Лучшая игровая консоль в истории: к 20-летию PlayStation 2
20 лет назад, в марте двухтысячного года, Sony выпустила на японский рынок самую успешную консоль в истории — PlayStation 2. Для кого-то она стала верной боевой подругой. Для кого-то — осталась несбыточной мечтой. Но вот чего «вторая плойка» точно не умела, так это вызывать безразличие. Недаром эта малышка под орех разделала всех конкурентов по шестому консольному поколению. За свою долгую жизнь PS2 разошлась тиражом в 155 миллионов устройств. Это втрое больше суммарных продаж Sega Dreamcast , Nintendo GameCube и Microsoft Xbox , трёх других столпов поколения. В чём же секрет такого успеха? Сейчас расскажем.
Sony объявила о работе над новой приставкой в 1999 году. Проектом руководил Кен Кутараги — глава разработки первой PlayStation , который позднее занимался Play S tation Portable и PS 3. Под его началом консоль получила не только мощное железо при скромном ценнике, но и несколько очень крутых для своего времени фишек.
Скажем, PlayStation 2 была первой в истории домашней приставкой, которую можно было поставить не только горизонтально, но и вертикально. Привычная сегодня возможность на тот момент делала и без того необычный, «космический» дизайн ещё футуристичнее. У Microsoft аналогичная опция появилась только через пять лет, в Xbox 360. В общем, такую вещь хотелось иметь в гостиной. Особенно круто PS2 смотрелась на фоне какой-нибудь GameCube, которая выглядела как нелепая детская игрушка из фиолетовой пластмассы.
Короче говоря, PlayStation 2 влюбляла в себя одним своим видом. Но самое интересное у неё было не снаружи, а внутри. Под капотом у этой красавицы билось по-настоящему мощное сердце. Это был 64-битный центральный процессор Emotion Engine с тактовой частотой до 299 мегагерц. Компанию ему составляли 32 мегабайта оперативной и 4 мегабайта видеопамяти. Всё это обеспечивало очень солидную по меркам начала нулевых производительность. Конечно, шесть с копейками гига флопс малость не дотягивают до четырёх тера флопс PS4 Pro, но 20 лет назад смотрелись очень серьезно.
При этом на запуске PlayStation 2 стоила всего 299 долларов. При таком скромном прайсе технические параметры выглядели не просто впечатляюще, а прямо-таки подозрительно. В США после трагедии 11 сентября даже начали распространять слухи, что консоль вовсю скупают арабские террористы, чтобы строить на ее базе кластерные суперкомпьютеры. В итоге Sony пришлось внимательнее следить за продажами своей системы, чтобы PS2 точно не попали в руки Усамы бен Ладена. История про суперкомпьютеры для исламских радикалов звучит не слишком реалистично, но тем же самым занимались вполне легальные западные учёные, так что основа у слухов определённо была.
PS2 вообще можно назвать самой открытой для экспериментов консолью в линейке японского гиганта. Для неё даже выходил специальный комплект с операционной системой Linux, клавиатурой, мышью, сетевым адаптером и жёстким диском на 40 гигабайт. Да, консольные игры в этой системе не работали, и сам пакет вскоре из продажи исчез, но прецедент забывать нельзя. Аксессуары, способные легально превратить консоль в полноценный компьютер — это вам не танцевальные коврики и прочие гитары с кнопками. На PlayStation 2 был даже собственный интерпретатор одной из версий Basic, доступный на демо-диске в Австралии и Европе.
К сожалению, попытка сделать из игровой приставки домашний ПК провалилась. Конечно, возможность заниматься программированием на консоли дорогого стоила, но мало кому была, на самом деле, интересна. А вот возможность проигрывать DVD — другое дело. На момент выхода PS2 оказалась одним из самых доступных DVD-плееров на рынке, так что покупали её даже те, кто играми брезговал. Позднее тот же трюк повторила PS3 с дисками стандарта Blu-ray.
К слову сказать, смотреть кино на PS2 можно было не только с дисков. В 2006 году на консоли эксклюзивно для Бразилии даже запустили Netflix. Почти полноценный стриминговый сервис во времена поголовного диал-апа — штука, опередившая своё время.
