но унизительные.
Человек-волк
При наличии умелой команды качественный фильм ужасов можно снять за копейки; тогда даже скромные сборы с лихвой окупят производство. Но на ремейке собственной классики студия Universal решила не экономить — «Человек-волк» получил рекордные для жанра 150 миллионов долларов. Студия пригласила на главные роли Бенисио дель Торо, Энтони Хопкинса и Хьюго Уивинга, сценарий написал автор бёртоновской «Сонной лощины» Эндрю Кевин Уокер, а музыку — Дэнни Эльфман. Прибавьте к этому съёмки на природе, качественную графику, сложнейший грим… В общем, размах был по-настоящему блокбастерным.
Однако уже на закрытом показе президент Universal Рон Мейер понял, что студия и впрямь сотворила монстра. Только совсем не в том смысле, в каком планировала. Опасения Мейера подтвердили критики, которые обвинили хоррор в смертном грехе: он был ни капельки не страшным и к тому же жутко затянутым. Зрители же не проявили особого интереса к старомодной страшилке про оборотня: картина собрала меньше 140 миллионов, а чтобы выйти хотя бы в ноль, проект должен покрыть затраты на производство как минимум дважды. С той поры никто не рискует выделять хоррору настолько большой бюджет.
Бен-Гур
Пеплум «Бен-Гур» 1959 года — одна из самых любимых на Западе картин. Фильм завоевал одиннадцать (!) «Оскаров», одиннадцать же раз покрыл свой бюджет и обрёл культовый статус у зрителей всех конфессий. Браться за ремейк подобного произведения — не просто риск, но чистое самоубийство. Однако боссы Paramount Pictures и MGM, видимо, сочли, что молодое поколение классику не смотрело, а потому можно превратить околобиблейскую историю в экшен типа «Гладиатора» и «300 спартанцев». Естественно, с рейтингом PG-13 — чтобы не отпугнуть аудиторию с детьми.
Совершить это кощунство позвали Тимура Бекмамбетова, который уже примелькался в Голливуде благодаря успешному кинокомиксу «Особо опасен». Тот утверждает, что поначалу отказывался, но поверил в проект после прочтения сценария. Уж лучше бы стоял на своём.
Конечно же, ремейк смешали с грязью, причём не только из-за посягательства на святое. Фильм попросту оказался слабым, а контраст с великим предшественником лишь усугублял впечатление. Результат — 94 миллиона в мировом прокате при бюджете в 100 миллионов. На этом голливудская карьера Бекмамбетова как режиссёра закончилась.
Как знать…
В 1997-м году крёстный отец «Симпсонов» Джеймс Л. Брукс написал и поставил воодушевляющую комедию «Лучше не бывает» , которая принесла Джеку Николсону третий «Оскар», получила номинацию на главную статуэтку и собрала неплохую кассу. Тринадцать лет спустя режиссёр попытался повторить успех, однако в этот раз результат оказался полностью противоположным.
По меркам 1990-х «Как знать…» — чистое золото. Милое разговорное драмеди со звёздным актёрским составом, куда вошли Риз Уизерспун, Оуэн Уилсон, Пол Радд и всё тот же Джек Николсон. Но в 2010-х одного только каста зрителям было уже недостаточно, а избитая история про девушку, которая не может выбрать между двумя парнями, в кинотеатры как-то не манила. В результате лента с трудом наскребла 48 с половиной миллионов долларов при бюджете в 120. Откуда так много? Так на одни только гонорары ушло полсотни, да и производство сильно затянулось.
Вполне вероятно, что «Как знать…» — последняя работа Джека Николсона. Сейчас 82-летний актёр ушёл на покой и не планирует возвращаться в кино. Обидно, что финал выдающейся карьеры получился таким смазанным.
Тайна красной планеты
Ещё в начале нулевых Роберт Земекис увлёкся технологией motion capture. И если первый его эксперимент в этой области, «Полярный экспресс» , критики встретили благосклонно, то на «Беовульфа» и «Рождественскую историю» посматривали с осторожностью — уж больно жутко выглядели нарисованные болванчики с человеческой мимикой. Да и самой технологии в мультфильмах уделялось куда больше внимания, чем сюжету или персонажам.
Но в «Тайне красной планеты», которую под присмотром Земекиса поставил Саймон Уэллс, все эти проблемы достигли просто колоссальных масштабов. Кто-то в студии решил, что снять в роли маленького мальчика сорокалетнего Сета Грина — хорошая идея. Точно так же, как нарисовать марсианке бёдра Дженнифер Лопес. Да и вообще все герои получились на редкость отталкивающими, раздражающими и попросту страшными — эффект «зловещей долины» в «Тайне красной планеты» работает на полную.
Нет ничего удивительного в том, что зрители не захотели смотреть на получившийся цирк уродов, и мультфильм собрал жалкие 39 миллионов долларов при бюджете в 150.
Призрачный патруль
Вторичность — не преступление, особенно в Голливуде. В той же киновселенной Marvel формула первого «Железного человека» используется аж в нескольких ориджинах подряд. А, скажем, «Аватар» почти целиком скопировал сюжеты «Покахонтас» и «Танцев с волками» , что не помешало ему заработать два миллиарда и любовь зрителей. Главное — умело адаптировать чужой материал под себя.
Создатели «Призрачного патруля» с этой задачей не справились. Хотя формально картина основана на одноимённом комиксе (правда, не особо популярном), отовсюду лезут уши первых «Людей в чёрном». Только вот воспроизвести магию фильма Барри Зонненфельда у режиссёра Роберта Швентке не получилось — в «Призрачном патруле» ощущаются лишь раздражение Джеффа Бриджеса и растерянность Райана Рейнольдса.
Вероятно, студия понимала, что лента не выдерживает критики, ведь у фильма даже не было пресс-показа. Впрочем, это не особо помогло. Сразу после премьеры картина получила скверный сарафан и заработала 78 миллионов при бюджете в 130.
47 ронинов
Сегодня карьера Киану Ривза переживает настоящий ренессанс благодаря трилогии «Джон Уик» , но ещё пять лет назад она была на самом дне. Во многом из-за «47 ронинов». Изначально проект заявляли как гибрид «Гладиатора» и «Властелина колец» в японском антураже — звучит крайне амбициозно и ничуть не менее рискованно.
На реализацию задумки Universal выделила колоссальные 175 миллионов, но при этом почему-то доверила такую махину режиссёру-дебютанту Карлу Риншу. Если вы слышите это имя впервые, не удивляйтесь — после «47 ронинов» он больше ничего не снимал. Впрочем, постановщик не сумел закончить даже свой первый фильм: как только студия поняла, что с проектом творится неладное, Ринша отстранили.
Из-за масштабных пересъёмок бюджет разросся до 225 миллионов, а премьеру пришлось несколько раз переносить. В конце концов картину выпустили на Рождество 2013-го, фактически отправив её на убой: любители фэнтези всё ещё могли сходить на второго «Хоббита» , а тех, кто покупался на громкие имена, куда больше привлекал «Волк с Уолл-стрит» с Дикаприо. В неравной борьбе «47 ронинам» удалось отбить лишь 151 миллион долларов.
Монстр-траки
«Инопланетянин» Стивена Спилберга вышел тридцать семь лет назад, но до сих пор плодит подражателей. Иногда они выходят ничуть не менее великолепными, как, например, «Стальной гигант» , иногда просто достойными, как «Бамблби» … А иногда получаются «Монстр-траки».
Началось всё с того, что Paramount Animation, не особо успешная дочка большой Paramount, захотела себе полноценную франшизу по типу «Трансформеров» , только ориентированную на ещё более юную аудиторию. Запускать её позвали Криса Уэджа, режиссёра «Ледникового периода» и «Роботов» , а на производство дали 125 миллионов долларов — очень солидные деньги для проекта по оригинальному сценарию.
Правда, оригинальный он скорее формально — на деле «Монстр-траки» получились едва ли не самым клишированным детским фильмом, который можно представить. Персонажи, ситуации, даже шутки — всё списано под копирку с более успешных коллег по жанру. Но это даже успокаивает, ведь было бы очень обидно, если бы такой провал постиг хорошую картину. В мёртвый сезон после праздников, при почти полном отсутствии конкурентов «Монстр-траки» наскребли всего-навсего 64,5 миллиона долларов.
Пэн: Путешествие в Нетландию
Приквел «Питера Пэна» ещё в 2013-м попал в так называемый «Чёрный список» — ежегодную подборку лучших неснятых сценариев, которую составляют самые влиятельные продюсеры Голливуда. Готовы спорить, Warner Bros. не раз пожалели, что решили воскресить проект, а не оставили его там, где нашли.
Проблемы посыпались на фильм, как только был объявлен актёрский состав: на роль индейской девушки Тигровой Лилии взяли белую как снег Руни Мару. В 2015-м такое отбеливание уже было непростительным, но вряд ли «Пэна» сгубили обвинения в расизме и культурной апроприации — уж скорее повинен «Марсианин» Ридли Скотта, вышедший неделей ранее. Спасти картину не смог даже бритый налысо Хью Джекман, и «Путешествие в Нетландию» собрало 128 миллионов при 150-миллионном бюджете. Так что ремейка «Питера Пэна» от Disney в ближайшее время можно не ждать.
Робин Гуд
Что заставило студию Lionsgate взяться за историю Робина Гуда — большая загадка. Если уж фильм самого Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли не сумел выйти в плюс, какие шансы были у версии с Тэроном Эджертоном? Или руководство и впрямь рассчитывало, что после успеха «Kingsman» молодой актёр способен вытащить на себе что угодно?
Ответов на эти вопросы нет, зато есть три номинации на «Золотую малину», чудовищные 15% на «томатах» и 85 миллионов по результатам мирового проката с бюджетом в 100 миллионов. Удивительно, что от такого провала никто, кроме разве что студии, особо не пострадал: Эджертон снялся в обласканном критиками «Рокетмэне» , а режиссёр Отто Батхёрст вернулся к сериалам, которые у него, судя по «Острым козырькам» , получаются гораздо лучше. Он уже поставил расхваленные «Тёмные начала» , а сейчас снимает экранизацию Halo для канала Showtime.
Хроники хищных городов
Стимпанку глобально не везёт на большом экране. Фильмы в этой стилистике выходят раз или два в десятилетие, чтобы неизменно провалиться: взять к примеру «Дикий, дикий Запад» или «Лигу выдающихся джентльменов». Но «Хроники хищных городов» могут отвадить продюсеров от стимпанка лет на пятнадцать.
Экранизацию романов Филипа Рива режиссёр Питер Джексон задумал ещё в 2009-м. Но как только на него свалился «Хоббит», постановщик передал проект своему другу и ученику Кристиану Риверсу, работавшему над спецэффектами во «Властелине колец». Да и команда сценаристов перекочевала прямиком из трилогии.
В общем, на площадке собрались профессионалы высшей лиги, но сотворить магию Средиземья ещё раз у них не получилось. «Хроники хищных городов» не впечатлили ни критиков, ни блогеров, ни зрителей. Все отмечали, что фильм неплохо выглядит, но страшно утомляет нагромождением событий и персонажей. Общее недовольство сказалось на сборах — катастрофические 83 миллиона при бюджете в 150. Это самый скверный результат среди всех стимпанковских картин. Но, по крайней мере, самому автору книг экранизация пришлась по душе.
Меч короля Артура
Триумф Marvel заставил не одну студию ввязаться в авантюру с построением собственной киновселенной. Universal целых два раза пыталась воскресить своих старых монстров ( «Дракула» 2014 года и «Мумия» 2017-го), а Legendary пробует свести на экране Годзиллу и Кинг-Конга. Но сильнее всех отличилась Warner Bros. Руководство студии зачем-то решило создать вселенную Камелота — с сольником про каждого из рыцарей Круглого стола и кроссоверами про их совместные похождения. И это при том, что последний фильм про короля Артура вышел аж в 2004 году и хитом не стал.
