15 визуальных новелл, которые должен пройти каждый
Многие игроки даже не считают визуальные новеллы за игры. И правда: во что тут играть? Только вяло пролистывать диалоги, время от времени тыкая в варианты ответа. Получается то ли интерактивное кино без, собственно, «кина», то ли комикс, из которого вырезали весь экшен. Не по душе многим и аниме-стилистика визуальных новелл. Сам жанр пришёл к нам из Японии, и с этим ничего не поделать — можно только смириться и попытаться привыкнуть к искажению пропорций и гротескно ярким эмоциям героев. Кстати, истоки некоторых визуальных шаблонов жанра лежат в вековых традициях японского театра (кабуки, но, кёгэн, бунраку).
Мы отобрали полтора десятка визуальных новелл, которые, может, и не заставят вас навеки влюбиться в жанр, но точно помогут понять, почему подобные проекты стоят внимания.
В традиционном театре но актёры играют в масках, и умело созданные личины могут передавать несколько различных эмоций в зависимости от наклона и поворота
Симулятор ходьбы без ходьбы
Но вначале о том, что представляют собой игры в жанре визуальной новеллы (будем далее называть их просто «новеллами»). Геймплей крайне прост: место действия задаётся статичным фоном, вся история подаётся в диалогах, авторских монологах и описаниях, а персонажи представлены в виде двухмерных фигур. Их весьма скромно анимируют, зачастую и вовсе ограничиваясь несколькими вариантами спрайтов с разными позами или душевными состояниями: «девушка спокойна», «девушка потрясена», «девушка смеётся», «девушка плачет».
Историческая справка
Первые визуальные новеллы начали появляться ещё в конце 1970-х, но тогда все они были исключительно эротическими — другие темы начали появляться только в 90-х. В качестве первой визуальной новеллы с необязательной эротикой называют Dokyusei , где главный герой-старшеклассник изучает город и заводит дружбу с одноклассниками.
А вот на западный рынок новеллы попали нескоро. Путь им во многом проложили игры-гибриды наподобие Ace Attorney, Danganronpa, Zero Escape и даже Persona, где часть геймплея составляют типичные для новелл диалоги. Главным препятствием было происхождение: переводить с японского не так просто, да и круг энтузиастов со знанием кандзи был не особо широк. Хотя и на Западе, и у нас были попытки создавать отечественные аналоги японских новелл — например, « Красный космос». Извините.
Как и в случае с симуляторами ходьбы, отсутствие одних элементов геймплея — лишь повод уделить больше внимания другим. Новеллы делают основной упор на сложность сюжета и проработку персонажей. И одно без другого невозможно, ведь, в отличие от проектов усопшей Telltale Games , в новеллах ваши выборы действительно значимы и порой могут радикально изменить концовку. Игрокам важно чувствовать, что они принимают существенные и важные решения. А для этого они должны не только погрузиться в сюжет, но и прочувствовать связь с ключевыми персонажами. В эти же ворота играет и общепринятый вид «от первого лица» с невидимым протагонистом: так проще представить себя на его месте.
Чтобы открыть все тайны очередной новеллы и открыть «истинную» концовку, порой требуется не одно, а десять прохождений. Хотя есть, конечно, и полностью линейные, «кинетические» новеллы — но даже в них есть возможность быстро перемотать уже известный отрезок, чтобы испробовать другие варианты развития событий. Иначе каждое прохождение занимало бы десятки часов из-за огромного объёма текста.
Элементы визуальных новелл легко отыскать в ряде ролевых игр и приключений. В частности, диалоги в серии Persona недалеко ушли от спрайтовых сцен
«Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл»
На постсоветском пространстве новичкам жанра обычно советуют начинать знакомство с визуальными новеллами с « Бесконечного лета ». Тому есть причины: игра создана русскоязычными энтузиастами, а значит, изначально написана на русском и с учётом знакомых реалий. Вдобавок она бесплатна.
Однако будем честны: если что-то «Лету» и удаётся на ура, так это игра на ностальгии по солнечному и беззаботному пионерскому детству. А вот всё остальное у игры выходит так себе: попытки рационально объяснить чудодейственный визит в советское прошлое приведут вас только к сюжетным дырам; потерявшие свежесть мемы покажутся рудиментами. А девушки, на романах с которыми и построен сюжет, — не особо глубокие маскоты архетипов, популярных среди обитателей имиджбордов.
Тем, кто всё же хочет придерживаться «отечественной» линии, стоит обратить внимание на игру Love, Money, Rock’n’Roll («Любовь, Деньги, Рок-н-ролл»). Делает её часть команды «Бесконечного лета», но сюжет уже масштабнее, персонажи — реалистичнее, а для саундтрека записали песни и мелодии в духе эпохи рок-н-ролла. К тому же в проекте будет мультиплатформенный движок и тщательная проработка фонов.
Правда, когда игра будет доделана, вряд ли знают даже сами создатели. Пока что доступна её демоверсия, которая убеждает, что с ностальгией авторы по-прежнему обращаются умело. На этот раз нас ждёт возвращение в японские 1980-е — создатели решили попытать силы на международной арене.
Впрочем, главный герой Love, Money, Rock’n’Roll по имени Николай всё равно русский — просто он с детства живёт в Токио и ходит в обычную японскую школу. Но в один момент его спокойная жизнь превращается в круговерть из политических интриг и сложных отношений с четырьмя разными девушками. И, чтобы выбраться из неё невредимым, предстоит решить: кому можно доверять?
Doki Doki Literature Club
Doki Doki Literature Club , пожалуй, не менее популярна, чем «Бесконечное лето», что одновременно идёт ей и на пользу, и во вред. С одной стороны, проект сложно пропустить, ведь его обсуждают и рекомендуют на каждом шагу. С другой стороны, трудно не нахвататься спойлеров.
Впрочем, в случае с Doki Doki умеренные спойлеры пойдут лишь на пользу. Ведь иначе те, кому не близки симуляторы свиданий, могут и не продраться через вступительные часы приторных диалогов с четырьмя любительницами поэзии из школьного литературного клуба. На этом этапе велик соблазн всё бросить — если, конечно, не знать заранее, что в какой-то момент игра вывернется наизнанку и явит вам своё истинное жуткое нутро. А потом вновь прыгнет через голову, вспорет себе брюхо и уставится на вас глазами, полными любви и обожания — и этим окончательно выбьет почву из-под ног. Да так, что спасение придётся искать в реальном мире. Буквально.
Doki Doki Literature Club доступна бесплатно, и несложно отыскать для неё аккуратный и качественный русский перевод. Так что если вам повезло до сих пор не пройти путь пятого члена литературного клуба, позвольте позавидовать: у вас впереди невероятное приключение.
Higurashi When They Cry
В разговоре об играх студии 07th Expansion нельзя не упомянуть всю серию: « Когда плачут цикады », « Когда плачут чайки » и « Когда плачут аисты ». Все они рассказывают отдельные, никак не связанные друг с другом истории, так что начинать с первой не обязательно — но желательно. Ведь Higurashi When They Cry не зря называют бессмертной классикой.
Завязка у истории стандартная: обычный японский школьник Кэйити Маэбара переезжает в мирную отдаленную деревушку Хинамидзава. И поначалу его здесь ничто не тревожит, кроме разговоров о без вести пропавшем жителе и страшилок про местных демонов. А потом оказывается, что кое-кто из добрых односельчан не прочь подложить иголку в угощение соседу — и это лишь начало…
По мотивам «Когда плачут цикады» даже сняли аниме
История, напоминающая бессмертный « Твин Пикс », полностью линейна, но вам всё равно наверняка понадобится повторное прохождение. Секреты Хинамидзавы никто не рассказывает в лоб, и над каждым эпизодом приходится ломать голову, вычленяя важную информацию. Без этого происходящее порой кажется полностью лишённым смысла.
