Обзор мультфильма «Вперёд». Доброта, техномагия и боль утраты
Отправляясь в кино на новый мультфильм Pixar , в одном можно быть уверенным: это будет добрая семейная история о вечных ценностях, в конце которой ты почти наверняка разревёшься. Ну или по крайней мере утрёшь скупую слезу, предательски скользнувшую по щеке.
«Вперёд» полностью соответствует этому описанию. И хотя его не поставить в один ряд с такими вещами как «Головоломка» или «Тайна Коко» , у Pixar снова вышла смешная и трогательная сказка, способная подарить катарсис детям — особенно тем, кто уже знаком с таким горьким чувством, как боль потери, — взрослым… и фанатам Dungeons & Dragons.
Юный Иэн Лайтфут — эльф. Он живёт в волшебном мире, где пикси, кентавры и колдовство — норма вещей. Но в какой-то момент технологии здесь вытеснили магию, и ныне его родина почти неотличима от нашей реальности: те же каменные джунгли, шоссе с непрерывным потоком машин, школы, заправки. Словом, вполне привычные декорации, только местные обитатели щеголяют острыми ушами, крыльями или копытами.
Сам Иэн — типичный аутсайдер: робкий, забитый паренёк, который боится даже позвать одноклассников на день рождения. Отец его давным давно умер, так что мальчик живёт с заботливой мамой, строгим отчимом и шебутным старшим братом. Но на шестнадцатилетие он получает в подарок магический посох с инструкцией, как на один день вернуть папу из небытия.
К сожалению, ритуал идёт наперекосяк. Чтобы всё же перекинуться словечком с отцом, Иэну нужно за двадцать четыре часа отыскать волшебный камень, который поможет всё исправить. Так что под чутким руководством брата Барли, помешанного на старинных преданиях и здешнем аналоге D&D, Иэн отправляется в эпичное приключение, из которого вынесет несколько важных уроков.
На самом деле формула «Вперёд» настолько архетипична, что до банальности ей — один шаг. Это путь героя по Кэмпбеллу в абсолюте, почти не переосмысленный, почти не прикрытый иронией или постмодернистскими шуточками.
От шаблонности историю спасает в основном сеттинг. Будь на фоне чисто фэнтезийные декорации, взрослый зритель на сеансе обзевался бы, однако создатели решили сыграть на куда менее избитом поле технофэнтези — и не прогадали. За счёт ярких деталей происходящее играет новыми красками. Копы-кентавры, кровожадная мантикора в роли хозяйки семейного кафе, пикси-байкеры, которые кидаются на окружающих с остервенением мелких псов, — всё это смотрится достаточно свежо, чтобы компенсировать заезженную фабулу. Раздолбанный фургон, в котором братья-эльфы катят по заброшенным брусчатым дорогам, придаёт путешествию комичный эклектичный колорит. Заодно можно поднять актуальные темы тоски по славному прошлому, что неотвратимо вытесняет бездушное настоящее, или исторических памятников, которые жадные застройщики готовы снести, дабы отгрохать на этом месте современный торговый центр. И всё это щедро приправлено гиковскими приколами, которые наверняка придутся по вкусу поклонникам D&D.
Чтобы оценить юмор, не обязательно участвовать в игровых сессиях по D&D — достаточно быть в курсе, что такое желатиновый куб
Любую историю делают персонажи — и хотя сценаристы «Вперёд» оперируют расхожими типажами, их вторичность не бросается в глаза. Братья-эльфы даже в русском дубляже вышли очень обаятельными, а уж в английской озвучке, где голоса им подарили Крис Пратт и Том Холланд, вообще покоряют сердца с первых эпизодов. Родители, которые в классических сказках обычно умирают ещё до начала или сидят дома, чтобы не мешать детям приключаться, здесь активно участвуют в охоте на сокровище; сперва мама и отчим хотят лишь вернуть мальчишек домой, но ближе к финалу взрослым предстоит внести свою весомую лепту в происходящее. И, конечно же, в результате путешествия все герои меняются, открыв те стороны своей личности, которые прежде скрывали или подавляли. Не сказать, правда, что везде эти изменения вышли органичными: порой моральный рост выглядит не совсем обоснованным или слишком резким, прилепленным в конце исключительно для галочки.
В первую очередь это касается отчима мальчишек, но к мантикоре тоже относится
Зато здесь Pixar проводит мастер-класс по тому, как показать характер персонажа без единого слова. Даже без использования мимики. Одним из главных героев по праву можно назвать родного отца Иэна и Барли — но из-за сорванного ритуала он вернулся с того света лишь наполовину… в буквальном смысле этого слова. Ноги успели материализоваться, а туловище — нет. Так что почти весь мультфильм мистер Лайтфут расхаживает на экране в виде живых штанов и пары ботинок.
Идея, если подумать, довольно жуткая, но её умудрились реализовать так изящно, что получившаяся картинка вызывает исключительно умиление. И эти ноги, которые только и могут, что ходить, спотыкаться да приплясывать, умудряются быть харизматичными без единой строчки диалога. Многим мультипликаторам такому учиться и учиться.
По глубине, мощи и новизне «Вперёд» уступает многим мультфильмам Pixar. Но это крепкий проект о любви к тем, кого уже нет, волшебстве, братских узах и вере в себя, который наверняка заставит сентиментальных зрителей плакать навзрыд вне зависимости от возраста. А не особо сентиментальные просто получат концентрированную дозу милоты и доброты. В наше токсичное время — очень нужные и полезные вещи.