Главные события 2019. Запуск Stadia, скандал вокруг Modern Warfare, приезд Кодзимы
Год подходит к концу. Настала пора вспомнить, чем запомнился нам 2019-й и как он изменил игровую индустрию.
EGS и временные эксклюзивы
Во время подведения итогов прошлого года мы назвали очень важным событием открытие Epic Games Store. Тогда многие зрители встретили это утверждение с большой долей скепсиса. Дескать, зачем вообще на это обращать внимание? Пусть продают там себе свой Fortnite и всякое инди — кому какое дело? У всех нормальных людей давно установлен Steam, и совершенно незачем захламлять рабочий стол ещё одним лаунчером.
Но уже через месяц после того, как мы выпустили материал, стало известно, что Epic Games приобрела эксклюзивные годовые права на распространение шутера Metro: Exodus. Пользователи Steam смогут купить его лишь 14 февраля 2020-го. Если не считать финальных эпизодов The Walking Dead от студии Telltale , «Исход» стал первым действительно громким эксклюзивом EGS. Только вот многих игроков это не на шутку возмутило, ведь о смене площадки стало известно за две недели до релиза. Приверженцы магазина Valve призвали бойкотировать боевик, а после выхода принялись бомбить его рейтинг на Metacritic. Даже сейчас пользовательская оценка составляет меньше семи баллов. Однако на продажах игры это не особо сказалось. Как заявил в августовском интервью глава издательства Koch Media Клеменс Кундратиц, третья часть «Метро» показала очень достойные результаты, а сам он готов к дальнейшему сотрудничеству с Epic Games.
После релиза «Исхода» ситуация продолжила набирать обороты. Временными эксклюзивами магазина стали Borderlands 3, The Outer Worlds от команды Obsidian , Control от Remedy , Shenmue III, а также порты Heavy Rain, Beyond и Detroit. После волны возмущения из-за Metro EGS начала объявлять о договорённостях заранее, что, впрочем, не сильно повлияло на количество негатива со стороны особо рьяных сторонников Гейба Ньюэлла. Однако руководитель Epic Games Store Стив Эллисон заявил, что компания продолжит заключать эксклюзивные сделки, пока не вынудит Steam и прочие площадки взимать с разработчиков не более двенадцати процентов от продаж. Что ж, цель благая, по крайней мере, на словах. Посмотрим, как EGS будет к ней идти в 2020 году.
Независимость Bungie
А ещё начало 2019-го запомнилось одним из самых громких расставаний в игровой индустрии за последние несколько лет. Студия Bungie объявила, что уходит от Activision-Blizzard и к тому же забирает с собой права на серию Destiny. Компания работала под крылом издательства восемь лет. Но, как утверждают инсайдеры, всё это время между разработчиками и руководством нарастало напряжение. Activision была откровенно недовольна финансовыми показателями как первой, так и второй Destiny. Она хотела перековать игру под новую, более казуальную аудиторию, в то время как Bungie ориентировалась на сложившуюся фан-базу и хардкорных игроков. Решающим фактором стал релиз расширения Forsaken в сентябре две тысячи восемнадцатого. Его продажи окончательно убедили издателя в отсутствии у проекта перспектив.
Поначалу предполагалось, что, несмотря на расторжение контракта, Bungie продолжит использовать в качестве площадки Battle.net. Однако уже в августе стало известно, что первого октября Destiny 2 переедет в Steam, и тогда же состоится релиз Shadowkeep — первого расширения, созданного разработчиками без участия Activision.
Сейчас лутер-шутер, вроде бы, чувствует себя неплохо, а недавно в нём стартовал новогодний ивент. Представители Bungie тоже неоднократно заявляли, что довольны независимостью. Но оправдает ли себя уход от Activision в дальней перспективе, мы узнаем уже в двадцатых.
«Гонконгский скандал» вокруг Blizzard
Blizzard , вроде как, реабилитировалась после прошлогодней неудачи с Diablo Immortal, анонсировав долгожданную четвёртую часть, а заодно сиквел Overwatch. Но всё равно умудрилась многих разозлить.
Пару месяцев назад компания оказалась в центре очень громкого скандала. Она запретила одному из участников турнира по Hearthstone участвовать в официальных соревнованиях — и всё из-за поддержки протестующих в Гонконге. Во время послематчевой трансляции киберспортсмен под ником blitzchung выкрикнул протестный лозунг. В результате его тут же дисквалифицировали на год с конфискацией выигрыша, а комментаторов трансляции отстранили.
