Обзор Doom Eternal. Новый король шутеров
Все знают: Doom — круто. Я, правда, в этом несколько сомневался — пока в преддверие релиза Doom Eternal не прошёл залпом первые две части. С их помощью я не просто уверился в правдивости этого убеждения, но и осознал, что есть Doom — а есть всё остальное. Шутер 1993 года выпуска до сих пор готов утереть нос большинству представителей жанра, включая даже Serious Sam , Painkiller и Dusk. После Doom 2 столь же крутым и драйвовым был лишь Doom 2016.
До его релиза люди ещё сомневались, что получится круто: всё-таки за первые шестнадцать лет XXI века id Software умудрилась не выпустить ни одной хорошей игры. Зато к выходу Doom Eternal скептицизма уже не осталось. Doom 2016 — лучший шутер прошлого десятилетия, а его наследник обещал сохранить все достоинства оригинала.
И своё обещание он сдержал.
Рви и кромсай
На этом, честно говоря, можно и заканчивать рецензию: Doom Eternal — ровно такой, каким и должен был быть сиквел Doom 2016. Если вы любите прошлую часть, но не решились оформлять предзаказ на продолжение, то смело бегите это делать. А если вы по какой-то причине ещё не знакомы с оригиналом, на который очень похожа Eternal, то вот вам краткое описание того, как он работает.
Вы выходите на арену — просторную и многоэтажную. На ней вас уже ждёт десяток демонов, и ещё штук двадцать присоединятся в процессе. Начинает играть забойная музыка Мика Гордона, и вы окидываете взглядом комнату.
Идеальный саундтрек для максимально брутального экшена
Вон те солдаты с дробовиками и кидающиеся фаерболами импы — не просто мобы: это ходячие аптечки. Они оглушаются с одного-двух выстрелов, а дальше их можно разорвать голыми руками, получив здоровье за добивание. Следом навстречу бросается гигантский Барон ада, но он опасен лишь вблизи, так что пусть гоняется за вами до последнего: на вашей стороне — двойные прыжки, трамплины и порталы. А вот летающие Какодемоны и Ревенанты атакуют издали, поэтому будут без остановки портить вам жизнь — логично, что их, наоборот, надо пришить в первую очередь. Расставив приоритеты, вы мчитесь вперёд, поливая врагов шквальным огнём без единой перезарядки.
Вся суть «Думов» — в движении. Здесь нет укромных уголков для передышки: стоит замешкаться, как вас тут же окружат. Вы одновременно и охотник, и жертва: в одну секунду бежите от противников со всех ног, а в другую уже бросаетесь на ближайшего оглушённого, чтоб разорвать его на куски. Во время добиваний герой неуязвим, так что это самый удобный способ и быстро перевести дух, и, главное, пополнить уровень HP.
Этим новые «Думы» и отличаются от остальных шутеров. Современные боевики предлагают отсидеться в укрытии, пока не восстановится здоровье, а классические выделяют ограниченное количество аптечек на уровень. Здесь же и укрытий фактически нет, и на лежащие на арене предметы не обязательно полагаться. Пока перед вами есть хоть один враг, которого можно быстро оглушить и развалить на части, смерть вам не грозит. То же самое и с боезапасом: тут нет нужды кропотливо собирать разбросанные по углам патроны — распиливаешь демонов бензопилой, и из них фонтаном льются заряды для всех видов оружия. Для восполнения резервов не нужно замедляться ни на секунду, если остался в живых хоть один противник. Как говорится в открывающей заставке Doom Eternal, «рви и кромсай, пока не иссякнут».
Режиссёр Doom Eternal Хьюго Мартин нашёл для игры очень точное сравнение: «Это “ Зловещие мертвецы 3 ” с бюджетом “ Трансформеров ”»
От хорошего к лучшему
Перед Eternal стояла непростая задача: сохранить этот безумный драйв оригинала и каким-то образом его приумножить. В первую очередь это сделали за счёт расширения списка умений протагониста. Теперь можно переключаться между обычными гранатами и замораживающими, а ещё обливать демонов струёй из огнемёта, чтобы получать бонусы к броне. Мобильность увеличилась благодаря рывку, который можно делать дважды (с откатом в пару секунд) — хоть на земле, хоть в воздухе. Наконец, добивания заряжают мощный Кровавый удар, превращающий даже не оглушённых мелких бесов в кровавую труху.
А ещё в Doom Eternal у демонов появились личные уязвимости. В прошлой части было совершенно всё равно, из чего крошить чертей: все средства были хороши. В Eternal же Рыцарей и Баронов куда проще остановить при помощи пулемёта, летающим монстрам больше урона наносит баллиста, а простые солдаты моментально оглушаются дробовиком. Более того, у многих врагов появились уязвимые точки для прицельного огня: Арахнотрону и Манкубусу можно снести пушки, чтобы лишить боевой мощи, а Дроны умирают с одного хедшота, щедро разбрасывая вокруг здоровье и патроны. Юрким демонам для быстрой смерти прописаны криогранаты, а бронированные крошатся от Кровавого удара. Если же пытаться по привычке валить всех из одной пушки, то ровный темп сохранять не получится — так Doom Eternal вынуждает вас держать в голове все новые умения и особенности арсенала.
