Самые страшные эпидемии в играх. От NieR до The Last of Us
Пандемия COVID-19 набирает обороты. Многие из нас оказались заперты в собственных домах, обложились гречкой и туалетной бумагой, быстро разобрались, чем респиратор FFP1 отличается от FFP3, и стараются лишний раз не выходить из дома. Со всех сторон заголовки новостей кричат о том, как вирус рушит наш привычный мир. Но знаете что? В истории можно найти кучу болезней и пострашнее. А уж в играх — тем более.
Представляем вам подборку самых жутких и разрушительных эпидемий в видеоиграх. И если тревожность не даёт вам спокойно спать, советуем запустить любой проект из списка ниже и убедиться, что у нас на сегодняшний день дела обстоят не так уж плохо.
Синдром белой хлоринации. NieR
Все проблемы во вселенной NieR начались, когда из параллельной реальности туда проникла магия. В 2003 году небеса над Токио разверзлись, и на город свалилось гигантское белое существо, вслед за которым из облаков спикировал самый настоящий дракон. В результате нелёгкой битвы дракон уничтожил гиганта, после чего бравые японские ВВС расстреляли крылатого пришельца.
Казалось бы, всё ограничится разрушенными зданиями и несколькими десятками погибших, но нет. Спустя полгода в районе Синдзюку, где рухнули гости из другого мира, начались вспышки болезни, которую назвали «синдромом белой хлоринации». Она превращала клетки людского организма в хлорид натрия (или попросту соль), пока человек не рассыпался кучкой белых кристаллов. На первых порах смертность достигала 100%. Потом некоторые заражённые начали выживать, но проявлять неконтролируемую агрессию. Болезнь передавалась в первую очередь через жидкие выделения: если, к примеру, инфицированный покашлял рядом и на тебя попали частички его слюны — ты труп.
Чтобы остановить эпидемию, правительство изолировало Синдзюку, оградив район от остального города высокой стеной. Это не помогло: через четыре года инфицированные пробили стену и хлынули наружу, убивая всех на своём пути и стремительно распространяя болезнь. Армию заражённых назвали Легионом, и спустя пару лет кровопролитной войны с ней разобрались радикально — ядерными бомбами. Стоит ли говорить, что они превратили Страну восходящего солнца в выжженную пустыню?
Но и это ещё не всё. По иронии судьбы, именно радиоактивные осадки помогли разнести синдром белой хлоринации по всему свету. Только потом учёные выяснили, что болезнь вызывают частицы из другого мира, оставшиеся после гибели белого гиганта, — и они полностью неуязвимы для ядерных атак. Закончилось всё это довольно печально: на момент начала игры человечество находится на грани полного истребления.
На самом деле о вселенной NieR, эпидемии белой хлоринации и её последствиях можно написать отдельный текст, но лучше увидеть их своими глазами. Благо недавно как раз анонсировали ремастер, в который можно будет сыграть на PC, PS4 и Xbox One.
Чёрная смерть. A Plague Tale: Innocence
В играх чуму использовали не раз, но почти везде сценаристы примешивали к реальной болезни фантастический элемент, делая её ещё страшнее.
В A Plague Tale история разворачивается на фоне самой известной пандемии чумы: Чёрной смерти, которая пришлась на XIV век и убила десятки миллионов человек. В игре жителям Франции угрожает не только бубонная чума, но и орды крыс, вызванные загадочным проклятием. Грызуны здесь атакуют целыми лавинами, собираются в «крысовороты» и даже вызывают землетрясения. В результате получаем грандиозные разрушения, горы трупов и напуганных до полусмерти выживших. Главной героине не раз придётся пробираться по опустевшим улицам некогда цветущих городов и деревушек, а ещё — столкнуться со страхом обывателей, которые готовы сжигать людей заживо, лишь бы не допустить новых заражений.
Крысиная чума. Dishonored
В Dishonored жителей города Дануолл тоже косит чума, но её симптомы порядком отличаются от тех, что описаны реальной медициной. Местная «крысиная» чума поражает лёгкие и мозг, обесцвечивает кожу, вызывает облысение и сильную потерю веса. Инфицированные то и дело заходятся кашлем, а по мере развития болезни теряют разум и превращаются в агрессивных сомнамбул. На самых поздних стадиях у них текут кровавые слёзы, из-за чего безнадёжных больных прозвали «плакальщиками».
И эта болезнь не просто выкосила десятки тысяч людей. Дануолл был столицей Империи, её жемчужиной, главным экономическим, промышленным и культурным центром государства. Когда в нём ввели строгий карантин, отрезав город от остального мира, пострадала вся страна. А жители Дануолла остались один на один с чумой и стаями кровожадных крыс, способных за секунды обглодать человека до костей. Прибавьте к этому ещё подступающий голод и смерть всеми любимой императрицы, на смену которой пришёл деспотичный лорд-регент. Безусловно, картинка впечатляющая, но за ней хочется наблюдать исключительно со стороны.
Чума Плети. Warcraft III
С чумой пришлось бороться и героям Warcraft III. Правда, здесь природа болезни уже откровенно магическая. Все неприятности начались с того, что в королевстве Лордерон невесть откуда появилась нежить. Принц Артас решил узнать, в чём причина, и результаты расследования его не обрадовали.
Виной всему был некромант Кел’Тузад, который вывел особый вид чумы: эта болезнь не просто убивала людей, но превращала их в зомби. Тёмный маг долго экспериментировал со штаммом, чтобы сделать его смертоносным и скрытным. До поры до времени чума расползалась по стране незаметно, проявляя себя только жаром и головной болью, — а потом тысячи лордеронцев в один миг стали ходячими мертвецами. Пытаясь остановить распространение болезни, принц Артас приказал вырезать целый город с ещё живыми людьми. Остаётся лишь радоваться, что в нашем мире такая зараза появиться попросту не может.
Испанка. Vampyr
Vampyr переносит нас в Лондон 1918 года, где свирепствует испанский грипп, — и это ещё один пример, как фантастические допущения смешивают с жестокой реальностью. Во время Первой мировой от «испанки» умерли больше 50 миллионов человек. Болезнь поражала лёгкие и при худшем раскладе заканчивалась молниеносной пневмонией. Умирающие буквально захлёбывались собственной кровью, а жертвами гриппа зачастую становились молодые люди.
В этих декорациях и разворачивается история доктора Джонатана Рида, которого в начале игры обращают в вампира. Объятый болезнью туманный Лондон — и без того невесёлое место, а уж когда по его улицам разгуливает нечисть, становится совсем грустно. Так что Рид должен исполнять свой врачебный долг и лечить больных — хотя бы затем, чтобы их кровь стала вкуснее и полезнее. И хотя Рид может поддаться жажде крови и кусать всех подряд, город в таком случае быстро заполонят монстры, а это изрядно осложнит герою жизнь. Лучше ограничиться крысами.
Пепельная кровь. Bloodborne
Когда-то город Ярнам славился своими целителями, которые обещали излечить чуть ли не любую болезнь с помощью ритуальных переливаний особой крови. Лишь позже выяснилось, что переливания вызывали другую болезнь, куда более страшную — «пепельную кровь», превращающую людей в жутких монстров. К началу игры целые районы Ярнама заражены, изолированы, сожжены или ждут сожжения, а по улицам рыщут охотники на чудовищ.
О симптомах болезни известно немного: проекты Хидэтаки Миядзаки не особенно щедры на подробности и детали. Пепельную кровь на первых порах легко спутать с отравлением, но противоядие приносит лишь временное облегчение. Зараза передаётся с различными выделениями человеческого организма, которые к тому же становятся ядовитыми. Неудивительно, что пепельная кровь быстро распространилась по городу, очень похожему на викторианский Лондон с его грязными улицами и переполненными сточными канавами.
Песочная язва. Мор. Утопия
Все проекты студии Ice-Pick Lodge глубоко метафоричны, однако для песчаной язвы прописали вполне понятные симптомы и способы распространения. Ужасы смертоносной эпидемии изобразили предельно реалистично: эта болезнь, похожая на реальную сибирскую язву, почти под корень выкосила жителей степного городка на реке Горхон. «Песчанка» передаётся при физическом контакте и воздушно-капельным путём; больных лихорадит, их мучает дикая головная боль, а иногда и галлюцинации. Смертность достигает почти ста процентов, а без лечения инфицированные умирают за считанные часы.
Когда песчанка вспыхнула в городе в первый раз, болезнь сумели локализовать, заблокировав квартал с заражёнными. Немалый вклад внёс знахарь Исидор Бурах с его учениками: они изготовили настойки, повышающие иммунитет к заразе. Однако позже песчанка обрушилась на степняков снова, и на этот раз была беспощадна. Весь город оказался заражён всего за несколько дней. Карантин отрезал его от внешнего мира, из-за чего началась нехватка еды, а цены на оставшуюся взлетели до небес. Городской водопровод разрушили, так как жители опасались, что бактерии живут в речной воде. В изолированных районах стремительно умирали люди, и вскоре там остались одни мародёры, которые обшаривали опустевшие дома. Если не найти лекарство от болезни, город обречён: чтобы не допустить распространения песчанки, военным останется только сжечь его вместе со всеми заражёнными. Случится это или нет — зависит от игрока.
Вирус «Чёрный Свет». Серия Prototype
Эта болезнь родилась как биологическое оружие, хотя изначально учёные работали над ней с благими намерениями. Они хотели создать вирус, который будет питаться бесполезными генами человеческого организма и заменять их улучшенными, чтобы сделать своего носителя умнее, быстрее и сильнее. «Чёрный Свет» заставляет человеческий организм мутировать, изменяя в нём каждую клетку. Большинство заболевших не выдерживает этого процесса и умирает, зато выжившие приобретают сверхчеловеческие способности… и внешние уродства. Заболеть легче всего при контакте с инфицированным или через заражённые жидкости.
Когда «Чёрный Свет» вырвался на свободу, остров Манхэттен превратился в гигантскую мясорубку: тех, кого не прикончил вирус, убили мутанты. Улицы заполонили бронетехника и отряды военных, которые пытались справиться с заразой и её порождениями. В первой игре болезнь удалось удержать в пределах острова, зато во второй части он уже расползся по всему Нью-Йорку. Вирусу хватило 72 часов, чтобы погрузить город в кровавый хаос. Нью-Йорк пришлось поделить на зоны: «красную», полностью охваченную вирусом, «жёлтую», где выжившие находились в относительной безопасности, и «зелёную», где обосновались военные. И если даже в «зелёной» на улицах можно встретить мутантов, то прогулка по «красной» с высокой долей вероятности стала бы последней в вашей жизни.
Вирус фрика. Days Gone
Ещё один случай, когда люди «доигрались»: создали биологические оружие, а затем допустили его неконтролируемое распространение. Заражённых в Days Gone называют «фриками», и их легко спутать с зомби, только вот фрики ещё живы. Инфекция делает их тупыми и очень агрессивными, зато куда ловчее и сильнее обычных людей. Больные лысеют, кожа их покрывается язвами, а основным рационом становится человечина. Любопытно, что вирус поражает не только людей, но и животных: в ходе игры герою встретятся заражённые волки, вороны и медведи.
Здешней болезни хватило двух лет, чтобы разлететься по всему земному шару и уничтожить современную цивилизацию. Выжившие сбились в кучки и стали жить в убежищах, оставив покинутые дома фрикам и бандитам. Теперь по опустевшим дорогам и разрушенным городам бродят одни лишь уроды — моральные в том числе.
Кордицепсная церебральная инфекция. The Last of Us
Местная зараза любопытна тем, что основана на реально существующем грибке Сordyceps unilateralis, который паразитирует на насекомых. Проникнув в организм носителя, споры грибка прорастают прямо в нём, пока не поражают нервную систему. После этого жертва становится фактически «рабом» кордицепса и забывает о собственных нуждах, превращаясь в подобие зомби. Взяв за основу этот жутковатый феномен, сценаристы решили зайти немного дальше — и представили, что бы случилось, если б кордицепс мутировал и начал паразитировать на людях. По их версии, это переросло в пандемию, которая погубила цивилизованный мир и умертвила большую часть человечества.
Основное действие игры разворачивается спустя двадцать лет после первой вспышки инфекции. Опустошённые города потихоньку поглощает лес, немногочисленные выжившие готовы убивать друг друга за еду и боеприпасы. Некоторые не брезгуют даже каннибализмом. В процессе игры не раз задаёшься вопросом, кто страшнее: бедолаги, поражённые кордицепсом, или люди, которые сами отбросили всё человеческое ради выживания.
Долларовый грипп.The Division
«Люди гибнут за металл», — пел Мефистофель в опере Гуно, и сюжету The Division это описание подходит как нельзя лучше. В этой игре люди гибнут даже не за металл, а от металла. Вернее, от хрустящих бумажек, которые давно заменили звонкую монету.
Один слишком идейный вирусолог решил, что планете будет лучше без людей, так что усовершенствовал штамм оспы, а потом нанёс его на долларовые банкноты. Оставив заражённые купюры в магазинах в Чёрную Пятницу, он добился молниеносной вспышки болезни. Эпидемия уничтожила правительство и за три недели довела США до полной анархии, хаоса и разрухи. Города поделили между собой преступные группировки, которые ради выживания готовы перегрызть глотки не только друг другу, но и всем, кто подвернётся под руку. Виновницу торжества прозвали «зелёной отравой» или «долларовым гриппом» — и это тот редкий случай, когда счастье уж точно не в деньгах.
Т-вирус.Серия Resident Evil
Ну и куда же без золотой классики игровых эпидемий? Речь, конечно, о кознях зловещей корпорации «Амбрелла», которая разрабатывала биоорганическое оружие. Целью проекта «Тиран», в честь которого вирус и получил своё название, было создание смертоносных суперсолдат. Зараза вызывает в организме мутации, результат которых зависит от носителя и подтипа вируса. Чаще всего болезнь убивает человека за пару-тройку дней, после чего поднимает его агрессивным зомби. И даже если вирус попал вам в кровь только перед самой смертью, вы всё равно встанете ходячим мертвецом — тупым, но крайне живучим. Инфицированы могут быть не только люди, но и животные, насекомые (как насчёт того, чтобы быть убитым гигантской молью?) и даже растения.
Естественно, добром всё это не кончилось. В секретной лаборатории «Амбреллы» случилась утечка, крысы разнесли вирус по городу Раккун-сити, и вскоре зомби наводнили улицы. Чтобы не допустить заражения всей страны, правительство приняло единственно возможное решение — сбросить на город ядерную бомбу. И хотя это предотвратило пандемию, эпидемия в Раккун-сити остаётся одной из страшнейших в истории видеоигр.
В наше неспокойное время важно помнить, что люди переживали передряги и потяжелее — что в играх, что в реальности. Главное, берегите себя и своих близких, мойте руки и коротайте самоизоляцию с хорошими играми.