Larry Bond's Harpoon 4
Морская романтика издавна пленяла отроков. Ради возможности рассекать водные просторы зачастую убегали из дома, подделывали документы и пускались на прочие ухищрения. Те, кому повезло, долгие годы тянули курсантскую лямку, чтобы наконец отдать свои жизни во власть морей и океанов. Мы живем в относительно спокойное время, но и теперь морякам нередко приходится подкармливать собой сильно отощавшую от загрязнения окружающей среды морскую фауну. Из тысяч молодых офицеров лишь немногие выдерживают непрерывное состязание с акулами (как правило, двуногими, но случаются и обычные) и становятся командирами кораблей, соединений и флотов, подвергая тем самым себя еще большим испытаниям. Как же быть тем, кого море зовет, но не настолько сильно, чтобы оторваться от кресла? Вот с мест слышатся беспорядочные выкрики
Внешний вид Harpoon Classic.
про звенящую сталь, немых охотников и морских волков с акулами. Сядьте, товарищи. При всем уважении, каждой из этих игр чего-то не хватает: реалистичности, глубины, масштаба, комплексности. Именно поэтому единственным правильным (хотя и трудным) выбором виртуального флотоводца будет Larry Bond’s Harpoon. Красные в городе! Эта игра уникальна, особенно на фоне многих нынешних однодневок. Самый первый Harpoon появился, еще когда многих из вас не было на свете, а нынешние игровые аксакалы совершали первые шаги под стол. Лично я носил тогда октябрятскую звездочку и учил стихи про дедушку Ленина. На каких компьютерах, спрашивается, шла эта игра? Правильно, ни на каких. Разработанная Ларри Бондом в 1984 году военно-морская игра Harpoon была настольной. Она была настолько интересна и захватывающа, что вызвала у не слишком широко известного тогда Тома Клэнси непреодолимое желание написать "Охоту за “Красным октябрем” , после выхода которой он и проснулся знаменитым. К 1989 году компьютеры наконец обрели достаточную мощность, и Harpoon появился на PC. “Портирование” настольной игры на компьютер, помимо возможности доверить ему все игровые вычисления, добавило к нешуточной реалистичности игры еще один серьезный аспект — реальное время (до выхода Dune II оставалось три года). Компьютерные технологии развивались, и в 1994 году вышел Harpoon II , в котором большинство алгоритмов и карты были созданы заново, чтобы наиболее полно использовать возросшие вычислительные возможности техники. Игра получила и новый интерфейс, построенный по образу и подобию наиболее продвинутого на тот момент интерфейса Windows 3.1 (хотя сама работает под DOS-экстендером, если кто-то еще помнит, что это такое). А дальше были Pentium и Quake , который привел к нам из того же военного ведомства аппаратные графические ускорители — наступила эра 3D. К сожалению, “Гарпуна” смена эпох не коснулась — Harpoon II на сегодняшний день остается последней официальной версией
А так выглядел Harpoon II.
симулятора. Разумеется, “военно-морское” сообщество не могло все это время сидеть сложа руки — так появились разного рода официальные и полуофициальные модификации. Причем свое продолжение получила как вторая, так и первая версия игры — в 1997 году появился ремейк первой части под названием Harpoon Classic от I-Magic , а на его основе уже в наши дни энтузиасты создали Harpoon Classic’2002. В результате усиленной обработки напильником ужасно глючного Harpoon II получился относительно удобоваримый мод Harpoon 3 , который даже идет в разрешениях до 1280*1024. На все на это люди до сих пор тратят дни и ночи, несмотря на страшную по нынешним временам графику и недоустраненные глюки — столь велико притяжение игры. Сколько, говорите, Моисей водил свой народ в поисках нефти? А что же сам Ларри Бонд? В 1997 году под его руководством была начата разработка Harpoon 4 , который должен был вобрать все достижения предыдущих серий в плане реалистичности, обладая в то же время современной, полностью трехмерной внешностью. Шли годы, общественность успела полетать на “Сухих”, поплавать на “Лос-Анджелесах”, “Сивулфах” и “Щуках-Б”, поплеваться на “аркадный” Fleet Command , а о новой версии главной военно-морской игры слышно не было. Казалось, что надежда полностью потеряна, тем более что Harpoon 4 неоднократно менял издателей и переходил для новых владельцев в категорию нелюбимых “legacy”-проектов, которые стараются прикрыть в первую очередь. Однако, опровергнув мудрую поговорку, что обещанного ждут три года (пришлось ждать больше пяти лет), компания Ultimation (подразделение SSI , принимающее участие в работе над Silent Hunter II и Destroyer Command — кстати, одна из причин задержки) собирается в марте этого года завершить, а компания Ubi Soft — выпустить Larry Bond’s Harpoon. Подобно случаю с Sid Meyer’s Alpha Centauri , Ларри Бонд обеспечивает разработчиков своим именем, общим надзором и консультациями. Непосредственного участия в работе он не
На заставке игры не “Гарпун”, а палубный истребитель-штурмовик F/A-18.
