10 лучших RPG десятилетия. От Mass Effect 2 до Persona 5
О номинации
RPG — самый демократичный жанр, ведь в нём на равных могут соперничать как многомиллионные блокбастеры, так и проекты мечты, сделанные командой из нескольких человек на голом энтузиазме. Если есть прописанный мир, увлекательные квесты и толково реализованная прокачка, то графические изыски не так уж и важны. Поэтому в итоговом топе у нас представлены ролевые игры всех масштабов, бюджетов и поджанров. Кроме творений FromSoftware — после ожесточённых споров с вкраплениями членовредительства редакция сошлась во мнении, что их уместнее причислять к экшенам.
Десятое место — The Outer Worlds
Игра, которую называли «новой Fallout», неожиданно для всех оказалась совершенно самостоятельным и полноценным продуктом. Безусловно, наследство New Vegas всё той же команды Obsidian выглядывает из всех зазоров и щелей, однако разработчики возлелеяли и взрастили самые годные идеи предшественницы, добавили несколько новых наработок, и затем сплели их друг с другом, получив нечто уникальное, невероятно красивое, но, в то же время, до боли знакомое.
У The Outer Worlds не было огромных бюджетов, технических возможностей и, что важнее, вагонов пустых обещаний. Вместо этого она просто появилась и показала всё, за что мы любим игры от Obsidian: судьбоносные дилеммы, обширное поле для исследований, детально прописанных персонажей и миры, а также яркие диалоги, не успевающие наскучить.
Кроме того, The Outer Worlds — это образцовая RPG. Помимо всех чисто механических признаков жанра, здесь есть свобода выбора и не отпускающее чувство, что все действия игрока самым прямым образом влияют как на главного героя, так и на окружающий его мир.
Девятое место — Kingdom Come: Deliverance
Найти полноценную ролевую игру в реалистичном сеттинге без элементов фэнтези и научной фантастики чрезвычайно тяжело. А если сеттинг не просто «реалистичный», а натурально исторический? До февраля 2018 года на это можно было разве что руками развести. К счастью, оказалось, что в Чехии умеют делать не только GTA-клоны про гангстеров.
Kingdom Come: Deliverance можно со слепу принять за случайно включившийся History Channel: анализу достоверности происходящего мы даже посвятили отдельный материал. Богемия начала XV века со всеми её рыцарями и разбойниками, замками и деревеньками, лесами и полями выглядит такой живой, что в ней хочется поселиться самому. Но и жить жизнью главного героя с непривычным для русского уха именем Индржих тоже неплохо. Warhorse Studios удалось удержать идеальный баланс между реализмом (потребностей у Индро — что у твоего тамагочи!) и играбельностью, так что проект похож скорее на хороший приключенческий роман вроде «Айвенго» или «Чёрной стрелы», чем на учебник истории. Оказывается, в Средние века можно было неплохо развлечься и без всякого колдовства. Сегодня мы закидываем навозом соседский дом, а завтра — берём штурмом оплот местного феодала; послезавтра участвуем в оргии деревенского священника, а ещё через день — объевшись галлюциногенов, вызываем сатану вместе с «ведьмами»…
Место в этом рейтинге Kingdom Come: Deliverance заслуживает хотя бы за то, что наглядно демонстрирует: обычная, невыдуманная Земля подходит для ролевых игр ничуть не хуже, чем очередные миры меча и магии или мрачное постъядерное будущее.
Восьмое место — Disco Elysium
Очень здорово, что Disco Elysium выстрелила. Аудитория приняла дебютную работу эстонской студии ZA/UM крайне тепло, а критики буквально завалили наградами. Но возникает вопрос: не рановато ли называть её одной из важнейших RPG десятилетия? Вдруг ребятам просто повезло, или мы стали такими впечатлительными?
На наш взгляд — нет, не рановато. Да, это лишь первая работа студии. Да, возможно, звёзды просто сошлись под нужным углом. Но так ли это важно? Уже сейчас понятно, что Disco Elysium состарится, как изысканное вино; её абсолютно ни с чем не спутать. Хоть ZA/UM и взяла наработки множества RPG, начиная с Planescape: Torment и заканчивая Shadowrun, результат её трудов получился на сто процентов самобытным.
Disco Elysium отказывается выходить из головы даже спустя месяцы после прохождения. Она кажется до странного знакомой, даже родной; как город, который ты знаешь по открыткам, но где никогда не был. А всё потому, что разработчики создали RPG, где всё действительно вращается вокруг персонажей. Вокруг трагикомичных, но отчего-то до боли реальных ситуаций, в которые они постоянно попадают. Никакой боёвки, пришитой к шикарному сценарию просто «чтобы было», никакого манчкинизма и спешки — только бесконечная меланхолия.
Ну и сбор стеклотары, конечно. Надо же на какие-то деньги покупать сигареты, чтоб нуарно курить их под проливным дождём.
Седьмое место — Persona 5
Очередная Persona стала настоящим подарком для любителей японских ролевых игр. Инновационной её назвать сложно: пятая часть удачно продолжает использовать элементы, введённые ещё в третьей. Но каждый из них дополнен и отполирован до ослепительного блеска, благодаря чему комбинация пошаговых поединков, пазлов, стелса, визуальной новеллы и самобытной магической системы играет новыми красками.
