Castlevania от Netflix — лучшая игровая экранизация?
Экранизации видеоигр как явление существуют уже около тридцати лет, и всё это время считаются чуть ли не проклятым жанром кинематографа. Есть любимый в народе Mortal Kombat Пола Андерсона и его же «Обитель зла» , есть «Лара Крофт» с Анджелиной Джоли и первый «Сайлент Хилл» , в конце концов, есть коммерчески успешные «Детектив Пикачу» и «Соник».
Но будем честны, все эти картины выделяются исключительно на фоне прочих адаптаций, убогих в разной степени. Почему Голливуду так трудно перевести историю из одного формата в другой — предмет отдельного обсуждения. Но факт остаётся фактом: большинство игровых экранизаций провальны, меньшинство — удобоваримы. Но есть один проект, за которым закрепилась репутация исключения — «Кастлвания» от Netflix. Уже несколько лет её нахваливают на все лады, а кто-то даже утверждает, будто она во многом превосходит первоисточник. Так чем же так хорош этот мультсериал, и держит ли он заявленную критиками планку?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить, что же такое Castlevania от Konami. Несмотря на запутанную хронологию и витиеватый лор, в основе — это классические ужастики про Дракулу, только глазами японцев. Вообще эта часть культуры гайдзинов находит в стране восходящего солнца особый отклик. Писатель Хидэюки Кикути, насмотревшись фильмов студии Hammer , придумал «D: Охотника на вампиров» с его готическим постапокалипсисом. Мангака Кота Хирано примерно под тем же влиянием создал мир «Хеллсинга» , где Дракула на службе британской короны отстреливает нацистов-киборгов.
Ну а разработчики из Konami просто собрали всех мифических тварей Земли, докинули своих, поселили их в огромном псевдоевропейском замке и отправили туда храброго охотника, чтобы он сначала их одолел, а затем и верховного вампира заборол. Замок, твари, охотник, Дракула — вот четыре ключевых компонента Castlevania, и как минимум три из них есть в каждой части серии. Если же нет, то перед вами какой-то странный спин-офф. Со временем на устоявшуюся формулу накрутили целую семейную сагу с участием множества персонажей, но основа осталась неизменной.
По сути, экранизация у Castlevania существует уже лет пятнадцать — это «Ван Хельсинг» с Хью Джекманом. В фильме Стивена Соммерса можно увидеть всё ту же мозаику из ретро-ужастиков по мотивам готической литературы, обрамлённую экшеном, декорациями гаргантюанских размеров и анимешным пафосом. Но Голливуд очень любит доить IP с наработанной фан-базой, а потому разговоры об официальной адаптации игровой серии шли ещё с начала нулевых.
В сети пишут, что «Кастлванию» должен был поставить Пол Андерсон, который к тому моменту уже снял Mortal Kombat и Resident Evil. Но что-то где-то не срослось, и в результате вместо студийного блокбастера было решено сделать мультфильм для DVD-релиза. Примечательно, что для осуществления этой задумки привлекли весьма неожиданную персону — комиксиста Уоррена Эллиса. Он должен был написать сценарий 80-минутного мультика, который мог бы стать как началом трилогии (если выгорит), так и самостоятельным произведением (если успехи будут так себе).
Примечательно, что Эллис, по собственному признанию, на тот момент о Castlevania только слышал, но точно не был фанатом или знатоком серии. Почему продюсеры вообще его выбрали — загадка. Но так или иначе, именно он в итоге отвечал за сюжет как неснятой полнометражки, так и мультсериала, что вырос на её обломках десять лет спустя.
Итак, XV век. Княжество Валахия. Чересчур прогрессивную для своего времени целительницу Лизу предали огню и анафеме. Только вот к несчастью инквизиторов, женщина оказалась не простой ведьмой, как они полагали, а женой самого Дракулы. Узнав о казни любимой супруги, граф до того рассвирепел, что объявил человечеству войну до полного уничтожения. Сперва ночные твари устроили бойню в одном отдельно взятом городе, а после высшие вампиры со всех концов Земли съехались в замок, чтобы спланировать полномасштабный геноцид. Остановить грядущее безумие пытаются трое невольных союзников: чародейка Сифа, Тревор Бельмонт, последний из династии охотников на нечисть, и Алукард — сын Дракулы и той самой казнённой Лизы.
Фанаты Castlevania в одном только синопсисе опознают сюжетные элементы сразу нескольких игр. Тут и Dracula’s Curse , и капелька Symphony of the Night , а во втором и третьем сезонах можно найти детали не такой известной Curse of Darkness. То есть игровой лор действительно учитывается и адаптируется создателями, что уже выгодно отличает проект Netflix от подавляющего большинства экранизаций. Здесь название прилеплено не ради хайпа — сериал верен букве первоисточника. Но едва ли верен его духу — в первую очередь из-за сценариста.
Алукард из игры и Алукард из сериала
Тут стоит пояснить, что за фигура такая этот самый Уоррен Эллис. На его счету есть хитовый «Трансметрополитен», а также не такие хитовые Supergod, Black Summer и много чего ещё, но знаменитость он скорее в глазах энтузиастов комиксов. При этом авторский почерк у него весьма узнаваемый, а в большинстве сценариев можно проследить общий лейтмотив — мизантропию. В комиксах Эллиса человечество в целом предстаёт сборищем тупых, агрессивных и ведомых скотов, среди которых лишь единицы выделяются в лучшую сторону, но и те не без греха. Даже в мейнстримные серии от Marvel он умудрился протащить свою фирменную мрачность, а уж «Кастлвания» унаследовала её в полном объёме.
Так в первом сезоне куда больше внимания уделяется не сражениям Тревора Бельмонта с нечистью всех мастей, а беспределу церковников. Самым колоритным и проработанным персонажем оказывается придуманный Эллисом епископ — лицемерный фанатик, опьянённый властью. Сперва он казнит женщину, что проповедовала прогресс, а затем из-за его самоуверенности и невежества сотни людей становятся едой для ночных тварей. Впрочем, жители Валахии едва ли выставлены невинными жертвами — это безмозглое стадо, готовое изгнать или отправить на костёр любого, кто хоть чем-то отличается.
Тревор, Сифа и Алукард сражаются с Дракулой не столько ради спасения местных, сколько потому, что на кону судьба планеты в целом. Хотя герои частенько задаются вопросом, так ли князь вампиров не прав в своём стремлении очистить Землю от безволосых обезьян. У того же Бельмонта хватает причин недолюбливать народ — всю его династию извели не упыри и вурдалаки, а тёмные крестьяне. Ведь, как известно, страшнее чудовища лишь тот, кто способен его победить, и вовсе не обязательно быть ведьмаком, чтобы тебе плевали в спину. У Алукарда вообще мать сожгли ни за что, а теперь он ещё должен объединяться с человеком, чьи предки на регулярной основе устраивали геноцид его вида. И только Сифа ни капли не колеблется в своём желании сделать доброе дело. Ну, до поры до времени.
Если ещё не очевидно, для семейного просмотра «Кастлвания» точно не подходит
Подобная моральная неоднозначность делает первые полтора сезона «Кастлвании» глубже и острее, чем можно было бы ожидать даже при самом оптимистичном настрое. Но это же может отвернуть от сериала поклонников именно игровой франшизы. Ведь по сути Уоррен Эллис утилизировал сеттинг для того, чтобы в очередной раз поднять близкие ему темы. Только вот к первоисточнику они имеют довольно слабое отношение.
С одной стороны, Castlevania открывает действительно широкий простор для интерпретации — тональность в играх весьма условная, лепи хоть триллер, хоть ужасы, хоть драму. Но с другой, едва ли серия хоть когда-нибудь была циничной. Уж скорее ей близок романтизм — просто взгляните на барочные работы Аями Кодзимы, постоянного иллюстратора Castlevania. Да, история у Эллиса глубже, а персонажи человечнее, чем в играх. Но в то же время иногда просто возникают сомнения, что перед нами именно те персонажи.
В первую очередь это касается Дракулы. Конечно, за 123 года своего существования персонаж прошёл через все возможные интерпретации и в том числе трагическим антигероем успел побывать не раз, но версия из «Кастлвании» претендует на попадание как минимум в тройку самых депрессивных. Даже Дракула-Бельмонт из весьма спорной дилогии Lords of Shadow не выглядел столь жалко при том, что любил поныть.
Половину своего экранного времени король кровососов сидит перед камином, смотрит на огонь пустыми глазами и повторяет, что человечество должно издохнуть. Как подмечает Алукард, вся его война — это самая длинная в истории предсмертная записка. На весь сериал есть лишь одна сцена, в которой Влад показан действительно грозным ночным хищником, — и та флэшбек. Эллис безжалостно деконструирует главного антагониста, намеренно показывает его уставшим стариком, а не опереточным злодеем, каким тот был в играх. Но стоил ли этот ход того, чтобы так принижать центральную фигуру во всей «Кастлвании»?
Иногда Дракуле позволяется быть крутым. Но лишь иногда
Впрочем, за остальными персонажами следить куда приятнее. Тревор, Сифа, Алукард, а также подручные Дракулы Айзек и Гектор могут похвастаться и запоминающимся дизайном, и чёткой мотивацией, и яркими характерами. Во многом именно на взаимоотношениях героев, их личных арках держатся второй и третий сезоны… Потому что больше не на чем.
Как уже было сказано, изначально «Кастлвания» задумывалась как полнометражный мультфильм с перспективой на два сиквела. И, судя по чудом уцелевшим записям из блога Эллиса, в основу первого сезона в почти неизменном виде лёг сценарий той самой полнометражки, что объясняет его странную продолжительность — четыре эпизода по двадцать три минуты. То есть текст настаивался и, скорее всего, полировался автором около десяти лет. Возможно, заметки для сиквела тоже были, но с какого-то момента Эллису явно пришлось работать в гораздо более сжатые сроки и в гораздо больших объёмах.
В результате где-то со второй трети второго же сезона темп повествования резко замедляется и идёт черепашьими шагами аж до финала третьего. Конфликты и грядущие перипетии намечаются очень чётко, но раскручиваются в два-три раза дольше, чем следовало бы. Зритель прекрасно понимает, что должно случиться с героем, а оно всё не случается. Тогда можно подумать, будто Эллис опять решил деконструировать какой-нибудь штамп и обмануть ожидания, но нет — главный подвох в том, что подвоха нет.
Но при всех сценарных недостатках «Кастлвания» остаётся потрясающим шоу благодаря своему визуалу. Можно сколько угодно разбирать, как Эллис переиначил труды авторов Konami, но ничуть не менее важно, как аниматоры из нескольких команд смогли оживить рисунки Аями Кодзимы. «Кастлванию» формально нельзя считать аниме, посколько она создана за пределами Японии и изначально озвучена англоязычными актёрами. Но если забить на формальности, мультсериал от Netflix может запросто уделать большинство японских тайтлов. Ну а экшен в нём поставлен просто феерически — тут расписывать нечего, надо просто смотреть.
Некоторых героев сериал использует будто не по назначению. Так, у некроманта Гектора есть трагическая предыстория и потенциал быть очень глубоким персонажем. Но для сюжета важно лишь то, что он — наивная тряпка
Так можно ли в итоге назвать «Кастлванию» лучшей игровой экранизацией? Ну, она определённо хороша сама по себе, независимо от привязки к оригинальной франшизе — это уже огромное достижение. Но как многие фанаты комиксов с долей скепсиса смотрят на «Джокера» Тодда Филлипса, так и немало поклонников Castlevania наверняка примут в штыки мультсериал Уоррена Эллиса. Это, как принято называть, авторское прочтение, притом весьма специфическое. Всяко лучше, чем очередной безмозглый блокбастер Пола Андерсона с Милой Йовович в главной роли.