принимает, за исключением создания основной игровой кампании. Она носит поэтическое название High Tide Campaign и посвящена, как и “Красный шторм”, великой сече за Северную Европу и Атлантику (треугольник Гренландия-Исландия-Великобритания) с русскими, которых еще не охватили perestroika и glasnost. Кстати, Северная Европа и Атлантика, воссозданные на основе спутниковых данных, в настоящее время — единственный полностью “готовый к употреблению” регион. Прочие карты находятся в работе и будут выпущены, скорее всего, в составе различных игровых дополнений и патчей. От количества к качеству В руки игрока будет предоставлено соединение боевых кораблей, состав которого определяется условиями конкретной миссии. Это может быть и одиночный надводный корабль или подводная лодка (преимущественно в учебных и “разогревочных” миссиях). В достаточной мере постигнув искусство флотовождения, можно получить бразды правления целым авианосным соединением, что даст повод наклеить на верную боевую мышь заветное количество адмиральских звезд. Соответственно разнятся и возможные цели миссий — от охранения и постановки мин до атаки наземных объектов и охоты за флагманами. Благодаря своим уникальным качествам, Harpoon не укладывается в строго определенные жанровые рамки. Это не варгейм, каким он был (и есть — настольная игра Harpoon 4 имеет место быть) в своем настольном воплощении, поскольку всякие намеки на клетки, хексы и переход хода отсутствовали уже с самой первой компьютерной версии. Это не симулятор боевой единицы, ибо под командование игрока может быть передано множество таких единиц. Но это и не стратегия в том виде, к которому мы привыкли, — обычно стратегии строятся на упрощениях и допущениях, а на игровой процесс в Harpoon влияет огромное множество реалистично смоделированных параметров. Например, чувствительность корабельных сонаров зависит от скорости движения, выбранной антенны, глубины термоклина, расположения зон конвергенции. В целом, набор средств обнаружения и опознавания противника впечатляет: от сигнальщиков с биноклями до
Янки достали “Кирова”.
самолетов раннего оповещения и разведывательных спутников — и применение всех их зависит от погодных условий. Динамика погоды тоже моделируется — зоны высокого/низкого давления и облачность мигрируют, ветра, соответственно, дуют, дождь со снегом идет, а многобалльные волны вздымаются и стремительным домкратом падают вниз. Впрочем, ждать, что все это будет нарисовано так же хорошо, как смоделировано, к сожалению, не приходится. Максимально точно — насколько это позволяют грифы “highly classified” и немалые сроки за их нарушение — смоделировано применение оружия. Отдана дань логистике — в игре будут морские и воздушные танкеры для дозаправки, подвеска оружия на палубную авиацию производится с учетом наличия оного в погребах авианосцев, не говоря уже о быстром истощении магазинов корабельной ПВО при массированных атаках противника. Наземные операции в Harpoon будут моделироваться крайне скупо. Максимум, доступный адмиралу, — уничтожение наземных целей и высадка десанта. Понаполеонить морской пехотой, по-видимому, не дадут. Несмотря на сложность и детальность осуществляемых игрой расчетов, системные требования Harpoon достаточно скромны. Тем не менее, минимальные заявленные требования действительно минимальны — снижение уровня графической детализации играбельность не спасет. В случае недостаточно мощного процессора могут возникнуть проблемы с корректностью “сжатия” времени — слишком уж много требуется вычислений. А играя без сжатия времени, можно умереть со скуки — практически в любой реальной боевой операции короткие вспышки активных действий сменяются длинными периодами поиска и ожидания, когда адмиралу остается лишь пить кофе из кружки со звездами. Сумерки богов События игры приходятся на временной промежуток между 1984 и 2000 годами. Соответственно, основные геополитические реалии, “ассортимент” и технические характеристики боевой техники относятся именно к этому времени. Бурные политические события затронутого в игре периода кардинально изменили содержание морской конфронтации.
