Make love, not war. Восемь антивоенных игр
Подавляющая часть видеоигр так или иначе основана на насилии, и у многих из нас именно военные блокбастеры стоят на первом месте в списке игр, в которые стоит поиграть на «День защитника Отечества». Но в этом году мы предлагаем пойти от обратного. Давайте посмотрим на игры, где война — это страшное и неприятное дело.
Valiant Hearts (2014)
Откроем подборку душераздирающей Valiant Hearts: The Great War от Ubisoft Montpellier. Это квест-головоломка про судьбы четырёх разных людей во время Первой мировой войны.
Но, в отличие от многих военных историй, игра не фокусируется на ожесточённых схватках или значимых исторических событиях. Она рассказывает о людях и непростых выборах, которые им приходится сделать, чтобы спасти себя или тех, кто им дорог, — даже если ради этого надо убивать или предавать. В Valiant Hearts война — это не плацдарм для подвигов или доблести — на чьей бы стороне ты ни был, она приносит лишь боль и потери.
This War of Mine (2014)
В историях о войне главный герой, как правило, это солдат, офицер или полководец. В This War of Mine главный герой — простой гражданский в разрушенном городе Восточной Европы.
В игре не нужно рисковать жизнью на передовой — в конфликте вам вообще не место. Ваша задача — выжить. Пробираясь по развалинам родного города, надо искать кров и пропитание. А заодно собирать любой мусор, который пригодится для ремонта или обустройства убежища. Например, доски, чтоб забивать окна, или мелкую электронику, чтоб собрать радиоприёмник. А ещё надо фильтровать грязную воду, строгать спички, защищаться от крыс, растить в теплице какие-никакие овощи… И заодно помогать другим попавшим в беду горожанам… или, наоборот, использовать их горе себе на пользу. Ведь что вам сделают, скажем, старики, если вы ограбите их дом и унесёте последние ценности?
This War of Mine не просто показывает ужасные картины разваленного бомбёжкой города. Она заставляет прочувствовать тяжесть преступлений, которые приходится совершать не только участникам, но и невольным жертвам военных действий.
Серия Metal Gear Solid
Metal Gear Solid от Хидео Кодзимы всегда поощряла игрока за милосердие к своим врагам и не забывала наказывать за излишнюю кровожадность. Яркий пример — бой с Sorrow из MGS 3, где на Снейка набрасываются призраки каждого противника, которого он убил в предыдущих миссиях. Не трогали никого — спокойно пройдёте к своей цели. А вот если вырез а ли всех направо и налево — добра не ждите.
Даже с боссами MGS всегда давала нам выбор. Усыпили или вырубили? Вот вам эксклюзивное оружие или экипировка. А в Metal Gear Solid: Peace Walker и в **MGS V**почти каждого солдата можно оглушить и отправить к себе на базу, чтобы склонить на свою сторону.
Вдобавок Metal Gear Solid ни разу не романтизирует военные действия: в конце концов, уже к четвёртой части большинство главных героев серии погибли, а те, кто выжил, кажется, мечтали бы присоединиться к мертвым.
Spec Ops: The Line
Spec Ops: The Line — один из лучших антивоенных психологических шутеров. Хотя по факту работа студии Yager — милитаристический шутер, она очень метко передает одну простую мысль: война и насилие — это плохо.
И делает он это крайне необычно — показывает нам, как у главного героя едет крыша, как на фоне творящегося ада меняется его мышление и взгляды, и как реальность подменяется галлюцинациями. И через всё это нас проводят при помощи кровавых сцен и неоднозначных решений.
Rebel Inc: Escalation
Слышали про игру Plague Inc, где можно было создать свой собственный вирус и уничтожить мир? Её разработчики, Ndemic Creations , в 2019 году выпустили ещё один стратегический симулятор, Rebel Inc: Escalation, на этот раз про управление разрушенным войной государством.
Наша задача — стабилизировать регионы своей республики, повысить свою репутацию, поддержать баланс между инфляцией и коррупцией и усмирить мятежников. В то же время государство нужно развивать: вкладываться в гражданские, военные и правительственные проекты. И даже если вы прирождённый правитель, восстанавливать убитую войной страну в то же время налаживая отношения с обществом — нелёгкая задача. Игра разносторонне указывает на тяготы жизни в послевоенном государстве и на то, как долго и сложно его восстанавливать.
The Snowfield
The Snowfield— пожалуй, самая малоизвестная игра в нашем списке. Это даже не коммерческий тайтл, а студенческий проект-эксперимент: в The Snowfield игроку дают поиграть за солдата, который каким-то чудом выжил в мясорубке одного из боёв Первой мировой. И теперь ему ничего не остаётся, кроме как скитаться по недавнему полю битвы. А оно выглядит, мягко говоря, ужасающе: изорванная земля, лежащие повсюду трупы, оторванные конечности… И такие же потерянные, как и вы, выжившие солдаты.
У геймплея нет чёткой цели, а потому «выиграть» в The Snowfield невозможно — надо просто продержаться как можно дольше в условиях лютого мороза. Единственное, чем тут ещё можно заниматься, — это помогать шокированным солдатам, подавая им нужные предметы или провожая их к месту потеплее. Причём не имеет никакого значения, на чьей стороне конфликта дрались эти люди всего несколько часов назад. Всех выживших объединяет общая травма — и всем одинаково ясно, что в таких огромных жертвах не было никакого смысла.
ARMA
Казалось бы, как тактический шутер с симуляцией реальных военных действий смог попасть в нашу антивоенную подборку? А всё потому что игровой процесс ARMA максимально приближён к военной реальности. Тут нет ни удобных 3D-маркеров, помечающих врагов, ни шкалы здоровья, ни бесконечного боезапаса. Зато есть уйма сложностей, с которыми придётся столкнуться: жизнь одна, и потерять её очень легко, для управления техникой нужно несколько человек, носить с собой можно ограниченное количество предметов, а откуда может появиться очередной враг, знают, может быть, только товарищи из отряда разведки. И именно из-за своей реалистичности ARMA получила место в нашей подборке.
11-11: Memories Retold
Начали с Первой мировой — ей же и закончим. Красочный квест 11-11: Memories Retold от студий Aardman Animations и Digixart рассказывает историю двух солдат по разные стороны баррикад Западного фронта: один на стороне сил Антанты, другой — Тройственного союза. Но здесь нет деления на чёрное и белое: это игра не о противостоянии двух сил, а прежде всего о людях — и о том, через что они проходят на войне.
По ходу сюжета героям предстоит увидеть разные этапы Первой мировой и побывать в нескольких точках Западного фронта. И за время этого жестокого приключения их представления о конфликте заметно изменятся. Ведь он столкнёт их и со смертью товарищей, и с неоправданными и попросту бессмысленными убийствами, и со страхом смерти, и с истинной дружбой между людьми, которые даже не понимают языка друг друга.
На этом всё. А вы играли во что-то из перечисленного? Может, ваши взгляды на войну как-то поменялись после прохождения? А может, вы сами готовы подсказать ещё пару достойных проектов, о которых мы забыли? Обязательно делитесь ими в комментариях. И, как говорится, make love, not war.