Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка
Оригинальная Life is Strange, вышедшая четыре года назад, стала хитом и прославила студию Dontnod Entertainment. Но, к несчастью, разработчики не очень поняли, что именно в ней так завлекло игроков. И, возможно, постоянные похвалы, которые сыпались на LiS за репрезентацию ЛГБТ-персонажей, подали им идею, что сиквел должен сделать ещё больший упор на социально значимые темы. В итоге вместо трогательной подростковой истории, на которую все надеялись, Dontnod выпустила прямое политическое высказывание — может, для кого-то и полезное, но настолько топорное, что его просто не получается воспринимать всерьёз.
Унылота
Если вы никогда не видели Life is Strange, напомню, что это интерактивное кино — набор катсцен с небольшими вкраплениями геймплея и упором на решения, которые принимает игрок. И обе номерные части посвящены подросткам со сверхспособностями. В первой героиня умела отматывать время вспять, что позволяло игроку по нескольку раз менять свои поступки, чтобы добиться лучшего результата из возможных. Это идеально сочеталось с геймплеем, завязанным на решении непростых этических проблем. А вот протагонист Life is Strange 2 Шон бессилен, зато его младший брат Дэниел, которому ещё не исполнилось и десяти лет, владеет телекинезом — скучнейшим умением, ничего не дающим ни нарративу, ни геймплею. Поднимая и расшвыривая предметы, отношения с людьми не наладишь — а игра-то именно про это.
Братья остались без родителей и теперь прячутся от полиции, так что задача Шона (а играем мы именно за него) — в одиночку воспитывать Дэниела. Этому и посвящено большинство принимаемых игроком решений. Оцениваются они по двум основным критериям: порядочность и авторитет. Условно говоря, если сказать брату, что воровать — это плохо, а потом самому свистнуть что-нибудь из магазина, то он будет меньше вам доверять. И да, на словах это звучит логично и даже интересно. Но на деле, как бы идеально вы с ним себя ни вели, невыносимый спиногрыз всё равно не слушается — и вляпывается в неприятности (порой катастрофические) практически в каждом эпизоде.
Проиграть в LiS 2 невозможно: она, само собой, крайне линейна, и развилки касаются в основном судеб второстепенных персонажей
И это одна из основных проблем второго сезона LiS: Дэниел настолько неблагодарный и неуправляемый ребёнок, что о нём совершенно не хочется заботиться. Мальчишка постоянно саботирует попытки Шона уберечь его от беды, а ещё упивается своей сверхсилой и нередко глумится над старшим братом с её помощью. Словом, Дэниэл — источник постоянного раздражения. В отличие от, например, Клементины из первого сезона The Walking Dead , также посвящённого воспитанию десятилетнего ребёнка в экстремальных условиях.
Не сильно лучше и сам главный герой: он наполовину состоит из заботы о брате, а наполовину — из нытья. Особенно противной вышла озвучка: даже простые реплики в спокойных ситуациях Шон выдавливает из себя таким голосом, будто готов расплакаться. А ещё он нередко ведёт себя максимально необдуманно, создавая пропасть между ожиданиями нормального игрока и своими поступками. Это фрустрирует ещё больше: если мы и так не имеем власти ни над обстоятельствами, ни над безрассудным младшим братом, хочется контролировать хотя бы собственное поведение — но не тут-то было. Взять хоть случай из первого же эпизода: когда Шона обвиняют в воровстве, первое желание любого адекватного игрока — доказать, что подросток ничего не брал. Но LiS 2 не даёт нам даже шанса повести себя по-взрослому — Шон просто сразу начинает истерить.
Всю игру братья пытаются добраться в Мексику — это тоже сомнительный план Шона. Резонный вопрос «А что я там буду делать? Я же даже не знаю испанского» Дэниел задаёт лишь за час до финальных титров
Первая Life is Strange подкупала уютной повседневностью, позволяющей глубже понять и прочувствовать героиню. Вторая же даёт нам самую малость взглянуть на то, какой была обычная жизнь Шона, и тут же бросает его в экстремальные условия. На протяжении всей игры братья находятся в бегах, и Шону, который пытается то выжить сам, то выручить непутёвого брата, совершенно некогда проявить себя в качестве живого человека, а не просто придатка к супер-мальчику.
Некогда даже наладить простые взаимоотношения. LiS была камерной историей, LiS 2 же — настоящая роуд-муви (и эта её структура становится очевидна ещё на втором эпизоде). Все встреченные персонажи проведут на экране максимум один эпизод. А раз так, то какая разница, что именно мы будем отвечать в диалогах и какие отношения у нас в итоге сложатся? Сам жанр этой истории перечёркивает значимость большей части принимаемых вами решений.
