Что такое weird west? Очень странный Запад
На минувшей The Game Awards состоялся анонс изометрического immersive sim Weird West от выходцев из Arkane Studios. Название выбрано неспроста: в широком смысле weird west — это целый поджанр, в котором привычные ковбои, шерифы и индейцы соседствуют со сверхъестественными существами. В ожидании проекта мы решили разобраться в особенностях сеттинга и в том, какие ещё игры, фильмы и книги в подобном стиле выходили ранее.
Так что же такое weird west?
По сути, weird west — это когда ковбойская эстетика соединяется с элементами фантастики и/или альтернативной истории. На «странном Западе» среднестатистический охотник за головами вооружён покрытым рунами «Кольтом» и Библией, а прерии зачищает не от бандитов, а от вурдалаков, привидений и прочей нечисти. Каждый характерный атрибут вестернов как жанра, будь то церкви, салуны, шерифы и так далее, обрастает мистическими деталями. Местный священник-оккультист по ночам поднимает мертвецов, бармен из-под полы продаёт магические артефакты, а законник обещает награду за убийство вендиго, призванного индейцами. Вдобавок ко всякой мистике, в «странных» вестернах нередко заметен налёт стимпанка. Кузнец приделывает к дилижансу винт и крылья, чтобы превратить карету в геликоптер, ковбои наряжаются в допотопные экзоскелеты, а поезд на ходу трансформируется в робота на паровом двигателе. А дальше — чего фантазия пожелает: хоть инопланетяне, зомби-пираты-волшебники, хоть нацисты с машиной времени.
«Крот» Алехандро Ходоровски балансирует между традиционным вестерном и сверхъестественной галлюциногенной чертовщиной
Это специфическое направление вестернов зародилось в 1930-х годах, когда классические фильмы о ковбоях ( «Дилижанс» Джона Форда, «Вива Вилья!» Говарда Хоукса) были неотъемлемой частью американской культуры, наравне с фильмами про гангстеров и мюзиклами. Более широкое признание weird west получил чуть позже, в 1960-х, благодаря выходу сериала «Дикий, дикий Запад» (да, именно на его основе потом сняли тот ужасный фильм с Уиллом Смитом). А в 1970-х, после волны ревизионистских вестернов, уничтожающих традиционную героику жанра ( «Искатели» Джона Форда и фильмы Сэма Пекинпа), появились так называемые «кислотные» вестерны. В них события разворачиваются в реалиях фронтира, но происходящее подаётся так, словно смотришь на всё через кривое зеркало, будучи в плохом трипе.
Парень с Двумя Пушками из комиксов Marvel — ярчайший представитель жанра. Этот ковбой в маске Зорро успел даже побывать в команде Мстителей: те сумели вытащить его из Дикого Запада и перенести в современность
На словах, пожалуй, не сразу можно понять, о чём речь, — поэтому мы разберём несколько самых знаковых «странных» вестернов.
«Цирк доктора Лао»
Эта повесть Чарльза Г. Финнея, вышедшая в 1935 году, считается классикой тёмного фэнтези и во многом отталкивается от стиля Говарда Лавкрафта, но добавляет к нему хорошую долю чёрного юмора. В маленький американский городок приезжает загадочный китаец; с собой он привозит целый паноптикум странных существ, среди которых есть как мифические твари, так и реально жившие люди. В цирке доктора Лао можно найти и лохнесское чудовище, и сатира-развратника, и даже Аполлония Тианского, современника Иисуса Христа. С вестернами это произведение Финнея роднит, по большей части, место действия — в описаниях явно угадывается фронтир. Захолустный фермерский городишко довольно спокойно переживает прибытие старика-волшебника, который постепенно завладевает умами горожан.
В 1964 году вышел фильм «7 лиц доктора Лао» , снятый по мотивам оригинальной повести. Советую ознакомиться: он по-своему наивный, но пара весьма жутких моментов пугают даже больше полвека спустя
«Тёмная башня»
Пожалуй, самый известный цикл работ Стивена Кинга — сам писатель называет его своим главным произведением. Загадочный стрелок долго и упорно движется к башне, выступающей центром множества параллельных вселенных, — она должна каким-то образом спасти обречённый мир, похожий на постапокалиптическую версию Дикого Запада. В «Тёмной башне» смешаны вестерн (главный герой списан с Клинта Иствуда), тёмное лавкрафтианское фэнтези (в сюжете присутствуют, например, гигантский ктулхуподобный омар и инфернальная женщина-суккуб) и куча притч с библейскими аллюзиями. При таком мощном материале даже удивительно, почему мы до сих пор не видели ни одной нормальной экранизации (не считая отвратительный фильм 2017 года).