Сразу же после этого соцсети захлестнула буря негодования. Blizzard обвиняли в лицемерии, заискивании перед китайскими чиновниками и подавлении свободы слова. Компанию поносили и простые игроки, и люди из игровой индустрии, и даже собственные сотрудники, которые устроили стачку перед зданием главного офиса.
Вскоре после этого Blizzard всё же смягчила наказание для гонконгского игрока. А на церемонии открытия BlizzCon 2019 президент компании Джей Аллен Брэк извинился за то, что команда изменила своим принципам.
Посмотрим, не подмочит ли издательство свою репутацию в 2020-м.
Релиз Anthem
Ни один год не обходится без громкого разочарования. И если в 2018-м все тыкали пальцем в Bethesda и её Fallout 76, то в этот раз в центр внимания вернулись Electronic Arts на пару с BioWare. Разумеется, мы говорим про Anthem. И, к сожалению, списать неудачу на неопытность какой-нибудь дочерней компании уже не выйдет — за разработку отвечали именно что создатели трилогии Mass Effect и Dragon Age.
Проблемы начались ещё до релиза — трейлеры с настоящим геймплеем боевика показали, что графика стала значительно проще в сравнении с демо 2017 года. Даунгрейд подобных масштабов можно было наблюдать, например, в первой Watch Dogs. Впрочем, итоговая картинка всё равно оказалась довольно впечатляющей. В отличие от всего остального. Запуск так называемого VIP-демо Anthem обернулся настоящей катастрофой. Многие пользователи не могли подключиться к серверам, других постоянно выкидывало из игры, а те, кто всё же пробивался через все ошибки, натыкались на бесконечные загрузки. К общему запуску часть неполадок удалось починить, но выяснилось, что далеко не все проблемы Anthem упираются в техническую реализацию. Пустой мир, однообразные и короткие задания, а также назойливый гринд быстро запятнали репутацию проекта. Критики отмечали, что всю сюжетную часть можно пролететь часов за пятнадцать, а ничем больше игра удержать не способна. Для лутер-шутера с прицелом на несколько лет вперёд это звучит как приговор. Anthem удалось неплохо выступить на короткой дистанции и даже превзойти стартовые продажи Mass Effect 3, но дальше начались проблемы.
Сперва разработчики перенесли на три месяца уже анонсированное обновление с гильдиями, еженедельными испытаниями и много чем ещё. Затем команду покинул ведущий продюсер проекта Бен Ирвинг. Вслед за ним ушёл Чад Робертсон, который отвечал за развитие игр-сервисов BioWare. Руководство Electronic Arts уже открыто признаёт, что разочарованно в Anthem, но обещает не забрасывать игру. И это даже может быть правдой — инсайдеры уверяют, что EA отправила на проект все отделения BioWare, чтобы они любой ценой довели игру до ума.
Что ж, как показывает опыт No Man’s Sky и даже Battlefront II, реабилитироваться после неудачного старта вполне возможно. Посмотрим, получится ли это у Anthem.
«Ни слова по-русски» 2
А вот звание самой скандальной игры, по крайней мере, в России, однозначно отходит новой Call of Duty. То, что боевик будет привлекать к себе внимание совсем не по тем причинам, по которым хотелось бы, стало понятно ещё на этапе анонса. Одного только короткого тизера хватило федеральным СМИ, чтобы обвинить разработчиков из Infinity Ward в русофобии. И это как раз тот редкий случай, когда журналисты центральных телеканалов не особо-то и преувеличили масштабы проблемы. Вопреки заявлениям создателей о том, что в игре не будет «клюквы» и стереотипных злых русских, и того, и другого в Modern Warfare оказалось в избытке. Даже западные рецензенты, как, например, блогер Angry Joe, отметили, что разработчики переборщили с демонизацией российских военных. Их поведение в вымышленном Урзыкстане больше напоминает зверства нацистов. А реальное военное преступление вооружённых сил США, расстрел мирной колонны на Ближнем Востоке в начале девяностых, в игре приписано русским. Да, география изменена, но параллель очевидна, тем более, что даже сохранено название «Шоссе смерти».
Вполне предсказуемо выход Call of Duty в России сопровождали многочисленные скандалы. Сперва российское отделение PlayStation отменило релиз боевика — приобрести его в онлайн-магазине PS4 в нашем регионе невозможно. Затем стало известно, что физических копий в магазинах тоже не будет. Причём это собственные решения локальных офисов, а не требование со стороны издателя.
А затем несколько известных блогеров, в числе которых Илья Мэддисон и Денис WeLoveGames, отказались транслировать новинку по этическим соображениям.
Впрочем, ситуация в России никак не сказалась на финансовых успехах Modern Warfare — боевик предсказуемо показал отличные продажи.
Sony пропустила E3
Sony в этом году пропустила E3. Впервые за всю историю выставки. Это, несомненно, довольно весомый удар по значимости мероприятия, ведь именно презентации японской корпорации в последние несколько лет привлекали больше всего внимания, и она неформально «выигрывала» E3. Но не в этот раз.
Своё решение представители компании объяснили тем, что не хотят разочаровывать зрителей. Дескать, от E3 привыкли ждать шквала анонсов, ярких презентаций и неожиданных премьер. А когда этого по каким-то причинам нет, аудитория чувствует себя обманутой. В этом году Sony удивлять было нечем, а потому и собирать полноценную конференцию не имело смысла.
Впрочем, даже если бы компания привезла только очередной трейлер Death Stranding, ролик Ghost of Tsushima с церемонии The Game Awards и что-нибудь по The Last of Us: Part II , на фоне конкурентов она смотрелась бы не так уж блекло. Ведь E3 в этом году получилась на редкость пустой. Большинство зрителей запомнило разве что меметичное появление Киану Ривза на показе Cyberpunk 2077 у Microsoft. Остальные анонсы и презентации вышли настолько пресными, что E3 2019 можно с уверенностью назвать худшей как минимум за последние три года. Надеемся, в 2020-м всё пройдёт бодрее, ведь к этому есть очень даже весомые предпосылки.
Девятое поколение консолей наконец-то представили
А всё дело в том, что уже стартовал новый виток войны консолей. Microsoft и Sony наконец-то официально представили свои разработки, а первая успела даже показать внешний вид новинки. Слухи подтвердились — девятое поколение консолей поступит в продажу под Рождество две тысячи двадцатого, то есть ровно через год. Технических подробностей уже навалом.
Итак, приставка от Microsoft называется Xbox Series X. Её вычислительная мощность составляет 12 терафлопс, а процессор в четыре раза мощнее того, что стоит в Xbox One X. На консоли можно будет одновременно запускать сразу несколько игр, а на геймпаде появилась кнопка, аналогичная Share на DualShock 4. Также ходят слухи о разработке облегчённого, бюджетного варианта консоли. В стартовой линейке игр ожидаются Hellblade II: Senua’s Saga и Halo: Infinite.
А у Sony всё привычно — консоль называется PlayStation 5. В ней стоят восьмиядерный процессор AMD Ryzen и привод под Blu-ray 4K, а также поддерживается аппаратная трассировка лучей. Обещают обратную совместимость с PS4 и новую систему установки игр — сегментную. Например, в какой-нибудь Battlefield можно будет отдельно загрузить сюжетную кампанию, а потом, по желанию, добавить к ней мультиплеер. Из игр пока что подтверждён только лутер-слэшер GodFall от новой студии Counterplay и издательства Gearbox.
Что ж, хотя бы из-за противостояния Sony и Microsoft грядущий год обещает быть жарким.
Запуск Stadia
А ещё в этом году прорваться в мир игрового железа попыталась корпорация Google. Причём не просто прорваться, а устроить в нём настоящую революцию. В марте компания представила свой инновационный стриминговый сервис под названием Stadia. На этапе анонса обещали, что он изменит игровую индустрию навсегда. Отныне пользователям не придётся беспокоиться о мощностях своих компьютеров или консолей. Всё, что им потребуется для того, чтобы запускать новинки в максимальном качестве — это подключение к Stadia, быстрый интернет и почти любой экран, хоть смартфон. А ещё пользователям откроется целый набор уникальных возможностей. Например, можно будет прямо на Twitch присоединиться к трансляции любимого стримера. Или продолжить проходить игру с того момента, на котором закончился ролик на YouTube. И всё это по одному клику.
