Обзор Star Wars Jedi: Fallen Order. Uncharted: A Jedi’s End
По «Звёздным войнам» существует море отличных игр, но вот с хорошими одиночными __ проектами вселенной в последние лет десять что-то не везло. С самого релиза Star Wars: The Force Unleashed в 2008 году ничего толкового больше и не выходило — Vader Immortal для VR можно не считать. Ну разве не странно, что фильмы и сериалы по франшизе всегда были героическими сагами, сосредоточенными на историях всего нескольких персонажей, а вот в формате видеоигр доминируют мультиплеерные тайтлы?
Оттого особенно иронично, что исправлять этот дисбаланс в Силе доверили студии Respawn Entertainment — авторам Titanfall и Apex Legends. И вот что самое удивительное: у них почти получилось.
Никто не ждёт имперский Инквизиторий!
Star Wars Jedi: Fallen Order — это типичный экшен от третьего лица, причём без единого намёка на сетевую составляющую. Страшно представить, но ничего подобного «Звёздные войны» не видели аж со времён Nintendo 64 и Windows 98: по духу Fallen Order больше всего напоминает древнюю Star Wars: Shadows of the Empire. Если же проводить более современные аналогии, то ближайший ориентир по жанру — серия Uncharted. Здесь почти те же акробатика и динамика геймплея. Разве что совершенно без стрельбы и стелса — но зато с огромным количеством платформинга и сложной системой ближнего боя. Ведь протагонист теперь не вороватый археолог и даже не харизматичный контрабандист, а настоящий рыцарь-джедай.
Какой же главный герой «Звёздных войн» без личного дроида? BD-1 и голокарту покажет, и стимулятор подбросит, и с головоломками поможет. А ещё он просто милый — и забавно пищит
Вернее, пока падаван. Кэл Кестис — его сыграл американский актёр Камерон Монахэн — был ещё ребёнком, когда приводили в исполнение печально известный Приказ 66. А потому к началу игры он работает на имперской свалке: разбирает те звёздные разрушители, от которых после Клонических войн ещё хоть что-то осталось, и изо всех сил делает вид, что не имеет никакого отношения к мидихлорианам. Правда, последнее у него выходит не слишком хорошо: это подтверждает внезапное прибытие отряда имперских инквизиторов во главе со зловещей Второй Сестрой. Инквизиторий, который отлавливает выживших джедаев по всей галактике, пускается за Кестисом в погоню, но тому на помощь вдруг приходит парочка таинственных персонажей на собственном звездолёте — и вот тут наконец начинаются приключения.
Разумеется, без попыток возродить уничтоженный Орден джедаев игра с таким заголовком обойтись не могла. В погоне за этой благородной целью нам вместе с Кэлом предстоит посетить пяток планет, научиться как следует владеть световым мечом, а попутно сократить контингент штурмовиков, инквизиторов, охотников за головами и прочих прихвостней Империи на несколько сотен. Причём и первое, и второе, и третье будет одинаково увлекательно — хоть и чертовски старомодно.
Корабль «Богомол» — наш персональный «Эбеновый ястреб». На нём мы путешествуем по галактике, здесь же болтаем с сопартийцами, прокачиваем световой меч и просто отдыхаем
The Order: 66
Несмотря на современную картинку и превосходные эффекты, чувство такое, будто дизайн-документ для Jedi: Fallen Order писали где-то в середине нулевых. Уж не знаю, как там в далёкой-далёкой галактике, а по эту сторону Рио-Гранде закрывать игрока на арене с волнами противников давным-давно считается дурным тоном. Игра вообще очень много оглядывается назад: тут вам и QTE в драках с боссами, и платформинг с двойным прыжком, и расставленные в самых неожиданных и труднодоступных местах сундуки с бесполезными бонусами… Всё это отлично смотрелось бы не то что на прошлом — на позапрошлом поколении консолей.
Подобные атавизмы торчат почти изо всех геймплейных механик. Слишком простые и одновременно затянутые «физические» головоломки (которые почти лишены реальной физики) сильно сбивают темп прохождения. Участки стен, по которым можно бегать или карабкаться, настолько очевидно выделяются на фоне окружения, что их можно было с тем же успехом обвести красным маркером. Кастомизация внешнего вида героя и его корабля так примитивна, что уж лучше бы её вовсе не было. Интереснее всего сделана «прокачка» светового меча, но на результативность в бою она никак не влияет, а разглядеть новый узор на рукояти всё равно можно только через лупу.