Deadlands
Первое издание настольной ролевой игры Deadlands вышло ещё в 1990-х, и тогда оно было одной из немногих альтернатив поднадоевшим фэнтези-системам. Сейчас, конечно, выбор уже богаче, но своей актуальности детище Шейна Хенсли нисколько не растеряло: Deadlands буквально создана для тех, кто жаждет приключений на странном Западе. В этом мире вполне можно сойтись в дуэли (ровно в полдень, естественно) с восставшим из могилы Диким Биллом Хикоком или Доком Холлидеем. А здешние маги, которых называют «хакстерами», играют с Дьяволом в покер, чтобы узнать, не придётся ли расплатиться за могущество частичкой собственной души. Индейцы шепчутся с духами-маниту, железнодорожные магнаты борются за власть, фронтир разрывается на куски от человеческой жадности и необъяснимой мистики. Словом, Deadlands отлично работает с атмосферой weird west — как в плане сюжета, так и в плане механик. Самое то, если какая-нибудь D &Dуже поперёк горла стоит.
«Джона Хекс»
Про Дикий Запад написано немало комиксов: « Стволы Долины Теней », « Пустоши », и, в том числе, на weird-west-тематику — « Американский вампир », « Шестой пистолет » и « Восточный Запад ». Но звание самого популярного персонажа этого поджанра принадлежит, конечно, Джоне Хексу — культовому ковбою DC Comics. Он обаятельный антигерой, охотник за головами, который никогда не промахивается. В разных выпусках Джона воевал не только с бандитами, но и с шаманами вуду, гигантскими подземными червями, духами, зомби — даже сам успел побыть живым мертвецом. Хекс настолько крутой, что в единственной на данный момент киноэкранизации он научился разговаривать с мёртвыми (чего не умел в комиксах) — правда, это всё равно не спасло фильм от провала в прокате.
«Обитель страха»
«Обитель страха» (оригинальное название — The Wind ) — редкий представитель weird west horror. Редкий — потому что достойный; его даже сравнивать не хочется с трэшаком вроде «Ковбои против пришельцев» или «Мёртвые пташки». История рассказывает о женщине, живущей с мужем в прериях на отшибе цивилизации, и о том, как сильно меняется жизнь супругов, когда рядом с ними селится ещё одна пара, ожидающая ребёнка. По настроению фильм напоминает недавнюю «Ведьму» Роберта Эггерса. «Кольтов» и дуэлей вы здесь не найдёте: «Обитель страха» — это тихий, тревожный триллер, плавно перетекающий в хоррор о том, что на Диком Западе творились по-настоящему дикие вещи.
Darkwatch
Играми в стилистике weird west нас тоже балуют нечасто. Первым делом вспоминается шутер про ковбоя-вампира, вышедший в далеком 2005 году на Xbox и PS2. Мы берём в руки пару револьверов и арбалет, чтобы одолеть Лазаруса — младшего брата самого Сатаны, чьи приспешники оккупировали фронтир и погрузили его в хаос. В плане геймплея — самый обычный мясной шутер: днём валим демонов, духов и других тварей стимпанковым оружием, а по ночам разбираемся с дьявольскими отродьями при помощи вампирских способностей. Можно ездить верхом на лошади, кататься на допотопном паровом дилижансе и расстреливать врагов из пулемёта Гатлинга. Ничего необычного, но в своё время Darkwatch была едва ли не единственной игрой, стравившей ковбоев и нечисть друг с другом.
Hard West
Как выглядела бы XCOM: Enemy Unknown, если заменить плазменные винтовки на «Винчестеры», а инопланетян — на рогатых чертей? Она выглядела бы как Hard West. По атмосфере игра немного напоминает телевизионный вестерн « Чистилище » и всю ту же Deadlands : после войны Юга и Севера американские прерии стали полем битвы Ада и Рая, и игроку предстоит принять в ней посильное участие. В целом, Hard West звёзд с неба не хватает, но совсем без интересных находок не обошлось. Например, тут есть абсолютно логичный для Дикого Запада параметр «удача» — аналог маны, брони и меткости одновременно. Ну и противники, конечно: кроме стандартных бандитов-ковбоев-солдат, нам противостоят ожившие мертвецы и демоны, а ближе к концу будет даже прогулка в самый настоящий ад. С пентаграммами!
А какие ещё фильмы, игры, книги и комиксы в стилистике weird west вы знаете? Ждёте ли саму Weird West? Делитесь ответами в комментариях!