Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми
На прошлогодней выставке DevGAMM среди множества игр я заприметил «Чёрную книгу» : ролевую игру, вдохновлённую славянскими мифами. Тогда в неё ещё нельзя было поиграть — разработчики дразнили коротеньким тизером, который уже разжигал неподдельный интерес.
А теперь, почти год спустя, в Steam вышла бесплатная демо-версия игры, Black Book: Prologue, приуроченная к запуску кампании на Kickstarter. И, надо сказать, она дразнит даже похлеще тизера. Как в хорошем, так и в плохом смысле.
Ночь на Ивана Купалу
На дворе 1879 год. Девчушка по имени Василиса живёт в глуши где-то в Чердынском уезде, под Пермью, вместе с дедом Егором — колдуном, что опекает осиротевшую девочку с детства. Старик воспитывал её как будущую ведьму, однако у Васи были совсем другие планы на жизнь. Повзрослев, она повстречала возлюбленного и забросила обучение, чтобы выйти замуж, — но её суженый покончил жизнь самоубийством.
Отчаяние и вынуждает безутешную Василису вернуться на путь ведьмы. Легенды о таинственной Чёрной книге, исполняющей желания, правдивы — с её помощью можно вернуть избранника к жизни. Нужно лишь открыть все печати книги, вот только есть одна проблема: начинающей знатке эта задача явно не по зубам. Василиса только-только прошла обряд инициации, и ей предстоит ещё многому научиться, прежде чем Чёрная книга откроет свои секреты.
Катсцен в прологе раз-два и обчёлся, зато каждая радует постановкой: авторы хорошо понимают, что некоторые вещи лучше показывать, а не рассказывать
Black Book: Prologue можно неторопливо пройти за сорок минут, но студия Morteshka не тратит ни секунды этого времени понапрасну. Возможно, дело в том, что это демка, но всё равно приятно видеть простую, искреннюю историю, которая цепляет с первых сцен. Сложно не проникнуться печалью Василисы, когда та стоит у могилы любимого и обещает вернуться к нему. Попрощавшись, она выбегает из леса в бескрайнее поле ржи, вдали виднеется купол церкви — ведь самоубийцам нет места на кладбищах. А уже через мгновение героиня, под чутким руководством деда Егора, чертит мелом круг на перекрёстке, чтобы совершить свой первый ритуал. События пролога создают хороший задел на приключение — он уже вызывает желание узнать, куда ещё нелёгкая занесёт Василису.
У жениха даже нет имени, но его всё равно по-человечески жаль. Хотя будет смешно, если он останется безымянным и в релизной версии
Это чувство приключения во многом возникает благодаря вселенной игры. Разработчики, как и в случае с их первым проектом, The Mooseman , взяли за основу фольклор: тогда базой послужили предания финно-угорских племён, а в Black Book — сказания коми-пермяков. Однако в этот раз у них получилась не просто интерактивная энциклопедия по устному народному творчеству, а самый настоящий мир. Русь на стыке христианства, язычества и всевозможных суеверий, где серость провинциальных будней щедро разбавлена всякой бесовщиной. Здесь чудища работают на мельницах, вращая жернова, под каждой печью живёт домовой, а в соседском самоваре может поселиться чёрт — если не окрестить посуду перед чаепитием.
Управлять Василисой можно только в важных для сюжета локациях: там, где можно найти предметы или решить какую-нибудь простую головоломку. Скудно, но остаётся надеяться, что в финальной версии таких мест будет больше
Контраст реализма и фантастики, вкупе с подобными деталями и маленькими историями, заставляет российскую глубинку (одно из самых унылых мест на земле) выглядеть волшебной. В прологе представлен лишь небольшой кусочек Чердынского уезда, да и тот нельзя толком исследовать, — но он всё равно ощущается необъятным и полным тайн. Над этим, конечно, постарались не только сценаристы, но и художники. Правда, здесь всё не так однозначно. С одной стороны, скромный низкополигональный дизайн вполне подходит эстетике и ничего не портит. От некоторых пейзажей, напоминающих полотна Шишкина, просто захватывает дух. С другой, кое-где разработчикам стоит задуматься над композицией и красками. На экране часто хватает «пустого» места, а гамма получилась слишком уж тёмной — иногда буквально ничего не разглядеть. Хотя, возможно, так дизайнеры просто маскировали низкую детализацию интерьеров: им тоже не помешала бы фактура.
Все колдуны получают свою силу в одном месте, от одного покровителя. Но до Василисы эта новость, похоже, ещё не дошла
С диалогами, да и с остальными литературными текстами, примерно та же ситуация. Разработчики, очевидно, проделали исследование: речь персонажей пестрит историзмами и архаичными терминами, а именослов (местный «кодекс») довольно занятно написан. Большинство текстов стилизовано под «старый» русский, но порой уж слишком натужно. Их не сложно читать, нет — просто они звучат неестественно, почти как пародия. Понятно, что авторы хотели сделать аутентично, но иногда персонажи разговаривают настолько цветисто, что их просто не получается воспринимать всерьёз. Особенно когда каждый второй крестьянин изъясняется как матёрый баснописец.
Мастер муши
Что касается геймплея, здесь Black Book: Prologue не то чтобы сдаёт позиции, но… Смотрится не так любопытно, как можно подумать по видео. Если вы ждёте большой RPG в открытом мире в духе «Ведьмака» , то сразу расстрою — ничего подобного здесь нет. По структуре и масштабам Black Book гораздо ближе к жанру roguelike. Если точнее, к Slay the Spire , которую студия честно называет одним из главных источников вдохновения — и оно заметно.
Отголоски собратьев по жанру узнаются в Black Book даже на глаз. Если б ещё интерфейс был посветлее, то было бы просто замечательно
На практике это выглядит так. Колдовское ремесло — точно такая же профессия, как мельник или пахарь, поэтому Василиса зарабатывает на жизнь, помогая местным жителям. К ней в избу регулярно приходят гости: кого-то можно выручить советом, а другие просят разобраться с проблемой лично. Тогда игра выбрасывает вас на глобальную карту, где вы просто кликаете по локациям, чтобы дойти из точки А в точку Б. Как если бы вы поднимались по этажам Шпиля в Slay the Spire, только здесь нельзя выбрать путь — он задан заранее. Максимум свободы действий — это решить, свернуть в опциональную локацию или нет.
Опять же, это можно списать на то, что Black Book: Prologue всё-таки демка, но путешествие не предлагает никаких интересных решений. Не нужно заниматься менеджментом ресурсов, продумывать маршрут, взвешивать риски… Нет даже стоящей причины отвлечься на побочные задания. На каждую достопримечательность, будь то село или рощица, отведён строго один экран с диалоговым окном. Экран, безусловно, красивый, но постоянно хочется вырваться за его пределы. Погулять, пообщаться с селянами, сплести себе венок из луговых цветов, обнять берёзу — ну, сами понимаете. Увы, всё, что вас ждёт в большинстве случаев — это какое-нибудь текстовое событие. Подать ли милостыню нищенке, проклясть ли случайную бабку по просьбе незнакомого мужика… Мило, но довольно бессмысленно. По крайней мере, пока что.
Иногда в странствиях можно наткнуться на враждебных чертей — изгонять нечистых придётся в пошаговом бою. Здесь Black Book почти не отходит от формулы Slay the Spire и подобных ей roguelike с элементами декбилдинга. Существенные отличия кроются в мелочах. Так, в свой ход Василиса выбирает сразу несколько слов из колдовской книги и складывает их в заговор — то бишь комбо. Всё просто и без изысков. Бьёте врагов, «отравляете» их проклятиями, накладываете на себя щиты и полезные эффекты. Действительно занятная идея в боёвке только одна: некоторые карты после розыгрыша остаются «в игре» и автоматически переходят в следующий заговор. Поэтому с каждым новым ходом можно плести всё более мощные комбо — правда, в демке в этом не было особой нужды.
Сейчас, понятное дело, сложно сказать, насколько хорошо боевая механика будет работать в релизной версии Black Book. Но одну проблему можно отметить уже сейчас — сражениям отчаянно не хватает динамики. Плевать, что она пошаговая: за происходящим на экране просто скучно следить. У действий Василисы и монстров нет «отдачи», они анимированы как деревянные куклы. Музыка и звуковые эффекты на редкость блёклые, а сам декбилдинг не настолько развит, чтобы получать удовольствие от витиеватых комбинаций. Механики вроде есть, но они не складываются в одно целое как надо. Обидно ведь: из-за этого даже схватки с действительно неплохой постановкой не раскрываются в полной мере.
В лучшие моменты бои напоминают позднюю серию Persona : сюр и приземлённый реализм смешаны в правильных пропорциях
Естественно, по Black Book: Prologue рано делать окончательные выводы. В ней нет кучи фишек, обещанных студией Morteshka к релизу: ансамбля колоритных спутников, своры ручных бесов, системы кармы… А то, что есть сейчас, явно не дотягивает до потенциала, который сулит сеттинг. Но, на самом деле, оттого даже любопытнее, какой получится полноценная Black Book, благо игра уже собрала достаточно средств на Kickstarter.
Ведь, несмотря на все недочёты, после сорока минут пролога в Чердынском уезде хочется остаться как минимум на пару дней дольше. Как максимум — на все летние каникулы.