Авианосная группа “ведет” надводные цели.
Раньше, во времена “холодной войны”, US NAVY вменялось железной хваткой удерживать Атлантику для бесперебойного снабжения героических западных европейцев вертолетами, танками, мясом тушеным и пушечным в случае, если Советы все-таки решат, что прогрессивные низы больше не хотят, а верхи в мировом масштабе уже не могут. Теперь же американский флот вынужден расстреливать “Томагавками” дома беззаветно преданных Аллаху террористов и просто тех, кто не роняет, стоя, скупые слезы, заслышав звуки американского гимна. Точно так же резко изменились условия существования и его главного потенциального противника — российского флота. Вместо традиционной капоэйры с флотами НАТО в ожидании часа Х — начала отсчета времени до крушения мирового империализма — российскому флоту остается лишь всеми силами поддерживать на приемлемом уровне свою целостность и боеготовность в ожидании, когда у страны вновь появятся достойные средства и задачи для него. В результате сокращения флота России НАТОвцы оказались в весьма интересной ситуации — многие системы оружия попали к тем, кто не боится репутации закадычного врага светоча мировой демократии, поскольку уже давно такую репутацию приобрел. Поэтому возможность встречи в боевой обстановке с оружием российского производства сейчас даже более реальна, чем во времена “холодной войны”. Учитывая заявления разработчиков и опыт предыдущих версий Harpoon, можно надеяться, что такая военно-политическая эволюция найдет отражение в содержании миссий. Если этого и не случится, благодаря встроенному редактору у игроков будет возможность самостоятельно создавать миссии и, возможно, кампании, исправляя, таким образом, недочеты разработчиков. Кроме того, существует огромное множество миссий, созданных разработчиками предыдущих версий
Крейсер типа “Тикондерога” запускает ракету “Гарпун”.
и фанатами. Даже если в игру не будет включена возможность импорта таких миссий, соответствующие конвертеры будут непременно созданы народными умельцами. Все самое горячо любимое — подводные лодки проекта 949А, палубные Су-33, несущий их “Кузнецов” — снова с нами, более того — под командованием. Всего обещают более чем 1000 видов и модификаций кораблей, подводных лодок и наземных объектов (это не считая самолетов, вертолетов, ракет и торпед) США, СССР (России), Соединенного Королевства, Канады, Франции, Германии, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Испании, Финляндии, Дании и Польши. Однако, учитывая тот факт, что человек, который занимался базой вооружений при разработке прежних Harpoon, теперь делает то же самое в Ultimation, можно ожидать, что со временем мы столкнемся с кораблями стран Средиземноморья, Персидского залива и Тихоокеанского региона, которые фигурируют в Harpoon II. *** Harpoon — одна из тех удивительных игр, в которые играть не сложно, а трудно. Благодаря детальному руководству, которое, ко всему прочему, еще и содержит небольшой учебник по войне на море, освоить основные правила игры достаточно легко. Но вот для того, чтобы научиться применять их комплексно и приобрести чутье на моменты, когда отдельные правила стоит нарушить, необходимы немалое упорство и соответствующая мотивация. Чтобы приобрести ее, стоит в оставшееся до выхода игры время еще раз перечитать “Красный шторм” — кто знает, может, нам повезет больше, чем тамошним “товарисчам”?
Бонд и красная угроза Благодаря увлеченности тем же “Гарпуном”, Том Клэнси и Ларри Бонд объединили свои усилия, создав великолепную книгу “Красный шторм поднимается”. Несмотря на претенциозное название, местами уморительные описания советских реалий и неминуемую победу НАТОвцев в финале, этот многосотстраничный труд о битве современных флотов за Северную Атлантику вывел меня из делового оборота на несколько суток. Интересно, что один из центровых персонажей “Красного шторма” (а их там несколько десятков) довольно точно списан с самого Ларри Бонда: бывший морской офицер, много лет посвятивший аналитической работе на правительство США. К сожалению, у нас Ларри Бонд известен почти исключительно как соавтор Тома Клэнси, хотя он является единоличным автором нескольких книг о современной морской войне.