Игра года
О номинации
«Игра года» — это не обязательно огромный бюджет, команда в несколько сотен человек и крупный издатель. Чтобы попасть в тройку лучших, не нужно быть дорогой игрой — достаточно «всего лишь» быть игрой уникальной. А для этого порой достаточно одной удачной идеи или оригинального взгляда на привычный жанр.
Третье место — Untitled Goose Game
Untitled Goose Game — яркий пример шутки, которая вышла из-под контроля и неожиданно для самих шутников сделала их знаменитыми. Кто бы мог подумать, что из YouTube-тизера вымышленной игры вырастет что-то стоящее?
По сути, проект австралийской студии House House — это такая упрощённая версия Goat Simulator, только в главной роли здесь не козёл-террорист, а вполне обычный деревенский гусь. И занимается он вполне себе обычным гусиным делом: проказничает и превращает жизнь окружающих людей в ад. Эти бедолаги здесь — нечто среднее между соседями из Neighbor From Hell и жертвами из Hitman. Ждёт их, конечно, не кровавая расправа, а украденные трубки, разбитые вазы и пропавшие мячи. Главное, что играется это всё очень бодро, а выглядит и звучит просто уморительно. Как видите, чтобы попасть в тройку лучших игр года, достаточно лишь чистого, концентрированного веселья, плотно утрамбованного в маленькую, но по-своему гениальную игру.
Второе место — Disco Elysium
Ролевые игры чрезвычайно консервативны. Даже проекты, которые заявляют как инновационные, обычно создаются по принципу «шаг вперёд — два назад»: с уймой пережитков прошлого и костылей, оставшихся ещё от настольных предков. Тем приятнее наблюдать, как Disco Elysium (сама, кстати, выросшая из затянувшейся партии в Dungeons & Dragons) переворачивает порядком застоявшийся жанр с ног на голову.
Если попытаться уложить суть Disco Elysium в одно предложение, то её можно назвать смесью This is the Police , Planescape: Torment, фильма «Грязь» с Джеймсом Макэвоем и пиксаровской «Головоломки». И играется она ещё страньше, чем звучит.
Боевой системы здесь вообще нет — зато есть глубочайшие возможности для исследования, анализа и общения. Причём общается главный герой вообще с кем угодно, включая неодушевлённые предметы и собственные эмоции. Среди навыков есть и привычные, вроде выносливости и восприятия (хотя работают они совершенно не так, как, скажем, в Fallout с её S.P.E.C.I.A.L.) и те, что вы больше нигде не увидите: концептуализация, корпоративный дух, «внутренняя империя»… Без описания обычно и не понять, для чего они нужны или когда могут пригодиться. Но самое главное, что все способности по-своему полезны, пусть и в разной степени.
Добавьте к этому невероятно крутые диалоги, непритязательный, но чрезвычайно стильный дизайн, маленький, зато детально проработанный мир — и получите настоящую вещь в себе. Удивительное, штучное произведение ручной выделки — такие появляются на свет раз в 20 лет. Ловите момент.
Достойны упоминания
В 2019-м вышло немало отличных игр. Sekiro: Shadows Die Twice очень красиво продолжила линейку безжалостных action-RPG от FromSoftware. Причём для этого истории про однорукого синоби не понадобились ни мультиплеер, ни хитроумная история, ни запутанные уровни-лабиринты.
The Outer Worlds в очередной раз показала, что «короли сиквелов» Obsidian уже полностью сформировались как самостоятельные творцы, а не только как разработчики продолжений чужих IP. Пожалуй, одна из лучших ролевых игр уходящего года: разнообразная, многогранная и просто симпатичная.
Хидео Кодзима обещал, что Death Stranding станет каким-то невероятным игровым прорывом, но запомнится она, скорее всего, как жертва завышенных ожиданий. Ну, или как самая дорогая реклама энергетического напитка. Очень жаль: игра-то, на самом деле, любопытная, — пускай и далёкая от того идеала, который мы сами себе нарисовали.
Devil May Cry 5 стала почти идеальным продолжением едва ли не самой известной серии слэшеров. А вдобавок дала отличный повод забыть о не самом удачном перезапуске 2013 года: здесь все нововведения пришлись очень даже ко двору, а проверенные механики по-прежнему работают как часы.
Первое место — Resident Evil 2 Remake
В своё время Resident Evil , наравне с Silent Hill , Fatal Frame и парой других тайтлов, определила японские хорроры как особый жанр. В конце 90-х нарисованные задники, статичная камера и танковое управление смотрелись очень даже достойно. Но время шло, и на смену неторопливому, вдумчивому хоррору пришли бодрые зомби-пострелушки, больше похожие на Left 4 Dead , чем, собственно, на Resident Evil.
Четвёртая часть серии была отличной: именно она удержала франшизу на плаву, когда та же Silent Hill тонула в самоповторах и недостатке свежих идей. Вот только далеко не все фанаты оценили новый подход. Capcom с тех пор принимала несколько попыток вернуться к истокам RE, но ни одна из них не была столь же успешной, как ремейк Resident Evil 2— современное переосмысление второй части цикла.
Тот, кто 20 лет назад пытался сбежать из набитого зомби Раккун-сити, в его обновлённой версии почувствует себя как дома. Здесь, по большому счёту, тот же сюжет, цель и главные герои; тот же неубиваемый Тиран и неторопливый темп. Вот только теперь окружающий мир наконец-то стал полностью трёхмерным, камера больше не прибита гвоздями к одной точке, управление позволяет не ломать пальцы, озвучка не вызывает смех, а печатные машинки в качестве точек сохранения оставлены только для хардкорщиков.
Геймплейное же ядро осталось неизменным. Перед нами до сих пор один из лучших (если не лучший) хорроров в истории видеоигр: злой, сложный, интересный и по-настоящему жуткий. При этом Resident Evil 2 Remake выглядит именно как полноценная новая игра, основанная на старых ценностях, а не как наскоро оживлённый мертвец с накрашенной физиономией. Добиться такого результата могли только действительно талантливые разработчики. Боязно, что ремейк третьей части делает другая команда — лучшая игра 2019 года подняла планку очень высоко.
Уходящий год был не слишком щедрым на громкие ААА-релизы. Консоли восьмого поколения вступили в последнюю фазу своего жизненного цикла, поэтому крупные издатели и топовые студии пока держат потенциальные хиты при себе. Как видите, независимые разработчики отлично смогли этим воспользоваться, так что в главной номинации 2019-го картина сложилась как минимум интересная. А вы согласны с такими итогами года?