Persona 5 оказалась и настоящей конфеткой для глаз. И не только из-за нового движка, позволяющего наконец рассмотреть героев, персон и демонов в деталях. Дизайнеры лихо смешали анимешную и комиксовую эстетики, сдобрили её нуаром и отсылками к поп-культуре и получили чертовски стильную картинку, которая ещё и потрясающе смотрится в динамике.
Но, главное, серия, как всегда, не чурается играючи поднимать острые темы и задавать неудобные вопросы, обращаясь попутно к психологии, мифологии и философии. Темы Persona 5 можно перечислять долго: тут и борьба с социальной несправедливостью, и поиски своего места в мире, и цена свободы, и ответственность перед другими людьми, и многое другое. И, в отличие от трагичных историй про дискриминацию магов или роботов, сюжет игры удручающе злободневен.
Шестое место — Deus Ex: Human Revolution
Оригинальная Deus Ex была выдающейся игрой: разнообразной, многослойной и по-настоящему взрослой — а таких и сегодня по пальцам пересчитать. Чтобы получить новый хит, Eidos Montreal даже не нужно было придумывать что-то новое, ведь со времён шедевра Ion Storm ничего подобного ему так и не появилось. Собственно, во многом именно по этой причине у молодой команды вышел даже не столько приквел, сколько ремейк игры 2000 года — робкие попытки добавить что-то от себя в расчёт можно не брать — и этого оказалось вполне достаточно.
Принцип «убей-укради-уговори» в этом immersive sim работает даже лучше, чем в большинстве «чистокровных» RPG, а гибкая ролевая система позволяет превратить героя хоть в железобетонного громилу, хоть в бесшумного ассасина, хоть в хитроумного хакера, хоть в во всех сразу. И главное, что почти любой билд будет жизнеспособен — нужно лишь выбрать правильную тактику. Причём ползать по вентиляциям-канализациям и взламывать компьютеры за спиной охранников ничуть не менее весело, чем врываться в толпу врагов с пулемётом наголо. Что уж там: даже чтение записок и копание в чужой электронной почте в кои-то веки не выглядят как геймдизайнерский костыль, а действительно рассказывают о мире не такого уж далёкого будущего и помогают погрузиться в него ещё глубже. О том, что Deus Ex: Human Revolution можно пройти, не убивая никого, кроме трёх боссов, и говорить не стоит.
Не только одна из лучших RPG, но и однозначно главный киберпанк десятилетия: умный, сложный и многогранный.
Пятое место — Divinity: Original Sin 2
Divinity: Original Sin прогремела на весь мир и в одночасье сделала Larian Studios видным игроком на рынке. Поэтому сложно было представить, что запланированный сиквел получится ещё лучше, что авторы смогут прыгнуть выше головы — но им удалось. Divinity: Original Sin 2 стала, пожалуй, чуть ли не единственным случаем в истории, когда игра, профинансированная через Kickstarter , не только не подвела ожиданий, но и во многом превзошла их.
Это RPG, где вы можете просидеть больше десяти часов в прологе и даже как-то удивиться, что он не затянулся на подольше. Это RPG столь большая и амбициозная, что в руках любого другого разработчика её размах обернулся бы катастрофой — но Larian Studios знала, что делала. Divinity: Original Sin 2 — это не компьютерная RPG, вдохновлённая настольными ролёвками, а наоборот. Это партия в D &D или Pathfinder , поставленная на цифровые рельсы, где мастер очень лояльно относится к игрокам и любит, когда они экспериментируют. Хочешь засунуть в инвентарь бочку смолы? Ну, почему нет, пригодится. Два персонажа в кооперативе решили действовать друг против друга? Отлично, у меня как раз есть сюжетные твисты на этот счёт. Можно ли осушить лужу, а потом наэлектризовать облако пара, чтобы оглушить врагов? Да, да и ещё раз да — только сам потом в это облако не зайди.
Divinity: Original Sin 2 удивляет с первых минут и не перестаёт подкидывать сюрпризы вплоть до самых титров, все сто (!) часов геймплея. Это современная классика: лет через десять о ней будут отзываться с таким же почтением, как о Baldur’s Gate.
Четвёртое место — Mass Effect 2
Mass Effect 2 стала одной из последних игр от BioWare , которой удалось заслужить почти единогласное одобрение у поклонников RPG. И тому были причины. Она могла похвастаться множеством ярких персонажей с отлично проработанными историями — от ветеранов предыдущей части вроде старого доброго приятеля Гарруса до новичков, например, внешне жесткой и грубой наёмницы Джек или загадочного Призрака. Задания были не просто интересными и разнообразными, а ещё и замечательно поставленными — от схватки на летящем посреди бесконечного шторма космическом корабле до сражения с огромным, похожим на терминатора жнецом. Благодаря доработанной боевой системе наконец-то стало приятно стрелять, причём из любого оружия. Канадцам удалось задрать поставленную самими собой планку качества ещё выше. Пожалуй, у Mass Effect 2 был только один существенный недостаток — главный сюжет трилогии в ней не слишком продвинулся после первой части.
