Рецензия на Final Fantasy VII Remake. You can(not) Rebuild
Final Fantasy VII — не просто великая игра. Это одно из тех произведений, что повлияли на мировую культуру, — как « Евангелион » или « Матрица ». Впрочем, последние хорошо смотрятся и сейчас, в отличие от игр из девяностых. Седьмая «финалка», которая тогда слыла зрелищным блокбастером, сегодня выглядит совсем несолидно. Да и в геймдизайне тренды сейчас совсем иные: в моде большие бесшовные миры и динамичный экшен.
Поэтому, когда Square Enix наконец анонсировала ремейк Final Fantasy VII, было понятно, что простым улучшением графики дело не ограничится. Полная переработка коснулась абсолютно всех аспектов игры. И, вопреки опасениям фанатов, практически всё стало только лучше.
Вы (не) Грета
Несмотря на название, от фэнтези в седьмой «финалке» ничего нет — это самый настоящий киберпанк. Энергетическая корпорация «Шинра» подчинила себе большую часть мира. И умело манипулирует населением методами Оруэлла: проводит саботаж в своих же реакторах, винит во всём врагов из-за бугра и «пятую колонну», грозит очередной победоносной войной. На её стороне — все новейшие технологии и все возможные ресурсы.
У «Шинры» много противников, но активнее всех «Аваланч», группировка эко-террористов, сражающихся не за власть, а за будущее своего мира. Они убеждены, что энергия, которую реакторы «Шинры» преобразуют в электричество, — это жизненные силы самой Планеты. Одни повстанцы устраивают покушения на президента «Шинры», а другие, более радикальные, планируют просто взорвать все её реакторы. С первой такой операции игра и начинается.
Главный герой FF7 по имени Клауд — бывший солдат «Шинры», а ныне наёмник. Он циник и нигилист, и ему нет никакого дела до убеждений террористов. В начале игры Клауда волнуют только их деньги и собственные призраки прошлого. С «Аваланчем» его свела Тифа, подруга детства, с которой он случайно встретился после долгой разлуки. Она заведует баром, в подвале которого как раз и находится штаб повстанцев. А руководит ими Баррет — здоровяк с кибернетическим протезом: вместо правой руки у него установлен пулемёт. И, наконец, четвёртая героиня игры — цветочница Айрис. Она чисто случайно знакомится с остальными персонажами, однако для судьбы Планеты окажется гораздо важнее каких-то реакторов.
Действие ремейка Final Fantasy VII разворачивается в Мидгаре — огромном городе, который «Шинра» выстроила вокруг своей колоссальной штаб-квартиры. Мидгар двухслойный: внизу, в трущобах, живут бедняки, а наверху, на огромных плитах в трёхстах метрах от земли — обеспеченные люди, то есть в первую очередь сотрудники компании. По периметру города стоят восемь реакторов, которые уже превратили земли вокруг Мидгара в безжизненную пустыню. Впрочем, выйти за черту города в ремейке нам не дадут.
Дело в том, что Final Fantasy VII создавалась в то замечательное время, когда делать ассеты было дёшево и быстро. А сценаристом отдельного сегмента игры мог стать один человек, у которого были развязаны руки. Твори что хочешь! В изначальной версии FF7 Мидгар был только вступительной локацией, которая сильно разрослась вширь на энтузиазме одного такого разработчика. Настолько, что в ремейке город решили увеличить ещё больше и выделить его в отдельный релиз — а остальные главы сюжета седьмой «финалки» выпустить позже.
От добра добра (не) ищут
При этом разработчики ремейка воспринимали оригинал как священное писание, из которого не выкинуть ни слова. То, что кто-то по фану вставил в игру в далёких 90-х, теперь считается неотъемлемой её частью. Если в оригинале почему-то были призраки, то и тут будет целый сегмент про них. Если в оригинале одним из случайных противников был дом с трубой … Ну, вы поняли.
И каждый такой элемент подаётся максимально корректно — ничто не рушит общей картины. Оригинальная FF7 удачно балансировала между мрачным киберпанком и пошловатой комедией — без перекосов в ту или иную сторону. Благодаря мультяшным героям ей тяжело давалась драма, зато дурашливые сценки смотрелись очень уместно. А вот в отношении ремейка были опасения. Кто-то боялся, что он станет слишком мрачным и серьёзным, как фильм-сиквел « Final Fantasy VII: Дети пришествия ». Но нет — новая версия и сохранила дух оригинала, и осталась такой же красивой и зрелищной, как CG-фильм.
