Receiver 2. Оружейное порно
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Receiver 2 почему-то напоминает мне о фильме «Зардоз» 1974 года. Ну, о том, где молодой Шон Коннери щеголяет в красном бикини-патронташе и кожаных сапогах по колено. Там ещё была летающая каменная голова, которую тошнило тоннами винтовок, пистолетов и прочего огнестрела, потому что «оружие — хорошо», а «пенис — зло». А в конце сюжета оказывалось, что всё это — часть заговора бессмертных небожителей, которые хотят очистить планету от нежелательных элементов.
В проекте Wolfire Games , увы, нет усатого Шона Коннери в бикини, зато есть много оружия и, возможно, заговор. Но это не точно.
Пистолет стреляет смертью
В первые минуты игры Receiver 2 даже не пытается нормально объяснить, что вообще происходит. Вы просыпаетесь посреди ночи на крыше недостроенной многоэтажки. В окнах соседних домов горят огни, но вокруг не видно и не слышно ни одной живой души — даже ветер не воет. Вы не помните, кто вы, где вы и как здесь оказались. У вас в кармане револьвер и несколько патронов, а в голове гудит навязчивая мысль: нужно найти и прослушать кассеты. Что на них записано? Когда мир успел погрузиться в вечную ночь? Почему в барабане револьвера шесть комнат, но патронов у вас только четыре?
На все эти важные вопросы рано или поздно найдутся ответы, но, если оставить их в стороне, то Receiver 2 — это донельзя понятный шутер с процедурной генерацией уровней. Вы попадаете на бесконечную высотку, где вам нужно отыскать энное число кассет, спрятанных по разным закоулкам здания. Если справитесь, то перейдёте на следующий уровень; если погибнете — откатитесь на уровень назад, где всё придётся начать заново. А погибнуть в этом месте очень и очень легко, ведь кто-то (или что-то) заботливо расставил на вашем пути автоматические турели и поднял в небо флотилию дронов-убийц. Никаких аптечек и полосок здоровья — если вас зацепило хоть одним выстрелом, то вы, скорее всего, уже мертвы.
Игра выглядит неказисто, но разработчики умело используют освещение, чтобы сделать пространство броским. Холодные прожекторы турелей выделяются на фоне теней и мягкого света
Собственно, потому у вас и есть пистолет — для самообороны. Но всё не так просто: главная фишка Receiver 2 — это анатомический реализм оружия. Скажем, как в любом другом экшене выглядит перезарядка револьвера? Игрок нажимает на кнопку — а персонаж сам открывает барабан, вытряхивает из него гильзы, затем вставляет внутрь патроны и вновь закрывает барабан. Здесь же все эти манипуляции нужно проделывать вручную, и каждое привязано к отдельной клавише. Некоторые — сразу к двум. Поэтому надо прожимать не просто R, как в обычных шутерах, а E, V, Z-Z-Z-Z (патроны вставляются по одному) и только потом R.
На словах это сущий пустяк. Одна ли кнопка, пять ли — суть-то не поменялась. Но игра симулирует не только реалистичную перезарядку: все девять доступных пушек проработаны как механизмы. И для того, чтобы успешно ими пользоваться, нужно понимать, как они устроены, а не просто кликать по головам противников. Например, при стрельбе из тех же револьверов придётся считать, сколько патронов осталось в барабане: после выстрела гильза остаётся в револьвере, и визуально пустышку не отличить от боевой пули. У полуавтоматических пистолетов нет такой проблемы, ведь всегда можно просто достать магазин и посмотреть, что там и как. Вдобавок боезапас у них куда больше. Зато, в отличие от древнего шестизарядника, который никогда не подводит, полуавтомат может в любой момент заклинить (причём несколько раз подряд), а на устранение поломки порой банально нет времени.
В мире игры всё работает против вас, поэтому оружие и магазины частенько попадаются с браком. Как раз в этих случаях полезно знать, в какую сторону вращается барабан револьвера. Иначе в самый ответственный момент вместо «бабах» можно услышать «клик»
В подобных деталях и кроется вся прелесть Receiver 2. Она даёт шанс почувствовать, каково держать в руках настоящий пистолет — тяжёлый и сложный в обращении инструмент. От грохота выстрелов с непривычки буквально закладывает уши, а вспышки заставляют персонажа невольно зажмуриться. Ствол не получится долго держать в вытянутых руках: мышцы быстро начинают дрожать от напряжения, а прицел ходит ходуном.
Всё это вроде бы мелочи, но благодаря им стрельба ощущается правдоподобно — и на удивление свежо. Студия Wolfire Games явно относится к теме оружия с большой ответственностью; разработчики прямым текстом регулярно напоминают, что оно представляет опасность для всех — включая самого стрелка. Если не поставить пистолет на предохранитель и убрать его в кобуру абы как, то он запросто может выстрелить сам по себе. Иногда — «в молоко», а иногда — в вашу ногу.
Русская рулетка
Эта тягучая паранойя и ощущение тяжести оружия прекрасно вписывается в геймплей. В Receiver 2 ни в чём нельзя быть уверенным на все сто, и даже заряженный револьвер не внушает спокойствие. Все вводные при каждом забеге определяются случайно: ваше оружие, стартовый запас патронов, расположение заветных кассет и тайников с патронами… Никогда не знаешь, на сколько придётся растянуть три несчастных патрона: порой можно бродить по уровню пять минут и ничего не найти, а иной раз кассеты чуть ли не под ногами валяются.