У Higurashi When They Cry ещё одна важная черта: упор на звуковое сопровождение, так что её часто называют звуковой новеллой. Этим же отличаются две другие игры студии, Umineko When They Cry и Ciconia When They Cry. Впрочем, надо признать, что таким образом нас почти наверняка пытаются отвлечь от не самой лучшей рисовки.
Есть и ещё одна загвоздка: чтобы полностью познакомиться со всеми главами Higurashi, придётся потратить в Steam более тысячи рублей.
- 10 самых провальных экранизаций комиксов DC
- Игромания Flashback: Dishonored
- 20 самых необычных постапокалиптических игр
Clannad
Clannad часто упоминают в списке игр, по которым удобно учить английский. Тексты там несложные, да и к тому же можно не спешить: всегда есть время открыть переводчик. А что касается сюжета, то при всей его простоте и лиричности он лёг в основу одноимённого аниме-сериала, манги и радиопостановки. К нему также выпустили спин-офф и эротическое продолжение Tomoyo After: It’s a Wonderful Life , которое тоже стоит пройти — и не только ради хентайных сцен.
Главный герой Clannad — японский школьник Томоя Окадзаки, который из-за множества проблем полностью разочарован в жизни. Всё ему кажется блёклым и скучным, пока он не встречает одинокую и грустную Нагису Фурукаву. Подростки решают вместе возродить школьный драматический кружок и привлекают к этому ещё ряд девушек.
Создатели игры рассказывают простую историю обычных людей — но весь секрет в том, с какой добротой они к ним относятся и как верят в то, что любой может измениться и стать лучше. Получилось на редкость трогательно, так что готовьтесь плакать. Серьёзно.
Ever 17: The Out of Infinity
Без Ever 17 не обходится почти ни один топ лучших визуальных новелл. Игру иногда даже называют « Half-Life жанра», потому что она оказала на новеллы такое же влияние, как проект Valve на шутеры от первого лица. Оригинальная Ever 17 вышла ещё в 2002 году, и её перевели на английский задолго до того, как на Западе стали доступны Muv-Luv , Steins;Gate , Clannad и прочие легенды. Так что она долго служила образцом как для игроков, так и для разработчиков.
По сюжету в подводном парке развлечений случилась катастрофа, и шестеро посетителей не сумели выбраться наружу. Над выжившими — тридцать метров океана, и у них есть примерно пять суток на то, чтобы дождаться спасения на имеющемся запасе кислорода. Поначалу они просто пытаются убить время, но затем условия игры меняются… В общем, Ever 17 очень быстро прекращает прикидываться симулятором свиданий — и разворачивает масштабную историю, где научная фантастика и путешествия во времени смешиваются с мистикой и мифами о затерянном континенте.
Игроков ждёт аж одиннадцать уникальных концовок, и до некоторых из них не так-то просто добраться. Как и до самой игры: хотя Ever 17 неоднократно мелькала в базе Steam, там она так и не появилась.
The House in Fata Morgana
С The House in Fata Morgana всё намного проще: переиздание этой готической новеллы не так давно выпустили в Steam, причём с поддержкой русского языка. А расширенное и улучшенное издание Dreams of the Revenants доступно и на PlayStation 4 — но не во всех регионах.
Сюжет стартует как романтическая история, но обманываться долго не придётся. На самом деле нам предстоит пережить четыре трагедии, случившиеся в разные эпохи в одном и том же проклятом особняке. Жертвы этих событий так и остались там, раз за разом повторяя всё, что с ними произошло.
Брат и сестра, чьи мирные забавы были так недолговечны. Чудовище, которому не дали обрести покой. Промышленник, который любил власть больше, чем собственную жену. Проклятый юноша и приговорённая к смерти ведьма — все эти герои, на первый взгляд, никак не связаны друг с другом. Но создатели новеллы умеют удивлять: они не следуют канонам и избегают штампов.
Katawa Shoujo
Название Katawa Shoujo обычно аккуратно переводят как «Девушки с ограниченными возможностями», хотя использованное японское слово означает скорее «калек» или «уродов». Простим создателей: они не лингвисты и даже не очень японцы. Эта новелла — любительский проект, её идея возникла на 4chan , и там же собралась команда разработчиков. Но у спорного происхождения есть плюсы: игра бесплатная, а в Сети несложно отыскать версию с русским переводом. Да и результат в целом отличный: Katawa Shoujo запоминается не хуже прочих депрессивных новелл.
Тут героини лишены ног, рук, слуха, зрения или изуродованы шрамами. Самый благополучный среди них — протагонист, у него «всего лишь» сердечная аритмия, и сильное потрясение может его попросту убить. Диагноз побуждает его вести унылую жизнь, и лишь перевод в школу для детей с инвалидностью заставляет взглянуть на всё иначе. Центральная мысль тут простая: люди с физическими отличиями — это просто люди, такие же, как и все: со своими мечтами, страхами, амбициями и комплексами. А героини Katawa Shoujo — это не «бедные-несчастные», а обычные девушки с яркими характерами, в которых очень просто узнать себя.
Люси -Вечность, Которую Она Желала-
Что может быть банальнее сюжета про андроида, который способен испытывать чувства? После Detroit: Become Human , « S.N.U.F.F. » Пелевина и « Приключений Электроника » к этому тропу вроде как и добавить нечего. Но поверьте, история андроида по имени Люси способна достучаться практически до каждого сердца.
Главный герой-школьник находит на свалке необычного робота и притаскивает домой — это шокирует его отца, который ненавидит современную технику. А пока мы раздумываем, что делает человека человеком, сама Люси учится мечтать.
Повествование Lucy -The Eternity She Wished For- линейно, но выдадим секрет: истинная концовка открывается лишь после прохождения финала.
Tsukihime
Вот мы и добрались до того, с чего начинались визуальные новеллы: до откровенных сцен. Впрочем, у « Лунной принцессы » достаточно достоинств и без эрогэ. Главный герой, старшеклассник Сики Тоно, восемь лет назад выжил в ужасной аварии. После этого он видит на всём странные линии и точки, из-за чего вынужден носить специальные очки. И это не просто иллюзии: если провести по этим линиям острым предметом или проткнуть точки, то объект, живой или неживой, будет разрушен, и сама его сущность окажется уничтожена.
Однажды Сики встречает молодую девушку и, не в силах себя контролировать, режет её на части по мистическим линиям смерти. А на следующий день та приходит к нему как ни в чём не бывало и требует компенсации за причинённый ущерб. Арквейд Брюнстад — так её зовут — оказывается древней вампиршей, той самой «Лунной принцессой».
В далёком 2008-м создатели Tsukihime объявили о ремейке: оригинальная новелла появилась ещё в 2000 году в разрешении 640х480. Однако работа над Fate/Grand Order вынудила отложить обновлённую версию в долгий ящик. Зато в 2003 году по мотивам игры выпустили аниме-сериал, и он вышел настолько плохим, что поклонники новеллы предпочитают делать вид, что его не существует.
Kara no Shoujo
Рассказы о новелле « Девушка в скорлупе » принято сопровождать множеством предостережений о шокирующем контенте, откровенных (и часто бессмысленных) эротических сценах, безумной жестокости и всепоглощающей депрессии. У нас есть и ещё одно предупреждение: цепочка сюжетных триггеров выстроена настолько сложно, что первое прохождение наверняка закончится плачевно, если не почитать гайды заранее. Впрочем, в данном случае ужасный финал вполне соответствует духу произведения: в Kara no Shoujo такое количество жутких убийств, семейных тайн и запутанных отношений, что полный провал расследования выглядит вполне логичным.
Действие новеллы происходит в Токио в 1956 году. Главный герой — Рейдзи Токисака, бывший полицейский, который стал частным детективом после того, как не смог раскрыть убийство собственной жены. Но он возвращается к этому делу, когда узнаёт, что серийный убийца опять взялся за старое — правда, последние преступления Скульптора выглядят не только кошмарными, но и полностью лишёнными смысла.
А чтобы детективу вдруг не стало скучно, ему быстренько подбросят ещё пару загадок. Из школы, где учится его сестра, пропали две ученицы. Ещё одна школьница приходит к Токисаке и просит… узнать, кто она. Действующих лиц тут много, и у каждого в шкафу можно отыскать внушительный ассортимент скелетов.
Разбираться во всей этой «Санта-Барбаре» и преступлениях маньяка не только интересно, но и нервно: время постоянно на исходе, и любой неверный шаг аукнется по всем фронтам. Первоначальный азарт быстро сменяется безысходностью, и любая хорошая концовка кажется счастливой лишь относительно: слишком уж тяжёл груз былого. А часть секретов Kara no Shoujo раскрывается лишь во второй части и в приквеле Cartagra.
Saya no Uta ~ The Song of Saya
В прошлом году ремастер Saya no Uta ~ The Song of Saya появился в Steam, что стало хорошим поводом вспомнить об игре семнадцатилетней давности. И убедиться, что и спустя десятилетия «Песнь Сайи» способна шокировать даже поклонников « Человеческой многоножки ».
Главный герой новеллы, студент-медик Фуминори Сакисака, пережил кошмарную аварию, в которой потерял родителей. Удар по психике оказался слишком сильным, и с тех пор он видит окружающий мир состоящим из груд кровоточащего мяса, а люди ему представляются отвратительными монстрами. Однажды в психиатрической клинике он видит очаровательную девушку — единственное прекрасное существо в омерзительном мире. Но эта встреча становится лишь началом настоящего кошмара.
Необычность новеллы в том, что на историю мы смотрим с разных сторон: уж очень различается местный мир в зависимости от точки зрения. А для того, чтобы полностью раскрыть сюжет, потребуется выбить не «истинную» концовку, а одну из самых безысходных.
Little Busters!
Название « Маленькие проказники » настраивает на несерьёзный лад: что-то детское, не иначе. Это верно лишь частично, ведь главные герои — друзья с детства, и эта дружба когда-то помогла сироте Рики Наоэ справиться с горем. Но теперь герои выросли и заканчивают школу — и, чтобы максимально использовать оставшееся время, они решают устроить что-то необычное… бейсбол!
Little Busters! — одна из тех визуальных новелл, в которые встроен «настоящий» геймплей. В данном случае он относится к спортивной деятельности: наши беззаботные друзья решают собрать бейсбольную команду и выиграть пару школьных матчей. Да, время от времени героям предстоит участвовать в самых настоящих бейсбольных мини-играх, и для успеха их надо заранее тренировать, повышая навыки и добывая экипировку. Более того, в некоторых ситуациях героям придётся драться — и это ещё одна мини-игра.
Впрочем, во всём, что касается спортивной части, можно положиться на руководства, чтобы по полной наслаждаться обыденной жизнью школьников. Тут полно ярких героинь — среди них есть даже русская! Кстати, для взрослых выпустили версию Little Busters! Ecstasy , в которой добавили новых девушек и эротические сцены.
Мы не будем выдавать главные секреты истории «проказников», пусть даже без этого описание покажется пресным. Просто поверьте: в один момент кое-что перевернёт все ваши представления об этой новелле. А для особо нетерпеливых заметим, что по мотивам игры уже выпустили множество манг и сняли аниме-сериал.
Utawarerumono
Сложное название Utawarerumono можно перевести с японского как «Тот, о ком поют песни», а название аниме по мотивам новеллы звучит как «Прославленный». И поскольку песни о ком попало не слагают, значит, нас ждёт нечто воистину героическое.