Боссов много, но запоминающихся битв — зрелищных, сложных и необычных — маловато. И финальная схватка в их число не входит
Зато хоть боёвка в кои-то веки отличается от двухкнопочной системы «удар-контрудар» из серии Batman: Arkham. Падаван Кестис уклоняется и перекатывается, блокирует удары и отражает выстрелы со всех направлений, контратакует, складывает комбо, использует добивания — и всё это богатство находится под полным контролем игрока. Ещё не Devil May Cry, конечно, но уже куда разнообразнее, чем у большинства конкурентов. К тому же даже на средней сложности три-четыре обычных врага, встреченных на узкой тропинке, могут попортить неопытному игроку немало крови, раз за разом отправляя его на точку возрождения. По крайней мере, пока тот не научится как следует использовать Силу.
Очевидно, что именно Сила — главная геймплейная фишка вообще любой игры про джедаев, вот и Fallen Order не обошлась без фокусов. Жаль только, что использовать особые техники джедаев с фантазией здесь ну никак нельзя. Кэл умеет прыгать к врагам, замедлять их, притягивать их и отталкивать — но на этом всё. Для чего-то большего Силе не хватает гибкости, а Кестису, видимо, таланта. Использовать окружение в битвах, рвать на части звёздные крейсеры, жонглировать штурмовиками в воздухе или выкладывать врагами своё имя на снегу, как в той же The Force Unleashed, не позволяется.
Приз «злодейка года» забирает Вторая Сестра — жуткая, неубиваемая и просто прилипчивая сволочь с печальным прошлым
Автостопом по далёкой-далёкой галактике
Что ж, по крайней мере, во всём остальном разработчики веселятся как могут. По ходу дела мы и покатаемся на АТ-АТ (наверное, самый яркий момент всей игры), и сразимся с несколькими боссами, среди которых попадётся даже пара интересных, и побегаем от Дарта Спойлера. Приключения забросят нас и в знаменитые места вроде Кашиика или Датомира, и в менее известные, а то и вообще новые, созданные специально для игры миры. Каждая планета оформлена по-своему, но разница, по большому счёту, лишь косметическая. Ледяной Илум почти не отличается от похожего на инопланетную Швейцарию Зеффо ни с точки зрения геймплея, ни по структуре уровней — везде придётся исследовать большие и весьма запутанные локации. Неудивительно, что даже карта здесь не плоская, а трёхмерная — голографическая. Без неё в переплетениях коридоров, пещер, лифтов, подводных туннелей и потайных комнат заплутать проще простого.
Способность к психометрии позволяет главному герою чувствовать отзвук Силы в предметах. Это не ключевая механика, но она даёт опыт и какие-то знания о мире
Уровни получились немаленькими, но, при всей своей запутанности, совершенно линейными. К цели обычно ведёт один правильный путь, свернуть с которого можно максимум на пару метров… и то лишь чтобы найти секрет и вернуться на прежнюю, единственно верную, траекторию. Правда, архитектура многоэтажных локаций настолько сложная и закрученная, что на эту линейность, как правило, просто не обращаешь внимания. Гораздо сильнее напрягает неизбежный и обязательный бэктрекинг — и никакого быстрого перемещения. Да, обычно дизайнеры уровней позволяют игрокам немного срезать дорогу на обратном пути, но возвращаться в уже изученные миры и ходить по собственным следам всё равно придётся немало.
Дело в том, что Fallen Order — не просто экшен от третьего лица, но ещё и немного метроидвания. По ходу игры юный падаван временами погружается в прошлое и вытягивает из глубин памяти подзабытые трюки, недоступные с самого начала, вроде бега по стенам или «джедайского кувырка». Новые старые способности дают стимул возвращаться на уже изученные планеты и залезать в ранее недоступные уголки. Вот только делать это по своей воле бесполезно: жёстко выстроенный сюжет, который не предполагает никакой самодеятельности, всё равно заставит посетить большинство точек на галактической карте минимум дважды. Благо везде и всегда есть чем заняться — пусть и не все активности развлекают одинаково хорошо.