Проще всего находить кассеты, ориентируясь на саундтрек: музыка меняется, если вы поблизости. Но не все они одинаково полезны. Если содержимое очередной записи больше похоже на предсмертную записку, то… Скажем так, лучше на всякий случай разрядить пистолет
Другими словами, ваша судьба во многом зависит от генератора случайных чисел. Но, справедливости ради, игра совсем не про экшен и перестрелки — она больше про менеджмент ресурсов и планирование. Какими бы опасными ни были враги, всегда есть несколько способов справиться с угрозой: например, попросту подкрасться и по-тихому взломать турель. Это гораздо выгоднее открытого боя — и Receiver 2 не раз об этом напоминает.
А когда без пальбы никак не обойтись, в дело вступает проработанная модель повреждений, которая учитывает калибр вашего оружия. И турелям, и дронам можно прицельно отстреливать компоненты, чтобы быстро вывести их из строя. Попали по оси — машина не сможет двигаться, и её будет легче обойти с фланга. Снесли датчик движения — враг физически не сможет вас «увидеть». Уверены в себе и любите рисковать? Цельтесь в дуло или патронник. Вариантов уйма, поэтому уничтожать врагов одним метким выстрелом не надоедает. Особенно если стрелять по хлипким летающим дронам из крупнокалиберного пистолета вроде Desert Eagle — так они буквально разлетаются на ошмётки.
Расположение турелей отличается от забега к забегу, и по ним далеко не всегда легко попасть — башенка всё-таки вращается
Акцент на осторожные, продуманные действия придаёт геймплею довольно размеренный темп, но он способен разогнаться с нуля до сотки за долю секунды. Достаточно совершить всего одну ошибку: не проверить углы на входе в комнату, наивно посветить фонариком через стекло, встать прямо в поле зрения турели, забыв перезарядиться… Вы слышите писк, а следом за ним — автоматную очередь, и инстинктивно бросаетесь в укрытие. Обращаться с оружием и так непросто, а в стрессовых ситуациях и подавно. Когда летающий дрон вот-вот пробьёт окно квартиры, где вы прячетесь, совладать с паникой почти невозможно. Некогда заученные клавиши в момент забываются, оружие будто специально не слушается, а бит электронного саундтрека не даёт сосредоточиться. На экране в это время, по сути, не происходит ничего особенного, но адреналин хлещет через край.
Ты помнишь лицо своего отца?
В своё время западные критики сравнивали оригинальную Receiver, вышедшую в 2012 году, со шпионским триллером. Хладнокровный лазутчик — оружейный эксперт — проникает на закрытую территорию и с лёгкостью похищает ценные данные. Это вполне рабочее сравнение, и, в какой-то мере, оно применимо и к сиквелу. Когда впервые получается быстро перезарядить пистолет под вражеским огнём, действительно чувствуешь себя профи, даже если в реальной жизни не держал в руках ничего тяжелее воздушки из тира.
Но, на мой взгляд, Receiver 2 больше напоминает психологический хоррор, где вместо выпрыгивающих скримеров — всего лишь хлопки выстрелов. Сюжетная завязка, если её вообще можно так назвать, уже тянет на чей-то ночной кошмар, и левелдизайн только усиливает эффект. Все уровни в игре — это цепочки статичных комнат; их планировка отличается лишь открытыми или закрытыми дверями да освещением. Стройка, бойлерная, бар с аркадными автоматами, жилой лофт, госпиталь… «Биомов» немного, и повторяться они начинают до смешного быстро. Вы запросто можете выйти из одной генераторной, а потом сразу зайти в другую точно такую же — просто в этот раз там будет темно.
Это дурацкий недочёт, но в Receiver 2 над ним почему-то совершенно не хочется смеяться. Совсем наоборот. В первый раз на одинаковые локации не обращаешь внимания, во второй — радуешься, что нашёл знакомое место. А вот в третий становится как-то жутковато. Возникает ощущение, что ты заперт в страшном сне и уже давно должен проснуться, но не можешь, поэтому «матрица» трещит по швам. Это всё по-настоящему? Дискеты с сообщениями от других выживших говорят, что да. Всё остальное говорит, что нет. Кому верить?
Ситуация становится ещё более неуютной, если прислушаться к содержанию кассет. Их словно оставил поехавший лунатик, у которого внезапно открылся третий глаз. В одной записи он рассказывает про дыхательные техники, в другой — про «угрозу», которая отравляет наш разум через медиа. А иногда философские размышления прерывается на лекцию о том, как австрийцы из фирмы Glock протолкнули свой пистолет на вооружение американской полиции через взятки. Неизвестный автор постоянно твердит о дисциплине, самоконтроле и истине, о том, что персонаж должен «вознестись». Поначалу всё это кажется лютой бессмыслицей, но постепенно с ужасом понимаешь, что никакой это не бред, а самая настоящая промывка мозгов. Словно вас готовят к инициации в какой-то культ.
И, судя по всему, опасения этого культа сбылись.
При всех своих достоинствах Receiver 2 далека от совершенства. Любопытной центральной механики явно не хватает, чтобы прикрыть недостаток контента: когда вы пройдёте её один раз и побалуетесь со всеми пушками, возвращаться обратно будет незачем. Увы, несмотря на разницу в восемь лет, в этом плане сиквел недалеко ушёл от оригинала — у Wolfire Games вновь получился скорее интересный прототип, нежели полноценная игра.
Однако этот «прототип» захватывает почище многих ААА-шутеров — и говорит больше, чем некоторые RPG со сценариями на тысячи страниц, просто делает это через геймплей. Receiver 2 погружает в транс своими бесконечными коридорами, лязгом затворов и звоном пустых гильз, не отпуская до самого конца. А когда вы-таки найдёте последнюю кассету и откроете истину, она окажется очень простой, но до боли жизненной.
Оружие — хорошо. Но без него, конечно, было бы ещё лучше.