05 мая 2020
Обновлено 17.05.2023

Обзор Void Bastards. Отличный roguelite-шутер в духе System Shock

Обзор Void Bastards. Отличный roguelite-шутер в духе System Shock - изображение обложка

Седьмого мая на PS4 и Switch выйдет Void Bastards — футуристический шутер с элементами «рогалика», похожий на оживший комикс. Изначально он появился на PC и Xbox One почти год назад, но тогда мы оставили его без внимания — а Void Bastards его заслуживает! К выходу портов исправляемся.

Впечатляющая родословная

Главный по Void Bastards — Джонатан Чей, выходец из легендарной Looking Glass Studios , где сделали первую System Shock. В 1997-м он стал сооснователем Irrational Games — и одним из ключевых разработчиков System Shock 2. Он возглавил австралийское подразделение студии, работал над Freedom Force и BioShock , а потом ушёл в инди. Ему надоело работать в большой компании, где влияние одного человека на разработку не так уж велико, поэтому он открыл собственную компанию — Blue Manchu. В 2015-м она выпустила ККИ Card Hunter, а в 2019-м — шутер Void Bastards, похожий на первый хит Чея — на System Shock 2.

В Void Bastards вам тоже придётся красться по коридорам космических кораблей, где бродят монстры, в которых ещё угадывается что-то человеческое. Бояться опасности, которая кроется за каждым углом. И постоянно выбирать: рискнуть и обследовать ещё пару комнат или же отступить — и, возможно, спасти свою жизнь.

По эмоциям от игрового процесса (и благодаря потрясающей звукорежиссуре) Void Bastards — настоящий хоррор. И тем интереснее, что по сценарию и стилистике это ироничная комедия.

Обзор Void Bastards. Отличный roguelite-шутер в духе System Shock - фото 1

Забавная антиутопия

«Ковчег» — это огромная космическая тюрьма с миллионом заключённых, которые лежат в криосне. Она беспомощно дрейфует в космосе, лишённая экипажа, и лишь предприимчивый ИИ пытается исправить ситуацию, поднимая себе в подмогу заключённых. По одному за раз: если один не справится с задачей и погибнет, можно будет разбудить другого. Главная цель — запустить двигатель «Ковчега», но это не так-то просто: на пути возникнут не только технические, но и бюрократические препятствия, и заключённым придётся искать не только запчасти, но и всевозможные бумажки.

Вселенную Void Bastards легко сравнить с миром The Outer Worlds : в обеих играх действие происходит где-то на задворках вселенной, всем заправляют неэффективные и погрязшие в бюрократии корпорации, а человеческая жизнь ничего не стоит. Достаточно посмотреть на то, за что заключённые попали в тюрьму: один из них, например, невежливо захлопнул дверь перед чьим-то важным носом. Но, в отличие от работы Obsidian , Void Bastards — не сюжетная игра; она не утомит вас однообразными притчами о том, что капитализм — это плохо.

Обзор Void Bastards. Отличный roguelite-шутер в духе System Shock - фото 2

А ещё точно не заставит ваши глаза кровоточить. Тут нет кислотных инопланетных пейзажей, потому что всё действие разворачивается исключительно внутри кораблей. Несмотря на общую серость декораций, арт-дизайн Void Bastards блистателен: вся игра — от сюжетных вставок до геймплея — стилизована под комикс, как нашумевшая в начале нулевых XIII. Повсеместно используется сел-шейдинг, звуковые эффекты прописываются на экране словами, а анимация у врагов подчёркнуто дёрганая. Выглядит одновременно забавно и крипово.

Космическое мародёрство

Саргассова туманность, в которой застрял «Ковчег», прямо-таки усеяна дрейфующими кораблями, на борту которых остались мутанты и много полезного лута. Именно за ним нам и предстоит охотиться: что-то нужно для сюжетного квеста, а остальное пригодится, чтобы повысить собственные шансы на выживание.

На карте туманности, выполненной на манер FTL , практически каждая точка — очередной корабль. Мы садимся в собственный челнок, покидаем «Ковчег» и пошагово перемещаемся по карте, каждый раз решая, заглянуть в очередное судно с лутом и монстрами или лететь дальше. Но любой прыжок требует единицу топлива и еды, так что просто пролететь к кораблю с нужным грузом не выйдет — придётся делать промежуточные остановки и пополнять запасы.

Обзор Void Bastards. Отличный roguelite-шутер в духе System Shock - фото 3

Хотя не стоит ограничиваться сюжетными целями и вещами первой необходимости. В отличие от заваленной бесполезным барахлом The Outer Worlds, в Void Bastards каждый предмет полезен. Весь собранный мусор перерабатывается в ресурсы, из которых можно крафтить компоненты для всего подряд: от перков вашего героя до новых видов оружия и их апгрейдов.

Со стороны протагонист наверняка выглядит как ополоумевший бомж: он врывается в каждое помещение корабля, распахивает все шкафчики, хватает все канистры и бутерброды и залезает в каждую помойку. А вдруг и там что-то полезное?

Обзор Void Bastards. Отличный roguelite-шутер в духе System Shock - фото 4

Наследие рогаликов

Впрочем, обнести корабль целиком удаётся далеко не всегда. Во-первых, запас кислорода сильно ограничен: его хватает на считанные минуты. Во-вторых, мешают мутировавшие пассажиры, которые иногда ещё и респаунятся. В-третьих, против вас выступают охранные системы: турели и камеры, готовые призвать мощных роботов. Никаких аптечек не предусмотрено, и здоровье ваш герой может восстановить, или перекусив на карте мира, или найдя медицинский терминал на особом корабле. Так что каждый хит-пойнт на счету, а смерть во время зачистки рядовой локации более чем возможна. Да ещё и перманентна.