Политота
И ладно бы Life is Strange 2 была просто скучным «кинцом» с иллюзией выбора. Увы, это только полбеды: перед нами ещё и донельзя конъюнктурная агитка, которая изо всех сил старается угодить своей леволиберальной аудитории. И хотя первая часть LiS буквально строилась на эмпатии и попытках понять точки зрения других людей, второй сезон рисует настолько чёрно-белые картины, что диву даёшься. Осторожно, дальше небольшие спойлеры!
Так, братья-герои — наполовину мексиканцы, вынужденные путешествовать по США, нарочито ксенофобной и расистской стране, избравшей президентом Трампа (ужас от этого события отражен в первом же эпизоде).
По пути Шону и Дэниэлу встречаются:
- злейший «примерный гражданин», недовольный тем, что «понаехавшие» мексиканцы оказались преступниками;
- добрейший бородатый хипстер-блогер, готовый от чистого сердца для незнакомцев сделать что угодно;
- добрейшие хиппи, не любящие капитализм, зато курящие травку и практикующие промискуитет;
- злейшие реднеки, возмущённые тем, что Шон заехал на их частную собственность, и картинно унижающие его;
- злейшие культисты-христиане, которые лицемерят, обманывают и едва ли не убивают детей;
- добрейший гей, травмированный злейшими христианами;
- добрейшие геи, жалующиеся на тяжёлую жизнь в США;
- злейшие ополченцы, патрулирующие границу и ругающиеся на иммигрантов;
- добрейшие мексиканцы-иммигранты, которые всего лишь хотят мира и спокойного будущего.
И последний босс — стена Трампа. Это сошло бы за пародию, будь у игры хоть капелька иронии
Никто не спорит, что в США действительно в той или иной степени есть все перечисленные проблемы. Есть там (как и везде) и расизм, гомофобия, религиозная агрессия и прочие формы угнетения. А вот чего там точно нет, так это однозначного разделения на «плохих» и «хороших». Любому адекватному человеку очевидно, что по обе стороны любого политического конфликта стоят самые разные люди: и добрые, и злые, и эмпатичные, и равнодушные к чужим страданиям. Отдельно взятый реднек может оказаться более понимающим и гостеприимным, чем его оппонент-либерал, а отдельно взятый гей — большим расистом или сексистом, чем некоторые натуралы. Мир не делится на чёрное и белое.
Но сценаристы Dontnod не терпят полутонов: в Life is Strange 2 всё выкручено на максимум. У них получились даже не обычные герои, а карикатурные образы, кричащие игроку в лицо: «ЛИБЕРАЛЫ ХОРОШО! КОНСЕРВАТОРЫ ПЛОХО! НЕ ПОНЯЛ? СЕЙЧАС ПОВТОРИМ». Неоднозначных персонажей на всю игру — человека два с половиной: мать братьев, их бабушка и совсем эпизодический отец Капитана Призрака. Остальные же либо ангелы, либо полные негодяи — и это попросту отталкивает.
В пример создателям второго сезона Life is Strange хочется привести Gone Home: там героиня и в девушку влюбляется, и феминизмом увлекается, и патриархат осуждает. Но при этом игра ни разу не выносит ни одного оценочного суждения; не морализирует, а предоставляет игроку самому решать, как относиться к взглядам главной героини. Там нет однозначно плохих или хороших персонажей. Gone Home — история о живых людях, а не политическая агитация, а потому способна вызвать эмпатию даже у тех, кто бесконечно далёк от феминизма и проблем ЛГБТ. Последнему творению Dontnod это, увы, не удаётся совершенно.
Life is Strange 2 попала в свою аудиторию: западная пресса пела ей дифирамбы уже после выхода первого эпизода. Любители драмы и максимально ярких эмоций тоже высоко оценили второй сезон. Но как игрок, который хочет видеть в подобных проектах правдоподобную историю с живыми персонажами и подходящим ей геймплеем, я остался крайне разочарован.
Порадовало
- приятный визуальный стиль;
- обилие мелких деталей;
- игра не слишком мешает просмотру кино.
Огорчило
- игрок тут практически не нужен;
- почти все герои — либо картонки, либо просто неприятные личности;
- на редкость топорный политический посыл.
Как мы играли
Во что: игра предоставлена издателем
На чем: PS4
Сколько: 15 часов
Ачивка редакции
«Жалость»
Позволить Шону разок с кем-то переспать, чтобы в его жизни случилось хоть что-то хорошее.
О локализации
Субтитры очень толково переведены на русский. Озвучка только английская.
?
Вердикт
На редкость бестолковое интерактивное кино, растерявшее всё то хорошее, за что ценили первую часть. Кто-то, конечно, наверняка насладится процессом воспитания малолетнего супергероя, но и таким игрокам придётся усердно закрывать глаза на то, как топорно разработчики продвигают свою идеологию.