Обзор фильма «Цвет из иных миров». Кейдж, Лавкрафт и альпаки
Говард Лавкрафт нынче в моде. В прошлом году мы увидели сразу несколько игр, навеянных его творчеством: Stygian, The Sinking City и Moons of Madness. Теперь настал черёд новых экранизаций — на российские экраны вышел «Цвет из иных миров» , а режиссёр фильма Ричард Стэнли уже заявил, что хочет снять ещё две картины по рассказам писателя.
Однако творчество Лавкрафта — не самый простой материал для адаптации. Фильмов по мотивам произведений мастера немало, но более-менее удачные можно пересчитать по пальцам одной руки. И не сказать, что «Цвет из иных миров» достоин пополнить этот небольшой список. Но зрелище вышло… любопытное.
Нэйтан Гарднер — не слишком успешный художник, который вынужден растить помидоры и разводить альпак на ферме, доставшейся ему по наследству. Впрочем, он вполне доволен жизнью с красавицей-женой и тремя детьми… пока прямо в их в сад не падает метеорит.
Прежде, чем до него успевают добраться ушлые журналисты, подарок из космоса таинственно исчезает. Зато вокруг воронки распускаются цветы невиданного оттенка, копошатся странные насекомые, у колодца по ночам можно заметить зловещее свечение… а семья Гарднеров потихоньку сходит с ума.
Стэнли решил перенести действие рассказа из девятнадцатого века в современность — и, как ни странно, сюжет от этого не пострадал. Сценаристы изящно разобрались с мобильниками, автомобилями, интернетом и прочими благами цивилизации, присутствие которых в хоррорах всё-таки нежелательно: надо ведь отрезать героев от остального мира, чтобы они остались с опасностью тет-а-тет. Действительно, если инопланетная сила похожа на радиацию, влияет на окружающих так, что те съезжают с катушек, и заставляет мутировать животных, растения и людей, почему бы ей не создавать помехи связи и не портить аккумуляторы у машин?
Проблема в другом. «Цвет из иных миров» — очень олдскульная вещь. Взгляните хотя бы на постер. Это истинный ужастик категории B, навеянный классикой жанра вроде «Извне» Стюарта Гордона и унаследовавший от неё все избитые приёмчики, включая непроходимую тупость героев. Конечно, всё можно списать на воздействие метеорита, но это не отменяет того, что периодически хочется орать в экран «да бегите уже, идиоты!». К тому же хватает моментов, где неловкость сюжета и кастрацию первоисточника не оправдать никак.
Дочка Гарднера Лавиния вышла едва ли не самой адекватной, хотя в начале косит под ведьму и читает «Некрономикон»
Силясь уместить сюжет Лавкрафта в два часа и добавить динамики, создатели опустили кучу подробностей и ускорили действие: вместо долгих месяцев трагедия Гарднеров разворачивается за несколько дней. В целом фильм следует канве оригинала довольно точно, но персонажи почти не успевают раскрыться, оставаясь скорее функциями, чем живыми людьми.
А главное, из-за этого страдает атмосфера. Экзистенциальный ужас, беспомощность людей, столкнувшихся с вещами за гранью их понимания, и так непросто передать на экране — не говоря уже о том, чтобы визуализировать цвет, которого не существует на Земле. Стэнли представил его кислотно-розовым, отливающим то потусторонней зеленью, то радужным спектром, и, надо признать, вышло довольно жутко. Происходящее дарит чувство тревоги, окунает в вязкое болото наступающего безумия. Но тот страх перед непознанным и непередаваемым, что пропитывал строки Лавкрафта, исчез.
Больше всего жалко верного пса Гарднеров — чуть ли не больше, чем детей
Вместо этого зрителя развлекают цитатами из «Нечто» и «Зловещих мертвецов» , а также Николасом Кейджем — он неплохо отыгрывает постепенную потерю рассудка, хотя порой срывается в любимое кривляние. Кадры жутких мутаций работают беспроигрышно, заставляя поёживаться в кресле, пусть до поры до времени их показывают лишь мельком: нехватка бюджета тут пошла ленте только на пользу, ведь создателям пришлось нагнетать таинственность. Да и вообще из скромных шести миллионов долларов выжали максимум — умело поставленная картинка по красоте порой тянет на видеоарт. Правда, в иных местах дешевизна спецэффектов лезет из всех щелей — совсем как ядовитый розовый неон, просачивающийся сквозь хлипкие доски сарая Гарднеров.
Ждать многого от «Цвета из иных миров» не стоит. Это малобюджетный хоррор, который порой скатывается в чистый трэш. Но от этого трэша можно получить искреннее удовольствие, если знать, на что идёшь. В целом получаем неловкий, местами пугающий, местами смешной, но старательный и по-своему обаятельный оммаж одновременно Лавкрафту и ужастикам 80-х. А ещё типичного Кейджа и очаровательных альпак.