Во главу проекта поставили Гая Ричи, который до этого успешно воскресил другого героя Британии — Шерлока Холмса. Зато сценарий сшили на живую нитку из наработок сразу нескольких отменённых экранизаций «артурианы» — не пропадать же добру. И вот это как раз оставило свой отпечаток: очень многие критики отметили, что сюжетно «Меч короля Артура» буквально разваливается на части.
По результатам пресс-показов фильм получил разгромные рецензии, что подорвало и без того невысокие шансы на успешный старт. Картина последовательно проваливалась в Америке, Европе, у нас, а затем и в Китае. К финалу проката «Меч короля Артура» пришёл с результатом ниже 150 миллионов долларов при бюджете в 175. Это была вторая подряд неудача Гая Ричи — «Агенты А.Н.К.Л.» двумя годами ранее тоже выступили прескверно. Так что если бы не ремейк «Аладдина» , карьера талантливого британца могла бы покатиться под откос.
Одинокий рейнджер
Кто мог подумать, что уже порядком подзабытый фильм «Маска Зорро» проложит путь одному из самых грандиозных провалов в истории Disney? Именно на волне популярности этой картины в 2002 году Columbia Pictures начала разрабатывать экранизацию старенького сериала про рейнджера в маске и его помощника-индейца.
Как это часто бывает в индустрии, проект перешёл в статус долгостроя и где-то в районе 2007-го попал под крыло Disney, которая мариновала его ещё шесть лет. Но когда дело дошло непосредственно до производства, корпорация добра мелочиться не стала. Постановщиком был назначен режиссёр «Пиратов Карибского моря» Гор Вербински, продюсером — Джерри Брукхаймер, а роль индейца Тонто взял на себя ещё популярный Джонни Депп.
Масштабы производства были просто грандиозными. Для съёмок отстроили целый шахтёрский городок, а рядом с ним проложили несколько километров железной дороги, по которой колесили самые настоящие паровозы, собранные с нуля. Со всем этим великолепием бюджет вылился в колоссальные 215 миллионов, а ещё около 150 ушло на маркетинг. При таких затратах «Одинокому рейнджеру» требовалось собрать минимум 650 миллионов, чтобы просто выйти в ноль. Он собрал 260. Вряд ли сегодня кто-то, кроме медиаимперии Disney, способен пережить такое фиаско.
Джон Картер
Самый грандиозный долгострой и самый страшный провал не только за последнее десятилетие, но и в истории мирового кинематографа. Экранизировать «Принцессу Марса» Эдгара Райза Берроуза собирались ещё при жизни автора — в 1930-х. Причём изначально лента должна была стать одним из первых полнометражных мультфильмов.
Но, увы, не сложилось. За восемьдесят лет проект прошёл через десятки рук и трансформировался до неузнаваемости. В разное время к нему присматривались и Джордж Лукас, и Роберт Родригес, и Джон Фавро. Но в конце концов «Джон Картер с Марса» (так фильм называли в 2000-х) оказался всё у той же Disney, которая доверила его режиссёру «В поисках Немо» Эндрю Стэнтону. Судя по всему, корпорация планировала сделать из картины своего «Аватара», а потому выделила на проект 250 миллионов долларов — даже у Кэмерона было меньше.
Но как только фильм доделали, возникла проблема — никто в компании не знал, как его продвигать. Ещё свежи были воспоминания о провале «Тайны красной планеты» (в оригинале «Mars Needs Moms»), а потому слово «Марс» из названия решили убрать. Видимо, в компании посчитали, что аудиторию привлекут динамичные трейлеры и яркие постеры. Не сработало. По итогам проката картина собрала 284 миллиона долларов. По подсчётам аналитиков, Disney потеряла 136 миллионов, что делает «Джона Картера» самым убыточным фильмом в истории.
Неудивительно, что через два месяца после премьеры президент компании Рич Росс подал в отставку, заявив, что больше не доверяет своему профессиональному чутью.
2019 год уже принёс нам достойных кандидатов в этот список — как минимум «Гемини» и недавний «Терминатор» обойдутся своим создателям очень дорого. Но их прокат пока не завершён, а потому чёртова дюжина выглядит именно так. Посмотрим, какими кассовыми бомбами запомнятся 2020-е.