Обзор сериала «Ведьмак». Мискаст и проблемы с чеканной монетой
«Ведьмака» от Netflix прочили на замену «Игре Престолов» , которая не слишком удачно завершилась в этом году. Что ж, атрибуты потенциального хита налицо: книжный первоисточник, ставший классикой жанра, знаменитая игра по мотивам, мрачный фэнтезийный мир, брутальный герой в цветнике прекрасных женщин, интриги, приключения, секс… Громкие заявления о том, что сериал переплюнет детище Бениоффа и Вайсса, звучали ещё задолго до премьеры. Впрочем, многие отнеслись к ним скептично, особенно когда начали появляться первые промо, трейлеры и кадры со съёмок.
Оправдался ли этот скепсис? Скажем так: до планки последнего сезона «Игры Престолов» доплюнуть не так уж трудно… но «Ведьмак» всё равно местами едва до неё дотягивается.
Ведьмак Геральт — мутант, созданный для борьбы с чудовищами. Он зарабатывает на хлеб тем, что странствует по свету и убивает монстров.
Колдунья Йеннифэр — горбунья с невероятным магическим даром, которую забирают в местный Хогвартс. Увы, в её мире юных волшебников обучают так, что до выпуска вполне можно и не дожить; чтобы добиться успеха, Йеннифэр приходится идти на жертвы, к которым она окажется не готова.
Юная Цири — принцесса небольшого приграничного королевства Цинтра. Когда её дом захватывают войска грозной Нильфгаардской империи, Цири остаётся только бежать, руководствуясь последним заветом умирающей бабушки: «Найди Геральта из Ривии».
Если вам показалось, что сценаристы не озаботились толково переплести между собой завязки сюжетных линий, чтоб создать хотя бы иллюзию целостности, вам не показалось. Проблема, конечно, в структуре первоисточника. Для первого сезона адаптировали две книги одноимённого цикла Анджея Сапковского, а они построены скорее по принципу процедуралов. Геральт берёт заказы в настоящем, периодически вспоминая злоключения прошлого — и порой между этими «кейсами» проходят годы. Йеннифэр появилась только ближе к концу первого тома, Цири — вообще во втором. Чтобы стройно всё это увязать и органично ввести трёх персонажей сразу со старта, нужно проявить настоящее сценарное мастерство.
Но его, к сожалению, тут нет. Герои к месту и не к месту разражаются пространной словесной экспозицией, при этом забывая рассказать зрителю самое важное о себе и о мире (хотя бы о природе и происхождении ведьмаков, чёрт возьми!). Сеттинг и события книги безжалостно перекраивают, добавляя сомнительные места, сюжетные дыры и вульгарные оргии вместо красивой эротики. Характеры персонажей коверкают, неоднозначные конфликты стремятся свести к чёрно-белым, а лютое очернение Нильфгаарда превращает антагонистов в злобное зло, что в 2019 году абсолютно недопустимо. Весь юмор Сапковского, включая стёб над сказками братьев Гримм, вырезали под корень. Сюжетные арки, разворачивающиеся в разное время, сумбурно сваливают в одну кучу, никак не отделяя прошлое от настоящего. Игра с цветокоррекцией или размером кадра могла бы исправить положение, но нет, — а ведь создатели явно не рассчитывали нарочно запутать зрителя, как, скажем, в Westworld.
Из-за того, что оригинальный порядок рассказов перетасовали, их лучшие моменты просто не работают. Например, эпичная резня в Цинтре не производит никакого впечатления. Это в книге мы сперва проживаем историю помолвки Паветты и узнаём прекрасную королеву Калантэ получше — их смерти шокируют. Здесь же тебе абсолютно плевать на всех этих людей: гибель малознакомых и малосимпатичных персонажей не вызывает никакого сочувствия.
Что до самих персонажей, они прекрасны… если следовать принципу «о мёртвых либо хорошо, либо никак». Сценаристы убили героев, а актёры их закопали. Каст оправдал все опасения, и дело не во внешности или цвете кожи: просто большая часть исполнителей не вписалась в образы. Между ними нет химии, порой они плохо играют (самое частое проявление скорби в мире сериального «Ведьмака» — это громко и неубедительно заорать). Мышовур в первой серии ходит по осаждённому замку с таким лицом, будто праздно прогуливается по пирушке. Калантэ из местной Королевы Шипов превратилась в упёртую, твердолобую, абсолютно недальновидную бой-бабу, которая заваливается в пиршественную залу прямо в измазанных кровищей доспехах. Вильгефорц не особо напоминает самого могущественного чародея континента, Кагыр — жуткого рыцаря, который может преследовать тебя в кошмарах. О Трисс вообще лучше ничего не говорить.