Главное, что Sony в погоне за новым не забыла и поклонников классики. PS2 была обратно совместима почти со всей игротекой предшественницы. То есть прямо из коробки делала то, что PlayStation 4 сегодня может только с огромным скрипом и вагоном онлайновых костылей. Причём PS2 поддерживала даже контроллеры и карты памяти с сохранениями от предыдущей консоли. Так что переход с пятого поколения на шестое для фанатов «плойки» был очень плавным. И никаких «да кто будет в это играть?».
Всё это отлично подстёгивало популярность консоли, которая в 2004 году получила слим-версию. Она стала меньше, тише и симпатичнее. Помимо обновленного дизайна свежая ревизия принесла встроенный сетевой адаптер, который до этого был отдельной опцией. Это сейчас несколько версий одной приставки, которые продают одновременно, считаются нормой. А вот до PS2 такие глубокие нововведения в рамках одного поколения консолей не встречались.
Была у PlayStation 2 и ещё одна версия под названием PSX, но вспоминать про неё как-то не принято. Дело в том, что она хоть и могла воспроизводить игры, но была, скорее, цифровым видеорекордером. В комплекте с PSX шёл не привычный геймпад DualShock, а пульт дистанционного управления. Так что контроллер для игр к игровой консоли приходилось докупать отдельно. Выглядела эта штуковина тоже далеко не так впечатляюще, как обычная PS2. PSX больше походила на гибрид видеомагнитофона и Xbox On e. Зато умела такое, что и восьмому поколению приставок даже не снилось. К примеру, записывать DVD-болванки, редактировать видео, аудио и фото, и даже воспроизводить аналоговое телевидение. Вещь была пусть и провальная, зато по-своему уникальная.
Но никакие технические и дизайнерские ухищрения не сделают игровую консоль популярной без главного — игр. За долгую жизнь PS2 на ней вышло четыре с половиной тысячи релизов. И некоторые из них определили современный облик игровой индустрии.
В первую очередь, конечно, стоит благодарить внутренние студии. Sony Santa Monica подарили миру серию God of War. Naughty Dog , будущие авторы Uncharted и The Last of Us , создали три части Jak & Daxter. Sucker Punch задолго до Infamous прославились платформерами Sly Cooper. Insomniac Games начали серию Ratchet & Clank. Team Ico навсегда вписали себя в историю своими Ico и Shadow of the Colossus.
Сторонние издатели и студии трудились ничуть не хуже. Именно на PS2 впервые вышли Devil May Cry и Okami от Capcom , Kingdom Hearts от Square Enix и первые трёхмерные части GTA от Rockstar…
Перечислить все топовые игры, которые вышли на PlayStation 2 сложно — да и бессмысленно. Главное, что это были отличные проекты, во многие из которых можно с удовольствием играть и сегодня, через 20 лет после релиза консоли.
Неудивительно, что вокруг PS2 разыгрывались и драмы, и мелодрамы. Ещё на самом запуске, во время острого дефицита новых приставок, из Японии даже поступали сообщения о том, что один из фанатов Sony покончил с собой. Причиной трагедии стало то, что парень не смог купить свежую консоль. Очень грустная и одновременно странная история.
А в 2002 году случилось происшествие скорее забавное, чем трагичное. Британский поклонник PlayStation Дэн Холмс настолько полюбил свою консоль, что даже решил на ней жениться. Получив от священника и светских властей закономерный отказ, Холмс пошёл другим путём и сменил имя на Мистер PlayStation 2. Неизвестно, принесло ли это ему личное счастье. Но вот коллекция игр ценой в 7000 фунтов — наверняка.
В общем, и грустного, и смешного в судьбе PS2 хватало. К сожалению, любая история рано или поздно заканчивается. На рубеже 2012 и 2013 годов встали последние конвейеры, выпускавшие PlayStation 2. А 24 сентября 2013-го состоялась премьера последней игры для нашей героини. Лебединой песней PS2 стала FIFA 14 от Electronic Arts.
PlayStation 2 прожила долгую и насыщенную жизнь. Тринадцать лет — едва ли не консольный рекорд. Была ли она хорошей приставкой? О, нет. Она была лучшей.
А какие воспоминания связаны с PlayStation 2 у вас? Обязательно расскажите в комментариях.