07 мая 2020Спец
Обновлено 17.05.2023

Игромания Flashback: Dishonored

Игромания Flashback: Dishonored - изображение обложка

Над Dishonored, вышедшей в 2012 году, работали люди, без которых не было бы System Shock, Deus Ex, Half-Life 2, Thief: Deadly Shadows и BioShock 2. И это было заметно: ещё на релизе игра скорее напоминала сплав уже знакомых элементов (пусть и смешанных в идеальной пропорции), чем революцию в жанре. Но, тем не менее, с тех пор так и не появилось стелс-экшена, способного её переплюнуть. В начале года Dishonored возглавила наш список лучших стелсов минувшего десятилетия — и вот почему.

В тексте есть спойлеры к событиям игры.

Сюжетная завязка проста: главного героя, королевского защитника Корво Аттано, подло подставили. Кто-то убил его возлюбленную императрицу и похитил наследную принцессу, но организаторы нападения обвинили в нём именно бедолагу Корво. К счастью, противники заговора помогают ему сбежать из тюрьмы, а после предлагают вступить в их ряды: найти принцессу, которую украли люди мерзкого лорда-регента, и заодно отомстить.

Вдобавок ко всему Корво встречает Чужого — местное недоброе божество. Тот выжигает на кисти у героя особую метку, которая ныне украшает руку не одного геймера (включая автора этого текста), и дарит Корво магические способности: телепортацию, остановку времени, переселение в чужие тела и много чего ещё. Так его вовлекают в заговор, призванный разоблачить другой заговор, и вынуждают встать на путь кровавого убийцы… Или нет. Последнее уже зависит от него.

Игромания Flashback: Dishonored - фото 1

Моя тату от Марии Сириан по мотивам игры. Метка Чужого, голубой свет Бездны, фонарики, заправленные ворванью, и любимая цитата

Dishonored можно любить по многим причинам, и сюжет — одна из них. Да, он довольно простой, но зато помогает с головой погрузиться в чарующий мир Дануолла с его роскошными особняками, грязными зачумлёнными улочками и испепеляющими стенами света, которыми знать отгородилась от бедняков. Аллюзии на викторианский Лондон в нём угадываются без труда, но разработчики потратили немало сил, чтобы дополнить эту кальку оригинальными деталями. Чудеса техники — вроде машин или охранных устройств, которые работают на китовом жире вместо угля или нефти, — и чудеса мистические. Христианства в этой вселенной нет, но служители местной религии всё равно охотятся на тех, кто отступился от заповедей и догм, а здешние еретики поклоняются Чужому. Чума, свирепствующая в Дануолле, живо напоминает о великой эпидемии XVII века, хотя по реальному Лондону точно не бегали стаи свирепых крыс, способных сожрать человека за секунды.

Однако в полной мере вселенная Dishonored раскрывается, если обжиться в ней как следует. Неспешно обследовать дома и тайники, подслушивать разговоры NPC и читать записки, щедро разбросанные по локациям. Вот на столе лежит книга; в ней — отрывок из бульварного романчика о легендарном убийце Дауде, который интересно было бы прочесть целиком. Вот в двух заметках разворачивается горькая история китобоя: он когда-то грезил морем, а теперь проклинает работу, на которой его преследуют крики умирающих китов. Вот летописи про местные обычаи, праздники, традиции и суеверия, красочные описания других стран и городов, байки о Чужом и страшилки о магических амулетах…

Игромания Flashback: Dishonored - фото 2

Подобного добра тут хватает, и оно чертовски хорошо написано

Вдобавок у Корво есть уникальный инструмент для исследования — Сердце, из которого доносится потусторонний голос мёртвой императрицы. Если не лениться и регулярно выпрашивать у артефакта комментарии по поводу окружения, можно услышать много интересного: секреты мест, где ты оказался, или тайные слабости героев. У этой служанки дома — голодные дети, вон тот славный малый когда-то ушёл в море, чтобы забыть про несчастную любовь, этот надменный аристократ всю жизнь завидует старшим братьям… Разработчики нашли изящный способ раскрыть игроку такие секреты персонажей, какие они не доверили бы даже дневнику.

В итоге мир игры кажется настолько живым и реальным, что в него хочется возвращаться снова и снова, чтобы обшаривать каждый уголок, собирая мелкие крупицы лора. Такой проработкой сеттинга может похвастаться далеко не каждая книга. Такими яркими персонажами с непростым прошлым, скелетами в шкафах и серыми характерами — тоже.

Игромания Flashback: Dishonored - фото 3

Соколов и Пьеро — яркие примеры: гениальные учёные с целой армией тараканов в головах. Они полезны делу, но от их беспринципности порой мурашки бегут по коже

Правда, чтобы оценить их в полной мере, стоит сыграть ещё и в дополнения «Клинок Дануолла» и «Бригморские ведьмы» — там мы ближе знакомимся с Даудом, убийцей, который немало способствовал падению Корво. В DLC фактически вынесли вторую сюжетную линию, и её, по-хорошему, стоило переплетать с основной, как сделал Таро Йоко в Nier: Automata. История Дауда разворачивается параллельно со злоключениями Корво, показывает нам изнанку тех событий, что мы видели в основной игре. И если немой Корво — в первую очередь аватар игрока, из которого можно вылепить кого угодно, то характер Клинка Дануолла чётко обозначен с самого начала.

Дауд безжалостен к врагам, но искренне заботится о своих людях. Он без раздумий перерезает глотки продажным аристократам, но не может простить себе гибель императрицы, которая не заслужила такой конец. Один из его противников едко шутит, что сердце Дауда было стеклянным, и смерть императрицы разбила его; конечно, это гипербола, но она близка к истине. Дауд не пытается натянуть белые перчатки на руки, залитые кровью, — и, когда настаёт час расплаты за грехи, смотрит своей смерти прямо в лицо. Это многогранный герой, выписанный в лучших традициях тёмного фэнтези, и играть за него в разы интереснее, чем за Корво.

Игромания Flashback: Dishonored - фото 4

Типичный Дауд

Но самым любопытным и харизматичным персонажем остаётся Чужой — это при условии, что в первой части мы узнаём о нём всего ничего. О сиквеле и злосчастном DLC Death of the Outsider, которые с особой жестокостью надругались над оригинальным лором, при этом лучше не вспоминать — но это, пожалуй, тема для отдельной статьи. Чужой беседует с нами во снах и в святилищах, которые тайно строят его последователи, — но он вовсе не бог, который покровительствует своим последователям. Чужой совершенно равнодушен к людскому раболепию и приходит лишь к тем, кто ему интересен, вне зависимости от того, верят они в него или нет. При этом он и не дьявол, которым его считают церковники Дануолла, хотя нечто общее с Мефистофелем у него определённо есть. Чужой — типичный трикстер; скучающий бессмертный дух, что наделяет людишек сверхъестественными способностями просто шутки ради.

Впрочем, веселят эти шутки его одного: остальным при столкновении с его избранниками обычно не до смеха. Зато сам Чужой получает от происходящего море удовольствия — и если за Корво он наблюдает по большей части отстранённо, то Дауда откровенно и беспощадно троллит. Заглянешь в его святилище до того, как устранишь очередную цель, — получишь ненавязчивую экспозицию и ироничное напоминание, что от тебя ждут эффектного шоу. После — твой выбор прокомментируют с холодной аристократической издёвкой.

Игромания Flashback: Dishonored - фото 5

Типичный Чужой

Естественно, верить этому товарищу можно далеко не во всём. Чужой может сколько угодно говорить, что его интересует лишь красивое зрелище, но на деле он вмешивается в ход истории с мастерством истинного кукловода. У него свои любимчики; он неравнодушен к покойной императрице Джессамине и судьбе юной принцессы Эмили. Хотя он бездействовал, когда Дауд вонзил клинок в грудь Джессамины, позже Чужой открыто высказывает ему своё недовольство. А уж масштабная многоходовочка, которую он разыгрывает, чтобы спасти Эмили от козней Бригморских ведьм, достойна лучших партий великих гроссмейстеров. Каждого разговора с ним ждёшь, как праздника, и почему-то очень не хочешь его разочаровывать. Вот и приходится проявлять милосердие и великодушие, ведь они вызывают у Чужого больше эмоций, чем самые хитроумные планы и изощрённые убийства.

Благо игра предоставляет все возможности побыть милосердным и великодушным — хотя геймдизайнеры Arcane позаботились и о тех, кто хочет крови. Любители брутальной резни получают в своё распоряжение немаленький арсенал орудий убийства. Остановить время и заставить врага напороться на собственную пулю? Пожалуйста. Взорвать противника миной, прикреплённой к крысе? Раз плюнуть. Столкнуть надоедливого стражника в пропасть отрубленной головой его приятеля? Как вам угодно.

Но пацифисты смогут восстановить справедливость, ни разу не использовав клинок по прямому назначению. Любую жертву можно усыпить или вырубить вместо того, чтобы резать ей глотку. А если лень душить каждого охранника, а потом складировать тела в укромных местах, к вашим услугам уйма потайных ходов и обходных путей. Проскакать над головами врагов по крышам и проникнуть в дом через вентиляционную шахту, вселиться в рыбу и проплыть в подвал по канализации, найти где-нибудь на заднем дворе соблазнительно открытое окно — и это далеко не полный список опций, призванных облегчить жизнь любителям стелса.

Чтобы не марать руки кровью предателей, Корво обязательно найдёт другой способ устранить врагов — причём, возможно, куда более изощрённый. Ведь для тех, кто привык жить в роскоши и играть чужими судьбами, влачить жалкое существование в нищете куда страшнее, чем умереть даже самой мучительной смертью.

Игромания Flashback: Dishonored - фото 6

Дануолл во всём его великолепии. Хочешь — прыгай в реку и ищи подходящую рыбу для вселения, хочешь — поднимайся по лестнице, крадись мимо стражи и высматривай на мостовой потерянное приглашение в нужный особняк. К цели придёшь в любом случае

Впрочем, в грязном мире Дануолла трудно сохранить моральную чистоту: искушения поджидают на каждом шагу. Не зря же нам дают столько смертоносных инструментов! Или способность испепелять трупы, чтобы вырезать противников, не оставляя после себя следов. Да и выбирать нередко приходится из двух зол. Помочь спятившей ведьме или отпетому головорезу? Оставить парализованного старика гнить заживо или облегчить его страдания, но обречь на гибель десятки других людей? Dishonored ненавязчиво напоминает, что добро и зло — понятия относительные, а людей убивают не ружья и не колдовство. Их убивают другие люди, которые сделали осознанный выбор в сторону насилия.

И всё же игрока поощряют за доброту. И в первую очередь это делает даже не Чужой — к нелетальному прохождению склоняет сам мир, который чутко реагирует на действия героя. Чем больше мёртвых тел ты оставляешь за собой, тем труднее достичь цели. Орды чумных крыс и отряды стражников не дадут спокойно пройти по улицам, и добраться до очередных целей будет куда сложнее. В городе, заваленном трупами, озлобленные жители станут подозрительнее, а союзники не станут скрывать презрение к протагонисту. Да и к хорошей концовке нельзя прийти по отрезанным головам: разработчики явно не верят в концепцию «добра», которое поставит зло на колени и жестоко его прикончит.

Игромания Flashback: Dishonored - фото 7

Если сложить всё вышеперечисленное, мы получим, пожалуй, главное достоинство Dishonored: почти бесконечную реиграбельность. Можно пройти игру шесть раз, а на седьмой всё равно отыскать что-то новое. Раньше не замеченную книгу с капелькой лора. Едкую записку от Дауда на трупе смотрителя. Колоритную фразу, брошенную врагом в пылу битвы, которая дополнит его характер. Локацию, куда ты раньше не заглядывал, или неизведанный прежде путь в нужное здание. И это уж не говоря о том, сколько времени можно просто забавляться с магическими навыками Корво, изобретая всё новые и новые способы изящной расправы над противниками. В игре, которая вместе с дополнениями пробегается часов за пятнадцать, по факту можно сидеть сутками.

А те игроки, кому важнее всего сюжетная начинка, заодно получают отличную историю про ответственность за свои поступки и непротивление злу насилием. Ничего удивительного, что с годами число поклонников Dishonored только растёт, а метка Чужого украшает всё больше рук.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь