Игромания Flashback: Blood (1997)
Студия Monolith Productions вошла в историю как создательница целого ряда классических шутеров: Aliens versus Predator 2, двух частей No One Lives Forever, Shogo: Mobile Armor Division, и, конечно, **Blood**1997 года. Первую часть этой кровавой серии не стыдно назвать одним из лучших шутеров в истории. И, кстати, её до сих пор комфортно проходить: меньше года назад вышел отличный ремастер Blood: Fresh Supply.
Blood — это история ожившего мертвеца Калеба, которая разворачивается в альтернативной версии США начала ХХ века. Власть во всём мире захватили прислужники злого Чернобога, и планету наводнила нечисть. Культисты убили возлюбленную главного героя, Офелию, да и его самого упекли в могилу. Но спустя двадцать лет после смерти Калеб вернулся с того света — и теперь одержим жаждой мести. За несколько десятков уровней он отправит обратно в пекло сотни самых мерзких созданий.
Но главная прелесть Blood в том, что, несмотря на мрачную завязку, это очень веселая игра. В отличие от протагониста Half-Life, которая вышла через год после Blood, Калеб — дьявольски разговорчивый персонаж. Он ехидно комментирует происходящее, не стесняется посылать чертей к их же бабушкам, гаденько хихикает, когда враги разлетаются на кусочки от взрыва динамита, а то и вовсе демонически хохочет. Словом, полностью выражает эмоции самого игрока.
Монстры тоже поддерживают атмосферу адского угара: тут вам и зомби с головами, которые можно пинать после смерти, и сатанисты с пулемётами, которые смешно визжат, если их поджечь, и отвратительные горгульи с мерзкими ухмылками. И самое жуткое — живая кисть руки, словно из «Семейки Аддамс» : она впивается герою в шею и душит до смерти.
Радует и арсенал. Мы начинаем игру с одними вилами в руках, но со временем оружия становится гораздо больше. Например, появляется сигнальный пистолет, которым можно эффектно поджигать врагов — от этого они начнут носиться по уровню с криками боли. А у классического автомата Томпсона есть дополнительный режим стрельбы вразброс, чтобы избавляться от целых скоплений врагов. Несколько видов динамита, огнемёт, гранатомёт… Но самое интересное – это, наверное, кукла Вуду: она наносит урон самому игроку, если промазать мимо врага. Или посох с черепом, который можно установить на землю, как турель. Некоторое оружие можно брать по одному в каждую руку, если подобрать специальный артефакт. Как насчёт двух гранатомётов сразу?
Но не думайте, что Blood — это лёгкая игра, где можно расшвыривать врагов, как в какой-нибудь Serious Sam. Скорее даже наоборот. Несмотря на запредельную крутость Калеба и горы оружия, врагов тут хватает, и некоторые из них — весьма крепкие орешки. Так что отчасти Blood похожа на тактический шутер: противники бьют больно, и некоторые места с наскоку не пройдёшь. Приходится запоминать расположение врагов, чтобы держать в голове детальный план нападения. А потом эффектно врываться в здание и, кружа, как инспектор Текила, расстреливать нечисть сразу из двух обрезов.
Отдельно надо сказать об игровом пространстве. Blood — это пример очень убедительного мира, в котором зло победило. Опустевшие улицы городов, сатанинская символика, развешенные на крюках и выпотрошенные, но иногда ещё живые люди… Каннибализм, кровь, грязь и вечное ночное небо над головой. Временами кажется, что ты играешь в хоррор, а не в развесёлый ураганный боевик. Да и сам сюжет вертится вокруг бесчувственного мертвеца, который умеет только убивать, — и к концу игры он не так уж и отличается от тех, с кем начинал сражаться. Более того, в Blood можно встретить немало отсылок к классике ужастиков — например, к фильмам Сэма Рэйми. А сам герой похож на Даркмэна из одноименного фильма.
Blood не зря считается культовой игрой. Это гармоничный сплав из драйвового экшена, самобытного оружия, запоминающихся врагов и яркого игрового мира. А главное, в неё можно играть и сегодня — и получать не меньше удовольствия, чем двадцать с лишним лет назад.