Но реальность оказалась куда прозаичней. Где-то за неделю до запуска Stadia стало известно, что сервис начнёт работу лишь в самом базовом режиме. То есть ни одной из широко распиаренных фишек в нём не будет — лишь стриминг. Да и библиотека оказалась довольно скромной — всего двенадцать игр. Правда, потом её расширили до двадцати двух. Но не стоит забывать, что это вовсе не игровой Netflix, где достаточно просто платить за подписку, — каждый тайтл надо приобретать отдельно за практически полную цену. И это не считая стоимости самого стриминга. С которым, к слову, тоже не всё гладко — многие пользователи отмечали заметную задержку сигнала, из-за которой играть в шутеры или, скажем, файтинги практически невозможно.
И тем не менее, Google стала одной из первых мегакорпораций, что совершили шаг в будущее. Многие аналитики сходятся во мнении, что стриминг уже совсем скоро станет главным трендом в игровой индустрии. Это подтверждают слухи о том, что в Xbox Series X и PS5 уже заложена поддержка этой технологии. Так что каким бы проблемным ни был запуск Stadia, именно с него можно начинать отсчёт совершенно новой, пока что неизведанной эпохи в технологиях.
Перестановки в верхах
А между тем, индустрию покинули люди, с которыми ассоциировалась эпоха нынешняя или, если хотите, уходящая. Сперва на пенсию вышел президент американского отделения Nintendo и человек-мем Реджи Фис-Эме. Именно он ответственен за успешные запуски Wii, 3DS и Switch на Западе. Ну, провал WiiU чисто технически тоже на его совести, но эту консоль вряд ли что-то могло спасти. Примечательно, что Фис-Эме сменил на посту Даг Боузер — да-да, совсем как заклятый враг Марио.
А осенью Sony Interactive Entertainment неожиданно покинул Шон Лейден, который возглавлял внутренние студии компании. Именно они занимаются разработкой всех эксклюзивов для PlayStation. Кроме того, с должности ушёл президент международного подразделения компании Сюхэй Ёсида. Теперь он будет следить за более мелкими и независимыми студиями. Сообщается, что эти изменения стали частью реструктуризации компании перед релизом PlayStation 5. Ёсиду уже заменил сооснователь студии Guerrilla Games Герман Хульст. Редкий случай, когда позицию топ-менеджера занимает человек с бэкграундом в разработке игр.
И только Фил Спенсер спокойно готовит запуск новой консоли. Хоть что-то не меняется.
Визит Кодзимы в Россию
В этом году до релиза наконец-то добралась, пожалуй, самая загадочная и самая ожидаемая игра последних лет — Death Stranding. Добралась и… не провалилась, конечно, но точно расколола геймерское сообщество. Вопреки заявленному прицелу на самую широкую аудиторию, ради которой даже был добавлен казуальный режим, Хидео Кодзима создал игру точно не для всех. Одни пользователи обвиняли геймдизайнера в претенциозности и любви к затёртым голливудским клише, а сам проект — в затянутости и отсутствии увлекательного геймплея. Другие же, напротив, прониклись атмосферой разрушенной Америки и остались под впечатлением от истории. Но мы хотим вспомнить не саму Death Stranding, а то, что творилось в России перед её запуском. Ведь визит Хидео Кодзимы на Игромир-2019 наверняка запомнился всем, кто посетил выставку или просто выходил на той неделе в интернет.
Приезд геймдизайнера, да ещё и в компании Мадса Миккельсена, обернулся чуть ли не массовой истерией. «Крокус-Экспо», где традиционно проходит Игромир, был переполнен. К стенду с мерчендайзом Kojima Productions выстраивались гигантские очереди. Особо любопытные посетители пытались проникнуть без регистрации на закрытую пресс-конференцию. А зал, в котором выступал Кодзима, был забит до отказа. Толпа зрителей периодически оглушительно скандировала одно слово — «Гений».
Более того, визит Кодзимы привлёк не только игровых журналистов, но и федеральных СМИ. Репортаж об этом вышел на телеканале НТВ, а сам геймдизайнер появился в эфире «Вечернего Урганта». Трудно вспомнить, когда ещё персона, связанная с игровой индустрией, получала в нашей стране столько внимания, да ещё и в позитивном ключе.
Вот, пожалуй, и всё самое важное, что произошло в игровой индустрии за 2019 год. А какие события больше всего запомнились вам? Пишите в комментариях