Восемнадцатилетняя Фрейя Аллан в роли Цири никак не тянет на двенадцатилетнюю девочку, а взрывы эмоций у неё получаются какими-то деревянными. Из-за того, что ветка княжны-беглянки должна была растянуться на целый сезон, но исходного материала не хватало, сценаристам пришлось любыми средствами продлевать её бессмысленные мытарства — порой за счёт сюжетных дыр размером с дракона. В итоге та же арка в Брокилонском лесу лишена всякого смысла, а линия героини смотрится предельно искусственно и натужно.
Йеннифэр прикончили с особой жестокостью. Тем, кому не нравится лицо Ани Чалотры, стоит вспомнить, что Йен и в книгах не была кукольной красавицей — её притягательность заключалась в другом. Проблема в том, что Чалотра отчаянно не тянет роль роковой женщины и начинает играть нечто сносное лишь в самом конце сезона. Вместо «холодных, пронизывающих, злых и мудрых глаз горбуньи» у неё взгляд овечки; в сцену её преображения из уродины в обольстительницу, к чьим ногам падают короли, совершенно не веришь. Да и роль ей досталась неблагодарная: Йен — сложная и неоднозначная героиня, которая в оригинале многих раздражала, но здесь сопереживать ей практически невозможно. Мотивация персонажа мечется из стороны в сторону, как стрелка метронома, без переходных этапов.
Кстати, кто дал постановщикам разрешение на бюджетную версию Святочного Бала из «Гарри Поттера»?
Как ни странно, Генри Кавилл, которого осыпали градом насмешек, раздражает меньше других. Он очень старается стать тем самым Геральтом, и под конец сезона в это даже начинаешь верить. Хотя поначалу его натужная хрипотца, дикие гримасы и попытки всеми силами удерживать на лице маску брутальности (из-за чего кажется, что ему постоянно хочется отбежать по нужде) вызывают только смех.
А вот кто однозначно удался, так это Лютик: бард-балагур вышел в должной степени милым, смешным и обаятельным. В отличие от фоновой музыки, которая часто диссонирует с происходящим на экране, баллады Лютика всегда звучат к месту, причём лиричная «Her Sweet Kiss» получилась ничуть не хуже завирусившейся «Toss a Coin to your Witcher».
Художественное исполнение могло компенсировать посредственный сценарий и неудачный каст, но и с этим проблемы. Да, мрачный, грязный и кровавый мир «Ведьмака» на экране узнаётся, но дешевизна сквозит во всём: в костюмах, париках, спецэффектах, декорациях. Темп и ритм постоянно сбоят, не давая прочувствовать важность момента. Рваный монтаж телепортирует персонажей с поля битвы в замки за тридевять земель. Работа с освещением отвратительная — чего стоит прожектор в Брокилонском лесу, бьющий зрителю прямо в глаза. Сомнительные переходы, затемнения и рапид порой придают происходящему сходство с клипом, и в данном случае это не комплимент.
Боевые и батальные сцены выглядят блекло. Можно отметить неплохую схватку в первой серии и битву за Содден, которая наконец-то демонстрирует красоту и мощь боевой магии, но до зрелищности «Игры Престолов» не дотягивает ни одна из них. К тому же не оставляет ощущение, что вместо настоящих, тяжёлых, смертоносных клинков в руках у героев пластмассовая бутафория — так бойко они размахивают оружием.
Если честно, остаётся непонятно, для кого в принципе создавали эту экранизацию. Для поклонников книг здесь слишком много отсебятины. Для тех, кто незнаком с Сапковским, авторы оставляют за кадром слишком много важного, будто подразумевая, что зритель и так должен всё знать.
Весной казалось, что едва ли другому фэнтезийному сериалу в этом году удастся побить масштаб слива «Игры Престолов», но «Ведьмак» сумел удивить. В нём есть неплохие и сильные моменты (особенно ближе к концу), однако ни один аспект невозможно похвалить без жирного «но». Здесь хромает абсолютно всё: сценарий, актёры, постановка, музыка, которая пытается нагнать драматизм там, где больше подошла бы деликатная тихая скорбь. Шоураннер Лорен Хиссрич уже заявила, что ей нет дела до мнения выскочек-критиков — страшно подумать, каким выйдет следующий сезон, если заданная планка качества (как это обычно бывает) упадёт ещё ниже.