Инди года
О номинации
Здесь мы собрали наши любимые игры с небольшим бюджетом и/или идеями, слишком смелыми для ААА-проектов. Претендентов было много, в спорах о номинантах редакция сломала столько копий, что хватило бы на отличный костерок, но победили сильнейшие.
Третье место. Katana Zero
По анонсирующему трейлеру Katana Zero казалось, что нас ждёт безликий клон Hotline Miami, только с видом сбоку. На первый взгляд у этих игр много общего: боевая система, саундтрек в стиле синтвейв, герой-одиночка… Но, к счастью, игра от крохотной студии Askiisoft оказалась скорее идейным продолжателем проекта Devolver Digital, чем подражателем.
Геймплей Katana Zero — хардкорный, идеально выверенный микс из сражений, платформинга и стелса. Герой отбивает пули, кувыркается, прыгает, замедляет время, швыряет в противников всё, что не приколочено… и, разумеется, ловко орудует клинком, пачками вырезая врагов. Уровни отлично продуманы: каждый можно пройти двумя-тремя разными путями. Впрочем, если ваша тактика дала осечку или вы не успели среагировать на смену обстановки — будьте добры вернуться в начало локации, перевести дыхание и подумать ещё разок. При этом бесконечные попытки пройти через одну и ту же комнату изящно обыгрываются сюжетом.
На фоне этого калейдоскопа нам рассказывают историю о киллере Зеро, страдающем амнезией. Он носит вычурное кимоно, похожее на халат, живёт в каморке, обставленной под додзё, берёт напрокат фильмы о самураях и в век огнестрела предпочитает старую добрую катану. Зеро не особо терзается от того, что убивает людей, зато проникается сочувствием к голодающей дочке соседа-алкоголика или двум наркоманам, которых прикончили за то, что они были слишком шумными. Этот персонаж более настоящий, чем протагонисты некоторых крупных проектов с многомиллионными бюджетами; он трогает за душу, отчего за его галлюцинациями и попытками вспомнить собственное прошлое наблюдаешь с искренним интересом.
К сожалению, свой рассказ Katana Zero обрывает на полуслове, но это и не важно. Ведь она влюбляет в себя с первого взгляда, первой реплики и первого удара мечом.
Второе место. Pathologic 2
В своё время «Мор. Утопия» для многих стала настоящим откровением: гниющий мир степи, затхлый загадочный городок, неизлечимая болезнь, пожравшая его странных обитателей, двенадцать дней, чтобы попытаться всё исправить… При этом новый «Мор» (или Pathologic 2 , как её назвали для зарубежных пользователей) многим не понравился, и их можно понять.
Оригинал отлично отпугивал казуальных игроков, но ближе к концу становился куда менее хардкорным: герой разживался патронами и винтовкой, еды и денег куры не клевали, а к причудам Песчаной Язвы и её жертв к финалу можно было привыкнуть. Теперь всё наоборот: и без того немаленькая сложность возрастает с каждым днём, опасностей становится больше, еды — меньше, а загадки без ответов сыпятся одна за другой. Ещё и проклятые часы для сохранений ввели — ну чтобы жизнь точно мёдом не казалась.
Первая реакция на ремейк — неприятие. В процессе игры не покидает ощущение, что над тобой издеваются, пытаясь выставить таким же слабым и никчёмным, как заражённые Язвой, что тянут к герою свои культи в мольбе о помощи. Это действительно проект не для всех: большинство просто плюнут на проклятую (сами выбирайте, где ставить ударение) игру и пойдут рубиться во что-то более дружелюбное. Но те, кто смогут продраться сквозь ворох технических проблем, раздражающий бэктрекинг, однообразие игрового процесса и посредственную графику, обнаружат глубокую философскую историю, которая бросает игрокам настоящий вызов — как, собственно, и оригинал 14-летней давности. В старый «Мор» ещё можно было играть, в этот — практически невозможно; и, что самое смешное, в данном случае это искренний комплимент.
Достойны упоминания
Предваряя замечания в комментариях — нет, естественно, мы не забыли про Disco Elysium . Атмосферная RPG эстонской студии ZA/UM о копе-алкоголике, который расследует убийство в захолустном городке, заслужила наград и самых высоких оценок. Но ей мы поём дифирамбы в другой номинации, так что здесь решили не повторяться.
Многим в редакции пришёлся по душе убойный экшен My Friend Pedro. Безумную историю дружбы человека и разумного банана отличает странное кровавое обаяние; игра пробегается за считанные часы, но этот забег запоминается надолго.
Поклонники Oxenfree в этом году дождались нового проекта Night School Studio — приключения Afterparty о студентах в аду. Никаких котлов, костров и отстрела чертей: только прогулки по местным барам, дегустации коктейлей с затейливыми названиями (вроде «Маргариты Воланда» или «Массового вымирания») и попытки перепить Сатану. А ещё неоновые вывески, живописные улочки преисподней и удивительно человечные демоны, которым пытки грешников нравятся не больше самих грешников.
Little Misfortune — сюрреалистичная сказка от создателей Fran Bow . Девочка по имени Неудача решает сыграть с таинственным Мистером Голосом, чтобы получить в награду вечное счастье для своей мамы. Сумрачный лес, монстры, кровь, смерти и прочие ужасы, щедро сдобренные чёрным юмором и неунывающим оптимизмом маленькой героини, прилагаются.
Ну а для любителей брутального средневековья приготовили Mordhau : многопользовательский слэшер с замковыми осадами, сражениями на мечах и прочими радостями кровавой рыцарской романтики. О том, что это инди, в процессе игры легко забыть — уж больно хорошо и качественно она выглядит, — но мы-то помним.
Первое место. Untitled Goose Game
Кто год назад мог предположить, что сомнительного вида стелс-песочница про гуся может стать шедевром? По сути UGG (абрревиатура такая, словно это новый сервис дистрибуции игр) элементарна — бегай себе за смешную рисованную пичужку по маленькому английскому городку и заколёбывай всех вокруг. Но ироничная безделушка, где гусь цепляет за лацканы чопорных британцев, оказалась в центре внимания журналистов и игроков, которые стали разбирать её по винтикам и находить там едва ли не экзистенциальные глубины декадентов 19 века. Разработчики сидели, хихикали и радовались пранку, который вышел из-под контроля; люди кайфовали от возможности стянуть курительную трубку у чванливого мужичка, запугать вредного школьника злобным гоготом и сорвать пикник воркующей парочке, стырив у них сливы. Все в выигрыше.
В Untitled Goose Game не вложили миллион веток прокачки, триста тысяч скинов и мультиплеер на маленькую коммуну геймеров — её мощь не в этом. Это удивительно искренняя в своей идиотскости игра, где забавна сама ситуация: поделка, выросшая из одного твита, взорвала интернет и породила тысячи мемов. Именно за это, а также за подаренную возможность хорошенько расслабиться после трудовых и учебных будней, Untitled Goose Game поднимается на первую ступеньку нашего пьедестала и забирает золотую медаль.
К сожалению, в топ не влезло много достойных проектов — иначе статья превратилась бы в пространный трактат, и добраться до конца смогли бы немногие. Уходящий год регулярно подкидывал крутые игры от маленьких студий, и этому можно только радоваться: в AAA разработчики нечасто позволяют себе риски и эксперименты. Остаётся лишь пожелать, чтобы в первом году нового десятилетия хороших инди стало ещё больше!