Фильмы про катастрофы на каждый месяц 2020-го
Если вы читаете этот текст, значит, половина 2020 года уже позади, а вы всё ещё живы. По этому поводу мы составили апокалиптический кинокалендарь и проиллюстрировали подходящими фильмами те катаклизмы, что уже произошли, а также те, что могут, если Вселенная окончательно повернётся к человечеству чёрной дырой. Смотреть все перечисленные картины рекомендуется в личном бункере, в окружении консервов и мешков с гречкой.
Январь — Третья мировая
Год сразу обещал быть весёлым, ведь начался он с международного военного конфликта с участием Ирана и США. Кто по кому ударил и кто чем грозил, разбираться не будем, но суть в том, что по соцсетям быстро прошла волна мемов про грядущую Третью мировую и Fallout в реальности. А фильмы на эту тему делятся аккурат на две категории — депрессивные предупреждения, вроде «Писем мёртвого человека» , и яркие постапокалиптические аттракционы. Такие, как «Безумный Макс». Его и посоветуем к просмотру. Причём конкретно вторую часть — «Воин дороги». В первой-то цивилизация ещё держится, пусть и летит в тартарары, но уже в продолжении мы видим привычную выжженную пустыню. Это мир ревущих моторов, сумасшедших бандитов, разодетых, как звёзды глэм-рока, и одинокого героя, который не хочет никого спасать и никого защищать, но приходится. Молодой Мэл Гибсон харизматичен и суров, а Джордж Миллер уже набил руку на первой части, благодаря чему «Воин дороги» отлично смотрится даже через сорок лет после выхода.
Февраль — пожары
Причины настоящих больших пожаров по большей части тривиальные и угнетающие — изменения климата, либо, гораздо чаще, человеческое разгильдяйство. Это совсем не весело. То ли дело драконы.
Про эту милую деталь легко позабыть, но время действия фильма «Власть огня» — как раз 2020 год. Правда, к тому моменту драконо-апокалипсис уже заканчивается — гигантские ящерицы выползли на поверхность ещё в нулевых, после чего сожрали и спалили всё, что было на планете. Осталась лишь ничтожная кучка выживших, которых едва ли можно назвать сопротивлением. Они ютятся на руинах Соединённого Королевства и со страхом глядят на небо.
«Власть огня» в год выхода страшно провалилась в прокате — при общем бюджете в 95 млн долларов она смогла наскрести лишь 82 млн. При этом фильм во многом уникален. Во-первых, драконы в современности — это свежо. Во-вторых, постапокалиптическая Англия — тоже сеттинг нетипичный. В-третьих, в актёрском составе есть Кристиан Бейл и Джерард Батлер, но в плане брутальности их обоих уделывает Мэттью МакКонахи. Во «Власти огня» он лыс, татуирован, бородат и совершенно безумен. Ну и в конце концов, это просто крепкий экшен с большим количеством реальных пиротехнических эффектов и недурно сохранившейся графикой. Чем не повод ознакомиться или пересмотреть?
Март — пандемия
Почти десятилетний фильм Стивена Содерберга «Заражение» обрёл новую популярность в марте совсем не случайно. В год выхода его не то что бы не поняли, но вряд ли в полной мере оценили. Кинокритики снисходительно хвалили его за реалистичность и почти полное отсутствие голливудского флёра, но потом ругали по тем же самым причинам. Всё какое-то холодное, отстранённое, персонажи не симпатичные, много медицинской терминологии, события разворачиваются недостаточно зрелищно. И вообще, болезни это, конечно, страшно, но можно же было добавить каких-нибудь террористов. Или зомби.
А потом наступил 2020 год, и выяснилось, что Содерберг подобрался к реальности настолько близко, насколько позволительно голливудскому кинематографисту. Шквал инфицированных, чиновники, которые самонадеянно пытаются сдержать то, что сдержать невозможно, истеричные вирус-диссиденты с верой в заговор — всё это можно было наблюдать как в картине, так и в ленте новостей. Сегодня, когда к пандемии все более-менее привыкли, «Заражение» воспринимается спокойнее, но ещё пару месяцев назад от некоторых эпизодов буквально стыла кровь.
Апрель — изоляция
Карантин 2020-го точно войдёт в историю. Фильмов про изоляцию в ближайшие годы наверняка наплодят немерено. Однако сейчас с первым месяцем сидения взаперти лучше всех, пожалуй, рифмуется «Кловерфилд, 10». Главная героиня, Мишель, оказывается на карантине совершенно внезапно, после автокатастрофы. Вокруг стены бункера, а напротив сидит габаритный мужчина средних лет по имени Говард, который утверждает, будто воздух снаружи отравлен. При этом главная героиня вовсе не уверена в том, что в плену её держат ради спасения, а внешний мир постигла какая-либо катастрофа.
Фильм стоит внимания хотя бы из-за блистательной игры трёх центральных актёров — Мэри Элизабет Уинстэд, Джона Галлахера-мл. и Джона Гудмана. И поверьте, чем меньше вы знаете о картине перед просмотром, тем лучше.
Май — ещё больше изоляции
«Я — легенда» предсказал два явления — фильм «Бэтмен против Супермена» и опустевшие улицы Нью-Йорка. Правда, в мире фильма по домам сидели не сознательные граждане, а лысые CGI-вампиры. И Уилл Смит, на котором вся картина и держится. Поклонники творчества Ричарда Мэтисона уже тринадцать лет громят фильм за полное перевирание оригинального романа в пользу блокбастерности, но с одним они поспорить не могут — Смит сыграл потрясающе. Не каждый актёр сможет продержаться в кадре практически в одиночку в течение целого часа, да так, чтобы от него нельзя было глаз оторвать. А вчерашний попсовый рэпер из «Людей в чёрном» смог, чем доказал скептикам заслуженность своего успеха.
Июнь — массовые беспорядки
Громить мегаполисы по поводу и без — уже давно национальная американская забава. Не важно, с каких благих намерений всё начинается и насколько мирно настроены участники митингов и демонстраций, в процессе обязательно подтянутся любители халявы и дебоша. Склонность толпы к низменным порывам удачно препарировала франшиза «Судная ночь». В ней группа хитрых дельцов в связке с политиками и учёными предложили революционный концепт борьбы с преступностью — на одну ночь в году давать гражданам творить всё, что душе будет угодно. Можно спокойно грабить, громить, убивать. Ни полиция, ни военные, ни одна другая служба и глазом не моргнёт. Остальные 364 дня извольте соблюдать закон, но в Судную ночь отрывайтесь на здоровье. Конечно же, это приводит к ежегодным бойням, систематическому отстрелу неугодных власти людей и замазыванию самых грязных дел фальшивым патриотизмом. Это же всё ради граждан, ради их блага и свободы самовыражения. Только вот вменяемым людям даже в голову не придёт пользоваться свободой, чтобы кого-то бить и что-то ломать.
Июль — вторжение инопланетян
Ладно, от всего реального и болезненного перейдём к пессимистичным прогнозам на будущее. На носу четвёртое июля, отмечаемое американцами как День независимости, а значит, самое время ждать в небе летающие тарелки. А заодно пересмотреть одноимённый фильм Роланда Эммериха. Этого немецкого режиссёра мы вспомним ещё неоднократно, ведь он как никто другой набил руку на картинах про глобальные катастрофы. Так и «День независимости» — не столько научная фантастика (вся научность здесь умирает в муках в момент взлома инопланетного ПО с земного компьютера), сколько ода красочным разрушениям и ярким взрывам. Сцена уничтожения Лос-Анджелеса до сих пор впечатляет. Да и вообще это бесконечно пафосное, очень тупое, но исправно развлекающее кино — образцовый блокбастер 90-х и один из лучших фильмов про вторжение пришельцев.
Август — изменение климата
Но зачем нам какие-то инопланетяне, когда есть глобальное потепление. Зимой полыхали пожары, а летом уместно ждать заморозков. Не зря же нас Грета Тунберг предупреждала. А климатические изменения на экране ещё никто не изобразил зрелищнее того же Эммериха с его «Послезавтра» — ультимативным фильмом-катастрофой. Он ловко балансирует на грани между компетентным блокбастером с чётким посланием зрителю и безмозглым аттракционом — трюк, который постановщик в будущем уже и не сможет повторить. Так гигантские ураганы и ледяной шторм в «Послезавтра» соседствуют с тихой и трогательной сценой, где обречённый персонаж покинувшего нас Иэна Холма мужественно принимает свою участь в компании коллег. К тому же одного из главных героев играет Джейк Джилленхол, который даже шаблонного старшеклассника пытается сделать живым и правдоподобным.
Сентябрь — пусть будут… пауки!
Если уж пророчить беду, то большую… И восьмилапую! Так что на начало осени на всякий случай назначим восстание арахнидов и будем к нему готовиться, смотря фильм с самым подходящим названием — «Атаку пауков». Вряд ли кого-то удивит, что этот восхитительный трешак спродюсировал всё тот же Роланд Эммерих, и его рука чувствуется. «Атака пауков» — концентрированное кино нулевых. Главную роль исполняет Дэвид Аркетт — коп Дьюи из «Крика», а в роли капризной девочки-подростка можно увидеть совсем юную Скарлетт Йоханссон. Клише громоздятся одно на другом, но создателей это, кажется, совершенно не волнует, ведь они делают, чёрт побери, кино про гигантских пауков. И те просто великолепны. Арахниды в фильме, внимание, издают звуки! Рычат, визжат, хрюкают, что-то бормочут. Да и ведут себя не как порождения кошмаров арахнофоба, а как какие-нибудь туповатые гремлины. Если соскучились по глуповатым комедийным ужастикам, то наверстайте «Атаку пауков».
Октябрь — старые добрые зомби
Под Хэллоуин из могил всенепременно должны восстать покойники — иначе все те, кто в начале пандемии ждал зомби-апокалипсис, окончательно разочаруются. Фильмов на эту тему не просто много, а слишком много, но лучше старика Ромеро так никто ничего и не снял. Можно, конечно, вспомнить мясные полотна итальянца Лучио Фульчи и задорное «Возвращение живых мертвецов» Дэна О’Бэннона, но ни они, ни масса других талантливо снятых ужастиков не стали поворотной точкой в поп-культуре. А «Ночь живых мертвецов» стала. В 1968 году она лишила дара речи многих зрителей — никаких возрастных рейтингов тогда попросту не существовало. Детишки 10-ти лет, которые привыкли к бескровным ужастикам Universal, пришли на сеанс и увидели то, к чему не были готовы даже взрослые.
Ходячие трупы рвали зубами плоть, маленькая мёртвая девочка строительным мастерком рубила собственную мать, а в финале не было ни малейшего намёка на хеппи-энд. По свидетельствам очевидцев, некоторые юные зрители в зале тихонько плакали и мочились в штаны. Но не только в мясных эффектах и первом появлении привычных нам зомби революционность «Ночи». Первый фильм Ромеро до сих пор приводят в пример как образец острой сатиры, завёрнутой в простую историю. В нём считывается критика и Вьетнамской войны, и американского культа оружия, и расизма — в 68-м году всё это было актуальнее некуда. В дальнейших работах режиссёр стал действовать гораздо топорнее, а социальный комментарий частенько маячил на виду, но в «Ночи живых мертвецов» всего в меру — и мяса, и саспенса, и смысла.
Ноябрь — кара небесная
От всего научного, околонаучного и антинаучного перейдём, наконец, к библейским катаклизмам. Почему-то само «Откровение» никто до сих пор экранизировать не решился, да и у светопреставления из других религий заметных экранных воплощений нет. Видимо, причина в каком-то пиетете и страхе кого-нибудь ненароком оскорбить. Что, тем не менее, не помешало Sony десять лет назад выпустить «Легион» — ужастик про ангело-апокалипсис. Да-да, вы всё правильно поняли — главным источником всех бед в фильме становятся крылатые посланники небес. Дескать, бог окончательно разочаровался в человечестве и отправил свою армию устроить планетарный геноцид. С политикой «окончательного решения» не согласился только архангел Михаил, который вооружился парой автоматов и окопался с кучкой выживших в придорожном кафе посреди пустыни. Ну а дальше фильм превращается в типичный осадный хоррор по типу «От заката до рассвета» или «Мглы», и оригинальная завязка нивелируется под грузом штампов. Так ангелы, не придумав ничего лучше, вселяются в тела людей и превращают их в тех же зомби, только очень уж ловких.
Несмотря на скромную кассу, трешовый «Легион» каким-то чудом получил продолжение в виде не менее трешового сериала «Доминион». Правда, его достоинства тоже ограничиваются лишь оригинальным сеттингом около библейского постапокалипсиса.
Декабрь — всё и сразу
Ну а закончим относительно свежей новостной уткой о том, что, дескать, приснопамятный календарь майя истолковали неправильно, и на самом деле конец времён назначен как раз на этот год. А значит, быстро устаревший фильм Эммериха «2012» снова актуален.
Что за картина, чёрт побери, что за картина! Кажется, немец так отчаянно хотел уделать самого себя, что окончательно позабыл про чувство меры. В «Послезавтра» режиссёр разрушил половину мира — в «2012» мир схлопнется целиком. В «Послезавтра» были ураганы, цунами и оледенение — в «2012» будет… Всё! Вообще всё! Калифорния откалывается от материка и уходит под воду, Невада превращается в огненный ад, Эверест накрывает колоссальная волна. Кажется, если бы где-нибудь в середине фильма из морской пучины вынырнул Годзилла, никто бы не удивился. Переживает всё это, конечно же, не талантливый учёный, который всё предсказал, и не храбрый военный, мастер своего дела, а писатель-неудачник, главный талант которого состоит в неиссякаемом запасе везения. Впрочем, всерьёз критиковать сценарий «2012» — всё равно, что играть в вышибалы со Стивеном Хокингом. Это максимально безмозглое, чрезмерное, но зрелищное кино. Так красиво мир и впрямь ещё не разносили.
Разумеется, на самом деле мы надеемся, что оставшиеся полгода пройдут спокойно, скучно и безопасно. Ну а если мир и впрямь захочет схлопнуться, у вас, по крайней мере, будет подборка достойных внимания фильмов для марафона по случаю армагеддона.