Обзор фильма «Кома». И всё здесь — матрица, и сам ты — матрица
Фантастический экшен «Кома» внушал опасения ещё с первого тизера, который вышел аж в 2016 году. Во-первых, идея казалась чересчур амбициозной по меркам российского кино — действие разворачивается в мире, который выглядит как ожившие полотна сюрреалистов. Это ж сколько денег нужно вбухать в одну только графику, чтобы смотрелось не стыдно? Ну а во-вторых, совсем не вызывало доверия, что одним из продюсеров выступил одиозный Сарик Андреасян, постановщик ряда низкопробных комедий и феерически бездарных «Защитников». Он, словно легендарный Эд Вуд или Уве Болл, продолжает снимать, несмотря на отсутствие режиссёрского таланта. Да и продюсерского чутья у него, судя по списку проектов, нет.
И вот, после нескольких переносов и на удивление тихой маркетинговой кампании «Кома» всё-таки добралась до экранов. Оказались ли дурные знамения ложными?
Молодой архитектор после страшной автокатастрофы просыпается у себя в квартире, но быстро замечает, что с ней что-то не так — предметы, словно в игре, подгружаются на ходу. А за окном и вовсе творится чертовщина: острова с обломками зданий парят посреди пустоты, а по улицам бродят фантомы людей. Тут к тому же из ниоткуда появляется какая-то явно недружелюбная чёрная тварь, от которой архитектор спасается благодаря вооружённому отряду. От бойцов юноша и узнаёт, что попал в кому, а всё вокруг — воспоминания и сны таких же бедолаг.
Фильм Никиты Аргунова очевидно заимствует многие элементы из целого вороха западных блокбастеров. Кто-то увидит «Начало» Кристофера Нолана, другие — сцены из марвелловского «Доктора Стрэнджа» или, не удивляйтесь, третьих «Детей шпионов». Однако на этапе анонса фабула скорее напоминала сюжет почти забытого российского фильма «Я остаюсь» , последней работы Андрея Краско. В нём главный герой тоже впадал в кому, которая оказывалась эдаким чистилищем, населённым несчастными скитальцами. Но если та картина была трагикомедией с элементами магического реализма, то теперь перед нами постапокалиптический боевик.
По довольно невнятным законам «Комы» всем, кто попал в мир грёз, приходится выживать, а именно искать еду и место для ночлега. Дескать, наше подсознание настолько привыкло к пище и отдыху, что никак не может от них отказаться. Вот и приходится коматозникам ходить в экспедиции по чужим воспоминаниям в поисках иллюзорных продовольственных складов с иллюзорными припасами. А заодно иллюзорным оружием и иллюзорным рваньём. Местные выжившие одеваются на манер типичных сталкеров — растянутые свитера, дырявые бушлаты, очки-гоглы. А звучные клички и специализации заменяют им характеры. Так, например, в отряде есть бородатый здоровяк по прозвищу Танк, выполняющий ровно те же функции, что и одноимённый класс в играх. Да и вообще создатели, кажется, неплохо знакомы с геймерской культурой. Те же чёрные твари в фильме пафосно зовутся «жнецами». Ну какой русскоговорящий человек так назовёт встреченное чудище? Разве что завзятый фанат Mass Effect. Ну а кое-какие элементы сюжета очень уж напоминают The Evil Within. Хотя рядовой зритель скорее вспомнит «Матрицу». В «Коме» есть и лидер общины, который свято верит в избранность новичка, и бои с нарушением законов физики, и претензия на философию. Да и упомянутые жнецы своей многоглазостью немало похожи на роботов-охотников.
Впрочем вторичность сама по себе — не преступление. В Голливуде почти любой более-менее удачный сюжет обсасывается по несколько раз, всё упирается исключительно в реализацию. И с ней всё, по меньшей мере, неоднозначно. Начнём с визуала. Он бесспорно хорош на уровне концепт-артов: мир, устроенный по принципу нервной системы, вкрапления сюрреализма, соседство статуи Свободы и Родины-матери в одном кадре — всё это в теории способно вызвать у зрителя требуемое «вау». Но не вызывает. Потому что создатели откусили кусок, который не могут прожевать, и громко давятся весь фильм. Графика не то, что плоха, но подобную картинку ожидаешь увидеть на PS4, нежели в современном блокбастере с прицелом на международный прокат. Ладно, положим, мир фильма и не должен быть реалистичным — это же иллюзия. Но вряд ли так получится оправдать то, что в некоторых сценах невооружённым глазом видно, как размываются и подрагивают очертания актёров.
Кстати, про них. Из всей команды меньше всего претензий к Константину Лавроненко в роли Яна — мудрого и авторитетного лидера коматозников. Но это скорее на общем фоне, ведь его молодые и раскрученные коллеги смотрятся в кадре куда как менее убедительно. Риналь Мухаметов, Любовь Аксёнова и звезда «Холопа» Милош Бикович отчаянно переигрывают, будто стараясь экспрессивностью подачи оттенить скверное качество диалогов. Но всех однозначно затмевает Антон Пампушный. Если в «Защитниках» он изображал человека-медведя с мимикой настоящего медведя, то в «Коме» кривляется на все деньги. Другого настолько же истеричного вояку-быдлана даже припомнить трудно. Понятно, что все его крики, хрипы и самодовольные ухмылки должны вызывать антипатию, но с этим, кажется, переборщили.
Ну и, наконец, сценарий. Он не настолько плох, как могло бы показаться. Да, полон клише разной степени тухлости, предсказуем и тривиален. Однако история получилась более-менее цельной, и где-то в ней даже затерялась мысль. Судя по тому, что на все два часа фильма приходится одна-единственная шутка, «Кома» задумывалась не просто как развлекательный блокбастер, а как серьёзная фантастика с попыткой осмыслить вечные темы. И пусть местами она выглядит инфантильно, неожиданно пессимистичная финальная треть оставляет приятное впечатление.
Просмотр «Комы» — это безвредный и почти безболезненный опыт, чего по-прежнему нельзя сказать про большинство российских блокбастеров. Однако это всё ещё довольно посредственный фильм, в котором реализация не поспевает за идеей. Лучше, чем могло бы быть. Хуже, чем надо.