Протагонист, израненный и потерявший память, приходит в себя в странной и милой деревушке, населённой зверолюдьми. Выясняется, что деревню пытается завоевать злая и гадкая империя — и противостоять ей нам придётся в буквальном смысле вручную, в ходе тактических пошаговых сражений. Впрочем, они не особо трудные (за исключением финальных), а ещё всегда можно понизить их сложность, если не хочется тратить время на старомодные бои. Ведь вся соль тут, разумеется, не в боях, а в сюжете: с развитием событий выяснится, что всё вокруг не то, чем кажется на первый взгляд.
В настоящее время в Steam доступны две игры серии: Utawarerumono: Mask of Deception и Utawarerumono: Mask of Truth — это завершающие главы трилогии. А что же до первой части, то скоро должен выйти её ремейк под названием Utawarerumono: Prelude to the Fallen.
SciADV
SciADV — это аббревиатура серии Science Adventure, в которую входит целая подборка визуальных новелл, разработанных 5pb совместно с Nitroplus. Ключевых игр там шесть: Chaos;Head, Steins;Gate, Robotics;Notes, Chaos;Child, Steins;Gate 0 , Robotics;Notes DaSH — последняя пока ещё не вышла. Во всех новеллах SciADV действуют разные герои, происходят разные события, да и технические чудеса различны. Но все их связывает один и тот же мир, очень похожий на наш, но пропитанный реальными теориями заговора.
Персонажи новелл SciADV делают фантастические вещи: в серии Steins;Gate, например, есть путешествия во времени и изменение прошлого. В Chaos;Head иллюзии могут обрести материальную форму, а Robotics;Notes рассказывает о создателях роботов.
По всем вышедшим играм серии уже есть аниме-сериалы. А кадры из аниме «Врата Штейна» использовали для ремастера Steins;Gate Elite.
Тем же разработчикам принадлежит ещё одна серия фантастических новелл — SVN, или Science Visual Novels. В ней две игры, Occultic;Nine и Anonymous;Code , и их действие разворачивается в ином мире, который косвенно связан со вселенной SciADV… В общем, разбираться во всём этом хитросплетении сеттингов можно долго.
А пока что главный вывод: видите точку с запятой в названии игры — проходите без сомнений.
Muv-Luv
И, конечно, список будет неполным без упоминания Muv-Luv — одной из самых высокооценённых игр жанра. Именно с этой эпической сагой обычно сравнивают все новые похожие проекты.
На момент своего появления в 2003 году новелла Muv-Luv выступала в жанре эроге. Со временем, когда её стали переносить на другие платформы, сцены секса подверглись цензуре, но довести игру до полной невинности так и не удалось. Основной сюжет Muv-Luv состоит из двух кинетических арок, так что прохождение получится весьма прямолинейным. И поначалу всё выглядит как банальный симулятор свиданий: главный герой общается с целым цветником старшеклассниц, веселится с ними и заводит романы. Эта часть зовётся Muv-Luv Extra , её многие ненавидят, но без завершения основных веток невозможно разблокировать Muv-Luv Unlimited — главную арку.
В Unlimited меняется абсолютно всё. Земля захвачена пришельцами-Бета, человечество на грани вымирания — но и в этих условиях различные группировки власти пытаются извлечь выгоду из ситуации. Герой и его одноклассницы теперь стали студентами военной академии, и их ждут бои на огромных человекоподобных роботах. Но все принятые решения, все поступки героев, все странности и сюжетные загадки по-настоящему раскрываются во всей красе лишь в финальной части — сиквеле Muv-Luv Alternative.
А напоследок — интересный факт. Вы знали, что визуальными новеллами занимался в начале своей карьеры Хидео Кодзима? Его первым опытом в написании глубоких и непредсказуемых сценариев была новелла с квестовыми элементами Snatcher — игра вышла в 1988 году и напоминала « Бегущего по лезвию ». А в 1994 году он создал научно-фантастическую полицейскую новеллу Policenauts.
Так что не стоит относиться к визуальным новеллам как к «поделкам тех, кто не умеет в геймплей». Это огромный и разнообразный жанр, в котором терпеливых и внимательных ждёт множество неожиданных открытий.