Ремейк очень бережно, но с большим размахом оживляет статичные пейзажи «семёрки». В обновление игрового мира явно вложили очень много сил. Такое чувство, что ты впервые попадаешь в места, которые раньше знал только по фотографиям. То и дело хочется остановиться, чтоб показать пальцем — вот же оно, то самое, знакомое с детства! Только теперь можно ещё и покрутить головой по сторонам, и прогуляться по этому миру пешком без монтажных склеек.
Район фавел, раньше умещавшийся на одном экране, здесь превратился в небольшой городок с десятками, а то и сотнями NPC. Все локации расширились в десятки раз, обзавелись множеством новых деталей, но при этом остались узнаваемыми.
То же самое произошло и с сюжетными сценками. В ремейке очень, очень много диалогов, которые позволяют лучше прочувствовать каждого персонажа. Пусть даже характеры многих героев довольно карикатурные: это ведь тоже в духе оригинала.
Разумеется, в сюжете хватает добавок. Но ни одна из них не навязывает прямой связи с неуклюжими приквелами FF7. Отсылки к ним есть, но они достаточно мимолётные, чтобы оставаться чем-то вроде пасхалок. Зато тут провели обстоятельную работу над сценарными ошибками. В оригинале было полно спорных моментов, мелких глупостей и противоречий. Ремейк блистательно избавился от большинства из них — от десятков проблем остались считанные единицы.
Из второстепенных персонажей больше всех повезло Джесси: в оригинале у неё было совсем мало экранного времени, а в ремейке она соревнуется за внимание Клауда наравне с Айрис и Тифой
По своей структуре история очень линейная — впрочем, Мидгар и раньше был именно таким. Игра постоянно ведёт вперёд, не даёт заблудиться или заскучать, подкидывает всё новые и новые события. Даже в мирных сегментах, где можно отвлечься на побочные задания, мы не задержимся надолго. Сайдквесты тут довольно простенькие. Они проходятся быстро, рассказывают свои короткие и не особо интересные истории и многого от игрока не требуют. Как правило — перепройти часть данжена и сразиться с опциональными врагами.
Ты (не) пройдёшь
Что касается боёв, то ремейк Final Fantasy VII, в отличие от оригинала, делает большой упор на экшен. Здесь нужно вручную атаковать, блокировать и перекатываться. Точных таймингов здесь не требуют, но важно понимать, когда лучше атаковать, а когда — защищаться или лечиться.
Атаки копят шкалу ATB, которая расходуется на применение предметов, магии или спецприёмов. ATB — ценнейший ресурс: если сразу сливать его на атакующие навыки, то легко оказаться в ситуации, когда у вас вообще не останется сил на срочное лечение. Но при этом и держать шкалу полной тоже не стоит — урон сам себя не нанесёт.
Герои заметно отличаются друг от друга в бою. Клауд дерётся мечом и владеет двумя стойками: в одной можно делать перекаты, а другая усиливает удары и позволяет контратаковать при успешном блоке. Баррет — настоящий «танк», хоть и стреляет издалека: у него очень много здоровья и есть навыки на повышение защиты. Айрис — типичный хилер, у неё даже простые атаки дистанционные и магические. И, наконец, Тифа сражается кулаками, полагаясь на множество усиливающих спецприёмов.
Бои проходят в реальном времени, а вы управляете только одним персонажем, поэтому двое других в это время атакуют сами. Получается это у них так себе, но это и понятно: если бы они дрались слишком эффективно, игрок бы не понадобился. Словом, с сильными врагами напарники не расправятся — но зато накопят шкалу ATB. А как её расходовать, решите уже вы сами во время активной паузы.
Зато подконтрольный вам персонаж будет не только лучше всех драться, но и соберёт на себе внимание большинства врагов. Так что всё в ваших руках: и тактические решения, и блоки с перекатами. Ощущается это гораздо бодрее и интереснее той же Final Fantasy XV. Не в последнюю очередь из-за того, что у каждого босса тут по три формы, и условия в бою постоянно меняются.
Сложность у игры не очень высокая, и главная проблема, с которой столкнутся игроки, — это уязвимость героев во время анимаций. Вражеская атака может прервать ваш спецприём — или даже убить, если попадёт по персонажу в тот момент, когда тот кастует лечащее заклинание. Такие ситуации сильно фрустрируют, поэтому лучше лечиться заранее.
К счастью, любой бой можно тут же переиграть, загружать сейв не придётся
(Не) всё коту масленица
Что касается графики, то внешне ремейк смотрится отлично, но при этом заметно, что на обычной PS4 игре очень тесно. При быстром беге консоль не справляется с подгрузкой NPC, а с декораций отваливаются текстуры высокого разрешения, обнажая страшную мыльную мазню. Впрочем, главные герои всегда выглядят превосходно, а местными локациями без «мыла» мы насладимся через годик на ПК — да и на PS5, наверное.
А вот музыку хвалить совсем не хочется. Нобуо Уэмацу, композитор оригинала, уже фактически на пенсии, и заменять его позвали не блистательного Такехару Исимото, который писал музыку к приквелам FF7, а Масаси Хамаудзу, автора саундтреков Dirge of Cerberus и Final Fantasy XIII. Уэмацу запомнился простенькими, но броскими синтезаторами, а Исимото — бодрой, ритмичной гитарой, но большинство работ Хамаудзу — это довольно невнятный эмбиент. Его аранжировки оригинальных мелодий из седьмой «финалки» не особенно впечатляют: парочка стала звучать лучше, но большинство треков превратилось во что-то заунывно-оркестровое или звучат так тихо и невразумительно, что не привлекают внимания.
Ещё хочется пожурить звукорежиссёра. Каждый раз, когда камера выхватывает персонажей крупным планом, они издают какие-то звуки. И количество ахов, кряхтений и прочих междометий быстро начинает утомлять. В остальном же английский дубляж хорош — актёры идеально попадают в свои роли. А озвучено тут абсолютно всё — не только катсцены или диалоги с участием главных героев, но и простая болтовня каждого из сотен NPC. А это десятки часов уникальных реплик!
Square Enix не поскупилась: компания бросила огромные ресурсы на то, чтобы сделать ремейк её главной игры выдающимся. И первая его половина — где-то часов двадцать — действительно вызывает непрерывный восторг. Это образец того, каким должен быть идеальный ремейк. Он узнаваемый, но одновременно свежий. Разработчики отлично понимали, где важно сохранить суть первоисточника, а где — наоборот, сгладить его недостатки.
И всё хорошо, пока игра остаётся ремейком. Но тучи сгущаются, когда она начинает добавлять новый контент. В лучшем случае он оказывается скучным филлером: скажем, вас заставят вернуться в канализацию, где вы уже были, или предложат аж две унылые лаборатории с мутантами. Но это ещё можно перетерпеть. А вот на концовку, которая определяет контекст всего сюжета, закрыть глаза невозможно.
Номура ( не ) гений
По понятным причинам мы не будем рассказывать, как именно всё кончается, но финал определённо станет самой противоречивой частью игры. Причём как для фанатов оригинала, так и для тех, кто впервые познакомится с «семёркой» только сейчас: новички вообще вряд ли смогут понять, что произошло в конце, а знатоков FF7 ждёт… ну, как минимум, очень сильное недоумение.
Развязку предвещают серые призраки, которые следуют за героями на протяжении всей игры, практически с самого начала. Иногда они атакуют, а иногда — наоборот, защищают или помогают. Призраки работают по принципу deus ex machina — когда сюжету что-то нужно, они тут же прилетают и добиваются верного хода истории. К сожалению, это происходит слишком уж часто: в большинстве случаев можно было легко обойтись и без них, и повествование шло бы гораздо естественнее.
С другой стороны, именно они находятся в центре внимания ремейка — как отдельного произведения. Возможно, разработчики решили, что мало хорошо повторить старый сюжет — нужно обязательно удивить игроков чем-то принципиально новым, заняться деконструкцией вместо реконструкции. Только вот аудитория это вряд ли оценит. Особенно после того, как её порадовали замечательным возрождением классических локаций и сцен — чтобы затем подменить эту долгожданную конфетку чем-то совершенно иным.
Final Fantasy VII заслуживала безупречного ремейка. И на протяжении большей части игры кажется, что она наконец его получила. Однако финал ставит большое и жирное «НО» поверх всех этих впечатлений.
Final Fantasy VII Remake сочетает в себе блистательное переосмысление классической JRPG и новые решения, выглядящие очень спорно. Впрочем, несмотря на её недостатки, это всё равно лучшая оффлайновая «финалка» со времён PlayStation 2.
- Знакомые локации и герои выглядят превосходно
- Почти все сценарные огрехи оригинала исправлены
- Боевая система и динамична, и требует тактики
- Дух первоисточника сохранён.
- На простой PS4 некоторые элементы декораций утопают в мыле
- Саундтрек стал хуже
- Бои иногда фрустрируют
- О концовке сложно говорить цензурно.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PS4.
Сколько: 35 часов на прохождение со всеми сайдквестами.
«Познал на 99%»
Пройти оригинальную FF7 30 раз. Выучить её наизусть. Кайфовать от каждой мелкой детали в ремейке.