Обзор фильма «Бладшот». Чёрная дыра уныния
Девяностые были уникальным временем для индустрии комиксов. Marvel и DC утратили былое влияние, и рынок стремительно заполонили независимые издательства, как правило, основанные выходцами из всё той же «большой двойки». Некоторые из этих компаний, например, Image или Dark Horse, благополучно дожили и до наших дней, других же вытеснили или поглотили. Но издательство Valiant Comics постигла иная судьба: в 90-е оно запустило несколько серий и загнулось, однако в 2012-м внезапно воскресло и даже наделало немало шуму в среде читателей комиксов. Valiant решилась на создание своей полноценной вселенной, с кроссоверами и глобальными событиями, совсем как у Marvel или DC. Получился достаточно большой и проработанный мир, но вместо затёртых Бэтменов и Халков там другие, во многом уникальные персонажи. Только вот на большом экране мы их увидим ещё не скоро, ведь первая экранизация комиксов Valiant оказалась по меньшей мере посредственной.
Рэй Гаррисон — брутальный вояка, который, как и положено герою боевика, сперва стреляет, а потом задаёт вопросы. Плохие парни умирают, хорошие остаются жить, а дома ждёт красавица-жена — в общем, всё идеально. До той поры, пока Гаррисона не похищают какие-то негодяи и не убивают супругу прямо у него на глазах. После очередь доходит и до Рэя, но для него смерть не становится финалом. Ветерана оживляют в секретной лаборатории и сообщают, что он стал неуязвимым суперсолдатом. Освоившись в новом статусе, Гаррисон отправляется мстить за любимую, а затем…
Затем следует главный, а точнее единственный сюжетный поворот фильма. Только вот создатели раскрыли его в первом же трейлере. Впрочем, любой, кто читал комикс, и так знает, в чём дело, а те, кто с первоисточником не знаком, сами обо всём догадаются ещё в первой трети — достаточно даже минимальной насмотренности. Ведь «Бладшот» — очередной гость из прошлого. Это словно потерянный боевик из начала нулевых, где Вин Дизель снялся в перерыве между «Тремя иксами» и «Хрониками Риддика». Но не подумайте, будто «Бладшот» стоит с ними наравне, — о нет. Куда больше общего он имеет с какой-нибудь «Электрой». Вы вполне можете скоротать за этим фильмом два часа, а через некоторое время случайно пересмотреть, подумав, что вы его ещё не видели — настолько он пресный и не запоминающийся.
Угадайте, сколько раз за фильм Бладшот предстаёт в своём каноничном облике, засвеченном на постере и в трейлерах? Правильно — один
Трудно выделить одну конкретную проблему, но больше всех прочих компонентов, пожалуй, хромает сценарий. Не сюжет, подчеркну, а именно сценарий. Ведь «Бладшота» наверняка кто-то будет защищать с позиции ностальгии. Дескать, это же олдскульный фантастический боевик в духе «Универсального солдата» и «Робокопа» — там сюжеты тоже простые, но никто не жаловался. Да, история может быть сколь угодно прямолинейной — важно, как она подана, как раскрываются персонажи, и что они говорят друг другу. В том же «Робокопе» Пола Верховена нашлось место и трансформации героя из машины обратно в человека, и хлёсткой сатире, и фразам, которые цитируют тридцать лет спустя. В «Бладшоте» нет ничего, кроме экспозиции. Каждую мало мальски значимую деталь сюжета кто-нибудь из персонажей обязательно проговорит вслух, вокруг чего и строится большая часть диалогов. И ладно, когда в «Алите» нам пытаются в кратчайшие сроки рассказать об устройстве незнакомого мира, но в «Бладшоте» такое разжёвывание не оправдано ничем, кроме желания авторов хоть как-то забить хронометраж. Ну или они просто думают, что аудитория окончательно деградировала.
Когда персонажи не объясняют всё, что зритель и так уже понял, они обмениваются пафосными фразами про долг, свободу выбора и прочие высокие материи. Наверное, это должно создавать иллюзию, будто у них есть характеры и мотивация, но по итогу — ни того, ни другого. С Гаррисоном, которого, к слову, ни разу не называют Бладшотом, всё понятно. Он человек-пушечное ядро — куда запустили, туда и прёт. Но остальные персонажи точно так же развиваются, вернее двигаются по какой-то инерции неясного происхождения. Есть девушка-солдат Кэти, которая сочувствует и помогает Рэю, потому что… ну… она добрая… наверное. А есть бывший морпех Далтон, который Рэя ненавидит, потому что ему, дескать, приходится возиться с Гаррисоном и убирать за ним. Но мы этого ни разу не увидим — обоснование конфликта ограничивается парой фраз. Ну а главный антагонист — это снова злой Илон Маск, совсем как в «Веноме» , и свои преступления он привычно оправдывает философией в духе «человечество сбилось с пути».
Актёрская игра всё это не особо вытягивает. С Вина Дизеля уже двадцать лет как спрос невелик — ему достаточно сурово хмурить брови и решительно раскидывать негодяев. Но иногда герою приходится горевать или копаться в себе, и тогда главная звезда упирается в потолок своих способностей, а зритель испытывает лёгкое чувство неловкости. В принципе из всего актёрского состава что-то яркое на экране изображает лишь Гай Пирс, при том, что ему почти не с чем работать. Хотя в касте есть ещё потрясающий Тоби Кеббелл, но его талант создатели тратят на эпизодического и не особо нужного персонажа. Зато немало хронометража отведено Сэму Хьюэну, который играет того самого морпеха Далтона, и это что-то невероятное. Больше всего он напоминает Антона Пампушного из недавней «Комы» — тот изображал такого же истеричного, раздражающего и лишённого харизмы бугая. Да они даже внешне чем-то похожи.
Но неудачи актёров это, как правило, вина режиссёра, и «Бладшота» это касается в первую очередь. Картину поставил дебютант Дэйв Уилсон, который до этого никогда не работал с живыми артистами, а занимался игровыми синематиками, например, для первой The Division или второй The Force Unleashed. И это чувствуется, потому что отдельные сцены в фильме как раз напоминают сюжетные трейлеры какого-нибудь шутера. А точнее одна сцена — перестрелка в тоннеле. Она динамичная, местами напряжённая, а решение с красным светом позволяет скрыть недостатки графики и отсутствие крови. Но это один работающий эпизод на два часа. Весь остальной экшен вышел в лучшем случае невзрачным, а иногда — постыдным. Графика выглядит хуже, чем в последнем «Терминаторе» и даже некоторых российских блокбастерах. Да, 45 млн долларов — бюджет относительно небольшой, но Ли Уоннелл умудрился снять схожий по теме «Апгрейд» за сумму в девять раз меньше, и тот смотрелся круче. А финальная драка в фильме Дэйва Уилсона заставляет вспомнить о временах PlayStation 3.
«Бладшот» — если не худшая, то определённо самая невзрачная экранизация комиксов за последние годы. Эта картина наверняка провалится в прокате и будет предана забвению уже через месяц. Но самое обидное, что она скорее всего похоронит надежду на киновселенную Valiant. Хотя, если бы другие адаптации снимали бы с таким же пренебрежением, то, может, оно и к лучшему.