Обзор Void Bastards. Отличный roguelite-шутер в духе System Shock - фото 5

Щит прикрывает от взрывов, что помогает справиться с турелями. Особенно он полезен в связке с бомбами, разлетающимися на десяток осколков

Погибший заключённый быстро заменится на другого, и даже прогресс в сборе ресурсов не сбросится, но путешествие по туманности придётся заново начинать с «Ковчега», где новый герой проснётся из криосна. Обиднее всего — потеря персонажа, к которому успеваешь привязаться. У каждого есть какая-нибудь черта, отличающая его от других: курильщик кашляет, нарушая скрытность; дальтоник не видит цветов; неуклюжий растяпа периодически проваливает перезарядки. Сравнение с Rogue Legacy напрашивается само собой: там у каждого персонажа тоже были уникальные особенности, влияющие на геймплей.

И карта туманности, и интерьеры кораблей каждый раз новые, хотя все уровни не процедурно сгенерированы, а сделаны вручную. В лучших традициях «рогаликов» каждый новый этап отличается от предыдущего и требует импровизации — той самой импровизации, которая характерна для «иммерсив симов» вроде System Shock.

Геймплейная петля

Перед высадкой на очередной корабль нам показывают список врагов и местные особенности. На одном судне охранные системы будут на нашей стороне, на другом нас ждут пожары и много дыма, на третьем — утечки скользкого масла и радиации, на четвёртом выключен свет и не видно ни зги. На пятом барахлит генератор: пока вы его не перезапустите, все двери будут открыты, и ничто не помешает всем врагам сбежаться на звуки выстрелов.

Как заведено в «иммерсив симах», в Void Bastards можно стелсить, натравливать противников друг на друга и устраивать для них ловушки

Враги тоже требуют разного подхода: «туристы» бегут на вас глазеть и взрываются, «пациенты» роем летают вокруг, «вертухаи» — как мини-боссы, живучие и очень хорошо вооружённые. Заранее прикидывая, с кем придётся встретиться, мы составляем арсенал на миссию: например, если противники слабые и мы уверены в своих силах, можно ограничится пистолетом, чтобы сэкономить боеприпасы для более крутых стволов. Всего с собой можно взять три вида оружия — и их тут довольно много. Дробовик, стреляющий канцелярскими скрепками, отравленные дротики, робо-кошка, которая отвлекает врагов и взрывается, пушка, способная всосать одного противника в себя… Последнее нужно, чтобы потом выпустить врага в удобное место — например, в шлюз.

А во время высадки на корабль приходится постоянно взвешивать риски и возможную награду. Для начала осматриваем план локации, прикидываем возможный маршрут. На мостике можно дополнить карту местонахождением всего лута — это полезно, но опционально: стоит ли оно того, если по пути легко потратить ценное здоровье? Впрочем, если на корабле есть медотсек, то можно себе позволить и немного пожадничать.

Комната жизнеобеспечения позволит восполнить запасы кислорода: если планируется масштабная зачистка, есть смысл заранее проложить к ней путь. Чтобы сэкономить патроны на живучих турелях, можно временно отключить систему безопасности. Но если вас отвлекут враги, и этого времени не хватит, то турели могут «проснуться» у вас за спиной в самый неподходящий момент.

Обзор Void Bastards. Отличный roguelite-шутер в духе System Shock - фото 6

Каждая комната на вашем пути может как принести ценнейшие ресурсы, которых вечно не хватает, так и отнять их, если вы вдруг натолкнётесь на сильных противников. Лут нужен всегда, тут постоянно есть к чему стремиться: апгрейдов очень много, и они реально полезны. Рискнуть или перестраховаться? Пожадничать или отступить? Красться или бежать? Void Bastards постоянно держит игрока в напряжении — выдохнуть можно, только вернувшись на свой челнок. Но на нём сразу же просыпается аппетит к дальнейшим приключениям.

У Void Bastards есть только один большой недостаток: вышеописанные забеги на рандомные корабли с монстрами и лутом — это единственное, что в ней нужно делать. Тут нет сильного сюжета, насыщенной событиями кампании или даже боссов — игровой процесс идёт по одному шаблону. Но и надоесть Void Bastards не успевает: разновидностей игровых ситуаций, видов оружия и врагов (которые становятся всё круче и круче) хватает, чтобы десять часов прохождения пролетели мигом и оставили после себя массу ярких впечатлений. К тому же благодаря своей структуре Void Bastards идеально подходит для игры короткими сессиями. Например, на Switch!

Обзор Void Bastards. Отличный roguelite-шутер в духе System Shock - фото 7
Вердикт

Void Bastards — образцовая инди-игра: она предлагает всего одну геймплейную петлю, зато в её рамках выкладывается на полную. Если вам нравится System Shock или её наследники, то попробовать Void Bastards определённо стоит.

Достоинства
👍
  • замечательный арт-дизайн и звукорежиссура
  • полный инструментарий «иммерсив симов»
  • необычные враги и пушки.
Недостатки
👎
  • локации слишком однообразные
  • на каждом корабле делать приходится одно и то же.
Как мы играли

Во что: ключ приобретён автором.

На чем: РС.

Сколько: 12 часов.

Локализация
Игра переведена на русский язык.
Ачивка редакции

«Не дышите»

Бегать по всему кораблю от робостражей. Вернуться на свой челнок, задыхаясь, после того, как все запасы кислорода иссякли.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь