VirtuaVerse. Всё Пропало Инкорпорейтед
Лавина инди-игр, созданных командами разной степени независимости, успела приучить нас к тому, что к пикселям чаще всего прибегают, чтобы замаскировать отсутствие художественных талантов. Мешанина разноцветных квадратиков яростно кричит с экрана: « Мы здесь не потому, что у художника кривые руки, а потому что ностальгия, стиль, и все ведь любят пиксели! ».
Но создатели point-and-click квеста VirtuaVerse отлично рисуют, скриншоты тому доказательство. Так что к ретро-стилю студия Theta Division прибегла не случайно. Эта старомодная подача сочетается не только с целым рядом ностальгических моментов и заимствований из классических квестов, но и с центральной идеей игры. Правда, она не всем придётся по вкусу.
Осторожно, в тексте есть небольшие спойлеры к сюжету!
Киберпанк-бинго
Действие VirtuaVerse происходит в мире победившего киберпанка. Вообще этот сеттинг в последние годы всё более популярен, и каждый пытается сделать что-то своё — но не Theta Division. Такое чувство, что мир игры был создан за полчаса, в ходе краткого мозгового штурма. « Так, что мы знаем про киберпанк? Импланты и андроиды, годится. Хакеры и слежка, записали. Виртуальная реклама, да, обязательно. Доставка пиццы дронами, отличная мысль! ». Короче, полный набор стереотипов. Чипы дополненной реальности, дизайнерские наркотики, сексботы, техномансеры, возводящие искусство кода в разряд магии, и, конечно же, взбунтовавшийся искусственный интеллект.
Наш герой, инженер Нейтан, просыпается и обнаруживает, что его девушка Джей куда-то ушла, заперев его в квартире. Связаться с ней нет возможности, поскольку чип он себе не вживлял, а AVR-устройство сломалось, когда он упал на него с кровати. Так что первые испытания весьма просты: выбраться из квартиры, починить очки, найти Джей. Со временем, разумеется, всё станет намного сложнее и запутаннее, и в результате нам придётся спасать всё человечество — это уже даже не штамп, а просто-таки функция по умолчанию.
Главный герой получился безликим — и в прямом, и в переносном смысле
Фантастические преувеличения и инвентарь (карман куртки), в который легко помещаются лестница и скафандр, с самого начала пытаются настроить на юмористический лад. Но ключевое слово здесь — «пытаются». Редкие шутки настолько блёклые, что едва заставят улыбнуться. Вы всё ждёте, когда авторы наконец разойдутся и попадут в яблочко, но вместо этого слышите лишь тревожные звонки. Вот вам пример «шутки»: Нейтан пытается внедриться в уличную группировку, чтобы узнать о местонахождении своей девушки. Для этого ему нужно удостоверение члена банды — ха-ха. А чтобы его добыть, он подставляет новичка под пули конкурирующей группировки и снимает нужный бейдж с окровавленного трупа.
Это могло бы показаться случайным фрагментом, но нет. По ходу сюжета герой весело, непринуждённо, как бы играючи рушит чужие жизни, судьбы и репутации, не говоря уж об имуществе. И не особо жалеет о содеянном. Более того, прочие обитатели этого мира полностью разделяют его душевную чёрствость. Среди второстепенных персонажей трудно отыскать кого-то, кто пробуждает симпатию и сочувствие. Или хотя бы открывается с неожиданной стороны: у каждого лишь одна функция, и все свои секреты они выкладывают в первых же строках диалога.
Иронично, что самыми человечными на этом фоне выглядят истории андроидов, которые годами валялись на свалке. Лишённый конечностей сексбот мечтает выбраться из хижины и просто умереть, глядя на закат, а потерявшего память слугу и вовсе раз за разом жестоко пытают в надежде выбить напрочь забытую им тайну.
С ручкой и блокнотом
Поначалу вопросы возникают лишь к нравственной стороне действий Нейтана, но чем дальше, тем сильнее связная история теряется в изобилии неочевидных и местами глупых ходов. Чтобы выбраться из тупика, приходится раз за разом прочёсывать все доступные локации, перебирать уже пройденные опции диалогов и тыкать во всё подряд. Лишь бы уже попасть в нужный триггер и сдвинуться с места.
Головоломкам отчаянно не хватает логики, зато пиксельхантинга хоть отбавляй. Справедливости ради, художникам отлично даются масштабные пиксельные панорамы, но с миниатюрами всё сложнее. Многие ключевые предметы представлены невнятными кучками пикселей, и разобраться в них помогают лишь всплывающие подсказки. Эту проблему ухудшает ещё и то, что инвентарь постоянно перегружен. Если в самом начале игры нас угораздит прихватить груду мусора, то таскаться с ней придётся до самого финала: выбросить никчемную электронику Нейтан наотрез отказывается.
Подсказки к самым докучливым головоломкам можно отыскать в послании техномансеров, но посмотреть его можно лишь в одном месте — в штаб-квартире банды
Создатели VirtuaVerse явно следовали канонам классических квестов а-ля LucasArts , но, увы, они не прихватили с собой в будущее давно придуманные улучшения. К примеру, мало чем можно объяснить категорический отказ героя ускорить шаг: сколько бы экранов ни отделяло его от цели, преодолевать их он будет не торопясь. И, конечно же, никаких подсказок, подсветок или намёков в игру не встроили. Чёрт с ними с подсказками, но как насчёт журнала? В наручном коммуникаторе можно пролистать текущие заметки, но они помогают лишь не забыть, что там было в сюжете. А из-за этого, как встарь, приходится то и дело тянуться к ручке с блокнотом.
Апогей старомодного геймдизайна приходится на локацию техномансеров. Здесь нам приходится решать стихотворные загадки, которые построчно сообщают в диалогах, и кодировать ответ в ASCII-символы. Ошиблись? Шагом марш назад. А чтобы выиграть гонку дронов, нужно проделать прямо-таки рекордно длинную цепочку неочевидных действий. Поговорить, проиграть, пожаловаться, сходить за тридевять земель, опять поговорить, выяснить, что в самом начале недопиксельхантили (или пиксельхантили не там), вернуться, снова поговорить, ещё раз проиграть, поговорить по-новой, сходить выпить…
Разработчики попытались кокетливо пошутить над глупостью собственных головоломок. Ключевое слово, опять же, «попытались»
Как обустроить планету
Theta Division в принципе не слишком жалует технический прогресс и страстно любит ретро. Это явно прослеживается по геймплею и неоднократно говорится прямым текстом, устами персонажей. Стоит Нейтану наткнуться на древний компьютер или хотя бы его часть, он тут же разражается монологом о том, как всё было прекрасно когда-то. Мол, раньше, если поменять запчасть, то техника служила бы дальше. А вот нынешние новые модели отличаются от старых лишь двукратной ценой и не поддаются ремонту.
Кое-кто до сих пор продаёт устаревшую электронику и делает это почему-то в глубокой тайне
Когда весь мир охвачен единой системой дополненной виртуальной реальности, хакеры полагаются исключительно на древние технологии, храня информацию на дискетах, VHS-кассетах и CD. Здесь они вполне солидарны с Нейтаном, что обязательно подчёркивают при каждом удобном случае. Как и то, насколько плохи эти ужасные мегакорпорации и как нехорошо следить за гражданами — не важно, что те убивают друг друга и разрушают всё на своём пути.
Выглядят эти диалоги совершенно пустыми и бессмысленными: стороны не спорят и не сообщают друг другу ничего принципиально нового. Как будто сидишь в эхо-комнате. Их реплики легко перепутать, ведь в диалогах нет даже примитивной анимации, а тексты не отличаются ни шрифтом, ни цветом, ни — в некоторых случаях — расположением на экране. Но они заводят, по сути, одну и ту же шарманку раз за разом: вдруг вы умудрились не до конца уловить главную мысль VirtuaVerse?
Сколько же лет действующим лицам, если они хорошо помнят IRC, BBS, ASCII и VHS?
А она, если что, довольно проста. Будущее человечества уткнулось в тупик. Ресурсов планеты не хватает, и высокие технологии эту проблему не решают. Ведь всемогущая виртуальная реальность, судя по игре, используется исключительно для рекламных объявлений, цифровых трипов и рисования граффити. То же с андроидами: сексботы, рекламные агенты и прислуга — вот и все их показанные специализации.
А если идти вперёд не получается, почему бы не сдать назад? До глобального регресса в духе Греты Тунберг не доходит, но депрессивный мир игры во многом созвучен нынешнему глобальному кризису, о котором твердят банкиры, эко-активисты и владельцы ресторанов. И вряд ли случайно то, что людям грозит заключение в собственных виртуальных вселенных: уж очень это похоже на самоизоляцию, главный знак начала 2020 года.
До самого финала верится, что сами авторы верят в свой посыл: откажемся от развития и расширения, вернёмся к жизни попроще, лишь бы спасти Землю. Но потом наступает истинная концовка и оказывается, что нет ни решения, ни ответов, ни надежды. Лучшее, что мы вообще могли сделать, — это не помогать Нейтану выбраться из квартиры.
Всё Пропало Инкорпорейтед. Неожиданно мрачный итог потрясает сильнее, чем вся предыдущая игра.
Если кому и стоит советовать VirtuaVerse, то лишь самым преданным поклонникам ретро. Тем, кто обожает пиксели, безумные головоломки, мрачное будущее, навязчивый закольцованный ретровейв, длинные диалоги ни о чём, неожиданные концовки и шутки, которые не вызывают смех — возможно, из-за понимания авторами всего трагизма бытия.