28 декабря 2019
Обновлено 17.05.2023

Нарратив года

Нарратив года - изображение обложка

О номинации

В этой номинации мы отмечаем игры, в которых сюжет и/или способ его подачи гораздо приоритетнее непосредственно геймплея. В таких проектах сильная история может перевесить любые недостатки.

Пятое место — A Plague Tale: Innocence

Нарратив года - фото 1

A Plague Tale геймплейно получилась вполне себе средней: местами действие провисает, местами, наоборот, несётся галопом. Но невероятная атмосфера умирающей Европы с лёгкой долей мистики делает своё дело. А главное — мы видим всё это чистым и непредвзятым взглядом двух детей, которые взрослеют на наших глазах. Иногда «режиссёр» пытается нагнать на игрока ужас банальными и заезженными методами вроде гор трупов или вихрей из крыс (sic!).

Но цепляет игра все равно, простите за каламбур, совершенно не по-детски именно удивительной и жуткой историей о детях, которые вынуждены быть жестокими в ответ на жестокость взрослых людей. Будь это не игра, а книга — получился бы микс из «Повелителя мух» и романов Виктора Гюго с легкой примесью Лавкрафта. И да, трудно вспомнить ещё хоть одну игру, в которой дети были настолько убедительными и живыми (в том числе и ранимыми), а не выглядели «более молодой версией взрослых», которые всё умеют и с холодным спокойствием смотрят на царящий вокруг них кошмар.

Четвёртое место — Afterparty

Нарратив года - фото 2

Умение выстроить историю, которая удивляет и трогает, и подать её так, чтобы игрок не скучал ни минуты, студия Night School продемонстрировала ещё в Oxenfree. А в Afterparty разработчики смогли повторить достоинства предшественницы, не повторяясь в целом. Легко было превратить историю о студентах, безвременно погибших и угодивших в ад, в ужастик или слезливую мелодраму. Однако Night School рассказала её с иронией и тонким чёрным юмором, не отменив неоднозначности, глубины и мудрых мыслей.

Персонажи, как и местный ад, раскрываются постепенно. Интересными и неоднозначными вышли что юные грешники, что демоны, обитающие в яркой неоновой преисподней, где до утра не стихает шум дискотек и пьяных вечеринок. Застенчивому Майло и упрямой Лоле предстоит не единожды сделать сложный моральный выбор; и хотя общая сюжетная канва в любом случае придёт к счастливому финалу, только игрок решает, какие выводы герои вынесут из случившегося и каких тараканов выкинут из своей головы.

При повторном прохождении есть все шансы получить новый сюжет, выбрав другой отыгрыш и способ достижения целей: чего стоят одни адские коктейли, которые открывают Майло и Лоле новые реплики в диалогах, делая их смелее, грубее или умнее! Глядя на местное пойло, так и хочется перепробовать всё — благо Afterparty немногим длиннее Oxenfree и пробегается за 7-8 часов.

Третье место — Judgment

Нарратив года - фото 3

При разработке Judgment сценаристы Ryu ga Gotoku Studio столкнулись с непростой задачей: вписать в безбашенный мир Yakuza нарочито серьёзных героев и рассказать мрачную, правдоподобную историю. И они отлично с ней справились! Отодвинув шутки, абсурдные ситуации и романтику на задний план, им удалось создать напряжённый детектив с оригинальными поворотами и ненавязчивой моралью.

Judgment держит интригу до самого финала, в идеальном темпе открывая всё новые обстоятельства расследования и параллельно раскрывая характеры персонажей. Полицейские и якудза, сыщики и адвокаты, информаторы и благородные уличные хулиганы, — здесь полно действующих лиц, и история каждого из них аккуратно вплетается в общую сюжетную канву. Никаких лишних деталей и не выстреливших ружей: к финалу становятся очевидны связи между событиями, поначалу казавшимися неважными или введёнными чисто для драматизма. Да и герои за время прохождения становятся практически родными. Этому здорово помогают кинематографичность повествования и талантливая актёрская игра, которыми могут похвастаться редкие телевизионные процедуралы.

Второе место — Telling Lies

Нарратив года - фото 4

В 2014 году Сэм Барлоу, автор Silent Hill: Shattered Memories, выпустил Her Story — уникальную игру, состоящую из сотен видеороликов и поисковой строки. Правила просты: искать можно по любому произнесённому в видео слову, но система выдаст только четыре хронологически первых результата. А это значит, что игроку надо самостоятельно вникать в суть повествования и пробовать более точные, конкретные запросы. Запоминать имена и темы разговоров, составлять в голове хронологию происходящего, проводить, по сути, работу детектива. Уникальный опыт.

За пять лет, прошедших с релиза Her Story, никто больше не стал развивать её идеи, поэтому за это взялся сам Барлоу в Telling Lies. По механикам — фактически то же самое, но по постановке — небо и земля. Her Story была про одинокую женщину на допросе; Telling Lies же состоит из записей видеозвонков четырёх человек на протяжении года их жизни.

Иными словами, в этой игре нам предстоит сопоставлять диалоги, общение двух персонажей — следить, кто, с кем, о чём говорит; кто искренен, а кто лжёт; к чему это приведёт в будущем. Мы видим героев в самых разных ситуациях, зачастую очень житейских и даже интимных — и их беседы настолько живо написаны и блистательно сыграны, что не поверить невозможно. Telling Lies не только дарит нам ещё одну редкую возможность раскрыть себя как детектива через поисковик, но и показывает, что у видео с живыми актёрами всё ещё остаётся огромный нераскрытый потенциал в играх.

Первое место — Disco Elysium

Нарратив года - фото 5

Disco Elysium дьявольски умна. Сценарий просто кричит, что его писали эстеты, которые думали над каждой ситуацией и каждой строчкой диалогов не один год. Концепт уже сам по себе амбициозный: а что если у каждой эмоции пропитого детектива-неудачника будет свой голос? Что если в допрос свидетеля может вмешаться нервная система главного героя, изнывающая от ужасного похмелья? Или, например, его аляпистый галстук с не менее крикливым характером?

На словах эта идея звучит чересчур грандиозно, но каким-то чудом она работает. При всём своём литературном даровании и витиеватой игре со словами и темами, студия ZA/UM ни на минуту не забывает о том, какую историю хочет рассказать. Disco Elysium — это повесть о больном, сломанном человеке, который живёт (выживает) в таком же больном и сломанном мире, как он сам. Изнутри его раздирает груз собственных ошибок и забытое прошлое, а снаружи — грызня за власть, где каждая фракция не прочь заиметь собственного копа на побегушках.

При этом разработчики даже не рассчитывают, что вы выйдете сухим из воды. Они знают, что вы не раз ошибётесь, но не наказывают за эти ошибки, а обыгрывают их — как мастер, ведущий партию в D &D. Когда герой доказывает, что он действительно гениальный детектив, за него болеешь; когда он творит абсурдные вещи и спотыкается о все грабли на своём пути — над ним смеёшься. В Disco Elysium в принципе невозможно играть «неправильно»: вас в любом случае ждёт самая вдумчивая, изобретательная и запоминающаяся история аж со времён Planescape: Torment.

Главное — не слушайте галстук. Он ни черта не понимает в женщинах.

А какие нарративные игры в этом году запомнились вам? Какие истории запали в душу? Пишите в комментариях!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь