10 лучших стратегий десятилетия. От Frostpunk до StarCraft II
О номинации
Стратегический жанр жив вопреки: даже сейчас, во времена активного наступления виртуальной реальности и игр-сервисов, продолжают выходить незаурядные проекты для управленцев, стратегов и тактиков.
Мы отобрали десять игр, которые по праву несут титул лучших в нише и мимо которых не стоит проходить независимо от предпочтений. В топ вошли проекты очень разные по стилю и содержанию, но их объединяет одно — высочайший уровень исполнения и талант разработчиков.
Десятое место — Two Point Hospital (2018)
Детище Two Point Studios в некотором роде переосмыслило хитовую Theme Hospital из 1990-х, и в нём разработчики показали, каким удивительно занятным может быть управление больницей.
Конечно, страданий и боли вы здесь не увидите: это скорее пародия на настоящий госпиталь в представлении современной поп-культуры. Игрокам предстоит возиться с персоналом, заниматься строительством и ломать голову над декором; местные врачи лечат в основном вымышленные болезни, а в штате обязательно должен быть охотник за привидениями. Методов достижения цели — в изобилии, случайные события не дадут заскучать, а милая картинка и хорошие шутки дополняют портрет лучшей экономической стратегии для спокойного отдыха перед сном.
Девятое место —Shogun 2: Total War (2011)
Британская серия глобальных пошаговых стратегий Total War давно завоевала любовь публики. Помимо основной франшизы Creative Assembly выпустила два спин-оффа — Warhammer и Saga , и ни одну из многочисленных игр и дополнений не назовёшь провалом.
Для нашего топа мы выбрали Shogun 2 , и на то были причины. Главная из них — реалистичный колорит японских островов в кровавую эпоху междоусобиц. Войну японских кланов в Shogun 2: Total War не спутаешь с крестовыми походами или нашествием орков на земли империи. Юниты экзотичного вида и характеристик. Осада замков непривычной архитектуры. Фантастические корабли без парусов. Рис как двигатель экономики. Десятки разных механик — от шпионажа до науки. К тому же в год выхода игру смело можно было назвать самой красивой стратегией в истории, и за этот титул она вполне может побороться даже сегодня.
Восьмое место — RimWorld (2016)
Кто бы мог подумать, что лучшая робинзонада от мира видеоигр — не экшен и не RPG, а скромная с виду стратегия RimWorld? Завязка проста: космическая катастрофа, после которой группа выживших очутилась на незнакомой планете и пытается спастись. А прелесть RimWorld в том, что мы не управляем поселенцами напрямую, но это ничуть не мешает погружению в их увлекательные хлопоты и возведению колонии посреди враждебной тундры.
Рандомные события сыплются, как из рога изобилия, постоянно удивляя и бросая вызов. Никогда не знаешь, что случится следующей ночью: атака хищников, пожар или вспышка смертельного насморка. Решение, что приготовить на обед, может оказаться не менее судьбоносным, чем спасение пленника, убегающего от своры злобных пиратов. Да, и здесь лучший гитарный саундтрек, что вы слышали, — по крайней мере, в стратегиях точно.
Седьмое место —The Banner Saga (2014-2018)
Неповторимая смесь ролевой игры, пошаговой тактики и менеджмента стала одним из первых успешных проектов, родившихся с помощью платформы Kickstarter. Первая часть The Banner Saga запомнилась и полюбилась многим, а благодаря поддержке поклонников грустная история о конце времён переросла в трилогию — на радость эстетам и любителям новизны в жанре.
Игроку предлагают командовать караваном переселенцев, которые покидают родные земли, убегая от армии кровожадных драгов. Чтобы довести отряд до тихой гавани, разумно распределить припасы и сохранить моральный дух, придётся постараться. На пути разбросана масса событий и неожиданных встреч, а текстовые квесты постоянно ставят перед сложным выбором, где каждое решение действительно важно. Пошаговую боёвку не назовёшь стандартной: у бойцов единый показатель силы атаки и здоровья, а броню нужно крушить отдельными ударами. Прокачка и яркие персонажи, оригинальный сеттинг и непредсказуемый сценарий — в The Banner Saga всё сделано с душой. А картинка, напоминающая дорогую полнометражную анимацию докомпьютерной эпохи, и атмосферная музыка лишь придают этой мрачной сказке дополнительное очарование.
Шестое место —Frostpunk (2018)
Апокалипсис наступил — пришёл новый ледниковый период, и человечество балансирует на грани вымирания. С этих невесёлых вводных начинается Frostpunk : лучшее высказывание в жанре на тему декаданса и деградации.
Жёсткий темп и жестокий настрой проекта не отпугнул, а лишь привлёк искушенных геймеров. Здесь нет лощёных бюргеров и нужды оперировать миллионными бюджетами, как в иных экономических стратегиях: мы руководим маленьким поселением выживших и ежедневно балансируем на лезвии ножа. Драгоценный уголь мгновенно заканчивается, крохи ресурсов приходится использовать максимально эффективно, а голодные, обмороженные и больные поселенцы не дадут просто расширять городок в своё удовольствие. Стилистика стимпанка придаёт происходящему особый шарм, а столько важных выборов между большим и меньшим злом встретишь разве что в хороших RPG. Выживать во Frostpunk сложно, страшно и холодно, но оттого особенно радостно, когда это удаётся.