Но по сравнению с провальной концовкой в Mass Effect 3 и по большей части неудачной **«Андромедой»**это несущественная мелочь.
Третье место — The Elder Scrolls 5: Skyrim
Сегодня смотреть на Skyrim по-настоящему больно. И не потому, что она, несмотря на все переиздания, безбожно устарела в визуальном плане, а потому, что так и осталась лучшим творением Bethesda в 2010-х. Восемь лет прошло, а ничего масштабнее или богаче студия так и не выдала. Но отдадим разработчикам должное — планка действительно высока.
Skyrim вела игрока за ручку лишь однажды — в самом начале, когда нужно было спасаться от нагрянувшего не пойми откуда дракона. Но стоит вам выбраться из паучьей пещеры, как весь этот суровый заснеженный мир ложится перед вашими ногами. Вам открыты все дороги, просто одни тяжелее других, но в остальном — абсолютная свобода. Можете идти по сюжету, осваивать драконьи крики и выполнять поручения ярла, а можете просто шарахаться по горам, бегать от великанов, ловить рыбу, зачищать подземелья, обращаться в вампира, воровать еду и т.д. и т.п. Это очаровывало в 2011-ом и это очаровывает сейчас.
Второе место — Fallout: New Vegas
Пожалуй, ни одна серия классических RPG не проходила через такие глубокие трансформации, как Fallout. Что в техническом, что в геймплейном, что в сюжетном плане между номерными второй и третьей частями лежит целый Гранд-Каньон. Причём главная беда даже не в том, что пошаговая изометрия внезапно обернулась шутером с ролевыми элементами: богомерзкая Fallout: Brotherhood of Steel успела наплевать на канон ещё в 2004-ом году. Проблема в том, что FPS из Fallout 3 вышел весьма посредственный, «ролевые элементы» работали абы как, да и центральная история с эпической финальной битвой за водокачку вызывала разве что раздражение у фанатов, ждавших Van Buren, а получивших то, что получилось. Спасать серию доверили Obsidian Entertainment — людям, которые под вывеской Black Isle Studios в своё время создали мир Fallout как таковой. И они не подвели.
Формально New Vegas тянет не столько на полноценную часть серии, сколько на большой мод, но спецы из Obsidian на старом движке сделали совершенно новую игру. Зеленоватую, как пивная бутылка, Столичную Пустошь сменили просторы постъядерной Невады, показанные через тёплый оранжевый светофильтр. Появились внятное огнестрельное оружие, полноценное прицеливание через мушку (да, в Fallout 3 даже этого не было!) и более-менее компетентная стрельба. Город порока Нью-Вегас и его окрестности заселили колоритные герои вроде робота-проститутки с говорящим именем Фисто или супермутанта, считающего себя заботливой бабушкой. С ними связали в меру сумасшедшие квесты со вполне реальными, непредсказуемыми и далеко идущими последствиями, которые влияют на судьбу отдельных людей, городков и мира в целом. Что уж говорить про мелочи вроде проверки навыков в диалогах, которые опять сделали систему S.P.E.C.I.A.L. полезной, залихватского сюжета, знаменитого перка «Дикая Пустошь» или жаркой атмосферы радиоактивного вестерна.
В общем, даже если перенести New Vegas на движок первых частей Fallout, играть в неё всё равно будет интересно. И это лучшая рекомендация, что можно дать RPG.
Первое место — «Ведьмак 3: Дикая охота»
По всем законам игровой индустрии, у CD Projekt Red просто не могла получиться та «Дикая охота» , какую мы знаем. Да, «Убийцы королей» вышли довольно прорывными для региональной разработки, но они всё равно ощущались восточноевропейской игрой, что прикидывается блокбастером. Ну а замах на полноценный открытый мир должен был обернуться в лучшем случае чем-то навроде трилогии Risen или недавней Greedfall. Но свершилось настоящее чудо: ценой адских переработок, граничащих с нарушением прав человека, польские мастера сотворили хит по меркам не только Восточной Европы, но и всего мира.
Прелесть третьего «Ведьмака» в том, что он создан действительно для всех. Цените нелинейные квесты и ярких персонажей? Уже во Вроницах и того, и другого будет в избытке. Любите красивую боёвку? Местные бандюганы смачно разрезаются на части. Интересует вариативная прокачка? Местное древо навыков достаточно ветвисто, чтобы Геральта можно было настроить под себя. А если выкрутить уровень сложности до предела, то алхимия и кузнечное ремесло станут по-настоящему важной составляющей игрового процесса, а не просто дополнительными пунктами в меню. «Дикая охота» ничего не изобрела, но позаимствовала всё лучшее из жанра и смешала в таких пропорциях, что удовольствие от неё могут получить и казуалы, и хардкорщики. Среди RPG «для всех» она почти пять лет спустя остаётся лучшей.
Согласны с нашим выбором? Расскажите в комментариях, какие ещё выдающиеся RPG 2010-х годов заслуживают почестей.