Если немного подождать в сторонке, противники взаимно истребят друг друга. Вполне в духе джедайской философии
The Deep Core
На самом деле эта формулировка — «не всё одинаково хорошо» — применима к большинству аспектов игры. И это было бы простительно, найдись в творении Respawn Entertainment какое-то однозначное и цельное ядро, вокруг которого могло бы строиться всё остальное «тело» проекта. Скажем, The Force Unleashed брала тем, что дарила игроку ту самую Силу и позволяла делать с ней почти всё что угодно. Episode I: Racer сажала за штурвал сверхскоростного пода и отправляла гонять по живописным и совершенно непохожим одна на другую трассам. Jedi Knight: Dark Forces 2 впервые в истории видеоигр давала в руки световой меч и отправляла сражаться с другими джедаями с видом от первого лица. А у Jedi: Fallen Order как будто и вовсе нет никакого краеугольного камня.
Это однозначно не зачаточный платформинг, не простоватые головоломки и не куцые исследования планет. Может быть, боевая система? Тоже мимо: я сильно сомневаюсь, что в Fallen Order будут долго рубиться суровые поклонники Dark Souls — всё же у игры про джедаев не та глубина проработки. Да и на постоянной основе интерес эта механика удержать не в силах: схватки с инквизиторами или датомирскими Братьями ночи действительно неплохи, а вот поединки с жуками, трёхглазыми жабами, клыкастыми гориллами и прочей живностью занимают чуть ли не половину экранного времени… но вызывают при этом только скуку.
Сцена с поездом невольно заставляет вспомнить начало Uncharted 2
Может быть, центральный элемент игры — это аттракцион, калейдоскоп ярких впечатлений, способный, как показала студия Naughty Dog , вытянуть на себе даже весьма посредственный геймплей? Но Fallen Order, хоть она и старательно копирует лучшие моменты из всё той же Uncharted, до звания игры-аттракциона никак не дотягивает. Не та зрелищность, не та постановка, не тот класс.
Сюжет? Да, в сюжетном плане игра не уступает почти любому эпизоду «Звёздных войн». Вот только это просто признак не самых глубоких киносценариев. История про поиск трёх гробниц древних мудрецов отлично смотрелась бы в книжке про Конана-варвара, купленной на вокзале в конце девяностых. Сейчас она способна лишь кое-как обосновать скачки по галактике, не более того.
Кэл Кестис, расхититель гробниц
Персонажи? Не спорю, среди них есть вправду любопытные личности. Но так уж вышло, что либо им почти не достаётся экранного времени и они просто не успевают раскрыться, либо они умеют только пищать что-то на своём двоичном языке. По большей же части герои выполняют шаблонные для «Звёздных войн» функции: мудрый учитель, ироничный контрабандист, лихой повстанец, злобный ситх… Да и главный герой харизмой не тянет ни на Люка Скайуокера, ни на Кайла Катарна, ни даже на Галена Марека.
Именно поэтому я, как ни старался, не смог отыскать в Fallen Order центр кристаллизации. Она абсолютно ничего не даёт игровой индустрии: всё это уже где-то было, и кое-где было гораздо лучше. Она не даёт абсолютно ничего «Звёздным войнам» — ну, кроме пары специально созданных миров и персонажей, которых во вселенной и так уже накопилось на несколько голокронов.
Но мешает ли всё это просто получать от игры удовольствие? Ни в коем случае. Главное — не ждите ничего сверхъестественного.
Впечатления от Fallen Order очень сильно зависят от того, кто и как будет в неё играть. Можно включить «сюжетный» уровень сложности и превратить игру в зрелищное интерактивное кино часов на десять. Можно выкрутить сложность на максимум — и увидеть почти настоящий слэшер, который заставляет сильно напрягать мозги и руки. А можно не ударяться в крайности и просто получить удовольствие от морально устаревшего, но всё ещё разнообразного, красивого и насыщенного приключения. При любом раскладе перед нами — лучшая игра по «Звёздным войнам» за последние… я даже не знаю сколько лет. Пусть даже она заслужила это звание только за счёт отсутствия конкурентов.
Похоже, Respawn Entertainment пора завязывать с мультиплеерными шутерами: умело собранный из знакомых механик сюжетный экшен в их исполнении выглядит куда как бодрее. Так что если при работе над гипотетическим продолжением авторы проявят чуть больше фантазии и творческой смелости, пять баллов ему обеспечены.
- симпатичная картинка даже на базовой PS4
- эпичность
- музыка
- локализация
- здоровое разнообразие.
- скучноватое использование силы
- общая старомодность геймдизайна
- примитивные головоломки
- неровный темп
- бедная кастомизация.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PS4
Сколько: около двадцати часов на полное прохождение сюжета и поиск некоторых секретов.
«Спортивное ориентирование»
В самом начале запутаться в голокарте и пройти игру без неё.