В том числе и обвески оружия: их по-прежнему по две на ствол, и каждая прокачивается отдельно
Вместе с героем прокачались и демоны. Вернее, их стало больше, и многие новички способны задать вам жару. Одни телепортируются, другие стреляют без остановки, третьи усиливают и возрождают своих сородичей. При этом в плане расширения бестиария Doom Eternal умело обошла все лужи, в которые в своё время вляпалась Doom 2: бесящих пулеметчиков здесь нет, Элементали не засоряют всё пространство вокруг себя Потерянными душами, Архвили не вынуждают в панике искать ближайшее укрытие. Классические противники в Eternal стали куда лучше, чем были раньше.
Но не все монстры одинаково хороши: двух новоприбывших хочется исключительно ругать. Из-за щупалец, вылезающих из дырок в земле, игрок начинает продвигаться вперёд медленно и осторожно — и это, как вы понимаете, совсем не про Doom. А Мародёр буквально вынуждает плясать под свою дудку: он блокирует ваши атаки всегда, кроме того момента, когда нападает сам, — но только со средней дистанции. Он заставляет концентрировать всё внимание на себе, ждать той секунды, когда его глаза наконец сверкнут зелёным, сигнализируя, что он открылся. Такая механика парирования с чёткими таймингами отлично подходит какой-нибудь Dark Souls , но уж точно не «Думу», где вы не стоите наедине с врагом, а одновременно убегаете ещё от полудюжины чертей.
Не убийствами едиными
Как и в предыдущей части, в Doom Eternal есть и мирные моменты — перебивки между аренами с экшеном. Они заполняются или сюжетными вставками, или платформенными сегментами, которые в Eternal тоже существенно расширились. Благодаря тому, что к двойному прыжку добавился ещё и двойной рывок, герой может скакать на огромные расстояния. Эта свобода поначалу окрыляет — хочется проверять каждый угол и исследовать локации по максимуму. Но игра быстро охлаждает этот пыл: везде расставлены пропасти и невидимые стены. К счастью, падения не убивают героя, а лишь снимают ему немного здоровья. Да и заблудиться не выйдет: секреты легко находить по удобной трёхмерной карте, а верное направление движения постоянно подсвечивается зелёным — так, чтобы вы точно не спутали, куда дальше прыгать.
В тайниках спрятаны как милые декоративные предметы и саундтреки старых игр id, так и полезные вещи вроде апгрейдов оружия и костюма. Причём разложены они довольно щедро — велик шанс, что все желанные улучшения вы отыщете задолго до финала. Но, в отличие от предыдущей части, после завершения кампании игра не заканчивается. Можно вернуться и доисследовать каждый из уровней, довыполнить задания для получения самых крутых апгрейдов и дособирать все кусочки истории. И, скорее всего, вам это захочется сделать.
Ведь сюжет в Eternal подаётся совсем не так, как в Doom 2016. Там вступительную речь Сэмюэла Хайдена герой пропускал сам, бесцеремонно разбивая монитор. А происходящее легко описывалось двумя предложениями: «Мы тут превратили ад в электростанцию, но что-то пошло не так. Ты уже четвёртую часть крошишь чертей, так что твой выход». Да, было широкое описание предыстории в «Кодексе», но игра совершенно не мотивировала туда лезть.
В Doom Eternal же закадровые монологи посвящены не одной лишь адской энергетике, а устройству сеттинга и деталям истории нашего героя. А катсцены не слишком длинные, но зато многочисленные и достаточно яркие, чтобы пробудить интерес к дальнейшему изучению сюжета. Ведь происходящее в самой игре — лишь малая часть большой картины, которую можно составить по многочисленным запискам и кусочкам информации.
В Eternal вселенная Doom покинула пределы Ада, Марса и Земли и разрослась до множества миров, в истории которых наш герой оставил свой след. Но он немногословен, поэтому разбираться в здешнем лоре — на удивление богатом для такой игры — предстоит нам самим. Но только при желании: ничего не мешает играть по старинке, пропуская кат-сцены и кромсая демонов себе в удовольствие.
Поскольку эта рецензия писалась до релиза, оценить мультиплеер Doom Eternal у нас пока не вышло. Но даже одна сюжетная кампания сама по себе заслуживает высочайшей похвалы. Она вдвое длиннее, чем в Doom 2016, но не успевает надоесть — настолько здесь богата механика, разнообразны враги и арены. Да что там — после прохождения хочется добавки.
Шутеры такого уровня выходят не каждый год, и Doom Eternal — это настоящий праздник для всех, кто хоть немного интересуется жанром. Это практически идеальный сиквел игры, которая и так была лучшей в своей нише. Это фестиваль весёлой, почти мультяшной жестокости, где вы — разом и хореограф, и исполнитель главной роли — выполняете сложнейшие боевые пируэты под дикий хеви-метал. Пропускать такое нельзя.
- сохранён безумный драйв оригинала
- новые элементы геймплея отлично работают
- игра выглядит и звучит превосходно
- локации разнообразны, а сюжет интригует.
- парочка монстров заметно хуже остальных
- некоторые уровни слишком затянуты
- враги дерутся друг с другом, но безрезультатно.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC.
Сколько: порядка 15 часов для прохождения на «Ультра-жестокости».
«Никаких компромиссов»
Пройти всех боссов и опциональные испытания, не приняв предложенную игрой суперброню. Только хардкор.