Пятое место —Into the Breach (2018)
Роботов любят все. Гигантских роботов — ещё больше. А гигантские роботы против огромных монстров — вообще беспроигрышная формула. В стратегиях эта тема не успела стать избитой, так что Into the Breach заняла пустующую нишу: здесь мы командуем отрядом боевых меха и защищаем города от ужасных монстров-кайдзю.
Пошаговый инди-проект скрывает за скромной пиксельной картинкой тот ещё ненасытный пожиратель свободного времени. На простую фабулу накрутили море нюансов, а сходство поля битвы с шахматной доской совсем не случайно. Разные карты и биомы, богатый ассортимент мех, пилотов и вооружения, куча монстров с уникальными приёмами — реиграбельность Into the Breach возведена в абсолют. Пятнадцать прохождений? Запросто!
Четвёртое место —Cities: Skylines (2015)
Cities: Skylines отлично справляется с ролью антидепрессанта: она напоминает огромную коробку с конструктором для детей всех возрастов (даже если ребёнок прячется в душе отца семейства или энергичного дедушки). Цель игры — наладить жизнь крупного города, обеспечив его гражданам комфортное существование. Чтобы виртуальным горожанам жилось хорошо, придётся прокладывать дороги, разбивать территорию на кварталы, следить за строительством и дорожным траффиком, запрещать курение… Увлекательных занятий масса, удобных инструментов в избытке, социальная деятельность затягивает с головой, а медитативный неторопливый процесс погружает в чистую радость зодчества.
Впрочем, главным достоинством Cities: Skylines стали большие, убедительные, достоверные и оживлённые города. Никакой статики — только ритм мегаполиса и симпатичная картинка. Именно этим проект уложил на лопатки конкурентов вроде SimCity и завоевал сердца поклонников.
Третье место — Plague Inc. (2012)
Прежде чем прийти на ПК, этот стратегический неформат успешно покорил мир мобильных игр. Вернее, заразил, ведь здесь предлагают управлять невидимой, но могучей армией вирусов.
Цель игры — успех глобальной пандемии, заражение всего рода людского и его вымирание (ну или необратимая мутация). Мизантропическая идея — лишь обрамление для увлекательной, ни на что не похожей игры, где нужно заботиться о вирусной культуре с момента её зарождения, распространять по земному шару и принимать меры, когда хитрые людишки попытаются остановить победный марш смертоносных микробов. Здесь нет привычных команд для солдат или постройки казарм, но игроку придётся учитывать десятки переменных и реагировать на самое неожиданное развитие событий. А увлекательный процесс и неординарная задумка обеспечивают Plague Inc. почётный бронзовый пьедестал в нашем топе.
Второе место — StarCraft II (2010)
Вторую часть культовой научно-фантастической серии от Blizzard Entertainment фанаты протоссов и зергов ждали целых двенадцать лет. Оно того стоило: сиквел StarCraft — по сути, три полновесные игры — органично продолжил и углубил оригинальную историю, расширил вселенную и подарил пользователям новый опыт онлайн-баталий.
Всем расам достался отдельный масштабный эпизод со своими особенными механиками, визуальным стилем и атмосферой. Геймдизайном одиночных кампаний хочется восхищаться в каждой миссии, но разработчики предусмотрели ещё и массу интересных занятий на базах, пока герои переводят дух между заданиями. Динамичная, идеально сбалансированная состязательная механика породила одну из крупнейших киберспортивных дисциплин. И хотя вторая часть на полную использовала графические достижения тех лет, что отделяли её от первой, незабываемый арт-дизайн юнитов и построек здесь даже важнее, чем яркая трёхмерная картинка с отличной анимацией и звуком.
Первое место —Sid Meier’s Civilization V (2010)
После успешной четвёртой части Civilization никто не ожидал, что команда Firaxis добавит в новую игру франшизы столько нововведений, но риск, на который она пошла, полностью оправдался. На замену квадратной разбивке карты пришли шестиугольники. Всем механикам добавили гибкости. Больше всего изменились боевые действия — в лучшую сторону: у игроков отняли возможность собрать непобедимую армию на одной клетке, выделив каждому отряду отдельный гекс. Тактические хитрости, которых так не хватало прежде, здесь представлены в изобилии.
Многие игровые элементы из предыдущих частей пустили под нож, и это пошло пятой только на пользу. Civilization 4 со всеми дополнениями становилась перегруженной и порой неуклюжей; Sid Meier’s Civilization V здорово напрягала железо, но успешно совмещала космическую глубину с динамикой госразвития и войны. И за это её уверенно можно назвать не только лучшей частью серии, но и лучшей стратегией десятилетия.