Как бесплатная Helltaker стала культовой сенсацией?
Steam часто бранят за лёгкость доступа. На площадке ни дня не проходит без релиза игр, которые по заслугам можно назвать поделками — без оригинальных идей и даже ассетов. Но было бы несправедливо из-за этого обзывать весь магазин «помойкой». Он скорее отстойник: из бурного серого потока на поверхность то и дело всплывают настоящие жемчужины.
Мы помним, как на наших глазах бесплатная визуальная новелла Doki Doki Literature Club! завоевала умы и сердца. А теперь её успех повторяет столь же бесплатная головоломка Helltaker. О ней и пойдёт речь. О ней и её создателе, польском художнике Лукаше Пискоже, больше известном как VanRipper.
Долгая дорога в ад
Двенадцать лет назад на DeviantArt появилась страница никому не известного начинающего художника под ником VanRipper. Ничего особо выдающегося новичок не выкладывал, так что ему время от времени дежурно желали успехов на ниве иллюстраций и анимации. Но он не сдавался.
Один из ранних эскизов VanRipper: ничего особенного, но фирменный стиль уже начинает угадываться
Впервые Лукаш Пискож испытал свои силы в игровой индустрии в 2015 году. Польский независимый разработчик Томаш Вацлавек и Devolver Digital выпустили в Steam пошаговый стелс-боевик Ronin, где использованы дизайн и анимации VanRipper. Игра явно получилась сырой, но её оценили положительно, так что Вацлавек тоже решил трудиться дальше.
Два года спустя, в 2017-м, геймдизайнер выпустил свою следующую игру, в этот раз изданную самостоятельно под брендом teedoubleuGAMES. Хардкорный ролевой боевик Immortal Planet собрал ещё больше положительных отзывов. Стиль Пискожа в нём прослеживается вполне ярко: утрированное смещение пропорций, упор на простые формы и скудный набор цветов, агрессивный контур, из-за которого фигуры порой выглядят как мозаика.
Скриншоты и авторские эскизы Ronin и Immortal Planet
В 2018 году VanRipper взялся за «нечто новое»: собственный мультсериал Daystone, главной героиней которого стала Котя. Самоуверенная кошка, которая ввязывается в самые разные приключения ради спасения мира и победы добра над злом. Для работы над мультиком художник прибег к помощи Patreon: он делился с подписчиками артами и проводил прямые трансляции, где показывал процесс работы над эскизами.
Поддержка публики не только помогла выпустить три эпизода Daystone: с её помощью Лукаш Пискож создал первую собственную игру.
Сам себя Пискож изобразил в окружении учебников по C# и Unity, а также «подарков» из России
Демоны, скелеты и блинчики
Для тех, кто настроен категорически против любых спойлеров: Helltaker совершенно бесплатна, и пройти её можно за полчаса; тем более что большинство уровней, кроме сражения с финальным боссом, разрешают пропустить. Ознакомиться с ней лично в любом случае стоит, потому что игра действительно хороша.
В сделанных Лукашем артах Persona 5 легко увидеть характерные приёмы, которые делают его демониц такими очаровательными. Но нельзя не вспомнить и о другом… Ключевое слово — pancakes
Основа Helltaker — это головоломки в духе «сокобана». Главный герой, Покоритель ада, или, как его иногда называют, Адбиратель, просыпается со странной идеей: он хочет собрать гарем из девочек-демонов. Искать их, разумеется, логичнее всего в аду, куда он и отправляется. В преисподней всего девять уровней, и все они устроены одинаково. Между Адбирателем и очередной демоницей — скалы, скелеты и коварные ловушки. На то, чтобы добраться до девушки, отведено определённое количество ходов: не уложились — смерть. На некоторых этапах скрыты секреты и обрывки пергамента, а в паре случаев даже выдают «ачивку» за особые действия.
Лучший из сюрпризов: в роли трёхголового Цербера здесь выступают очаровательные тройняшки
Поскольку головоломки можно спокойно игнорировать, соль игры VanRipper видит в самих дьяволицах, встреча с которыми ждёт в конце уровня: каждая из девушек получилась с характером, хотя им отведено всего несколько реплик. В ходе диалога тоже запросто можно умереть, выбрав неподходящий вариант ответа, — понять, какой из них правильный, можно лишь благодаря интуиции.
Своего героя Лукаш «срисовывал» с Ларри Лаффера, героя Leisure Suit Larry. И характерный полиэстеровый костюм хорошо виден на отличном фанарте Khajiit_123
А после того, как в гарем попадает демоница с девятого уровня, начинается самое интересное. Правосудие, высший прокурор ада, не даёт Адбирателю уйти со своей добычей, и нам приходится вступать в бой. Причём это сражение, основанное на чувстве ритма и абсолютной реакции, способно лишить тонны нервных клеток.
Тех, кто настроился на эротические игры с очаровательными демоническими красотками, в финале ждёт ещё один сюрприз. Никакой пошлости: Адбиратель просто угощает девушек блинчиками, и те их с наслаждением лопают. Для самых пытливых есть ещё и секретная концовка: код к ней появляется в меню, если собрать все три пергамента на уровнях. Не будем спойлерить — просто скажем, что в ней участвует Вельзевул.
Всё хорошо, что хорошо кончается: Адбиратель, его гарем, блинчики и полиция за дверью
Сладко и питательно
Helltaker вышла в Steam 11 мая и очень быстро выбилась в топ самых популярных проектов. Как водится, значительную роль в этом сыграли стримеры: игра словно нарочно создана для прямых трансляций. Проходится она за одну сессию, но внезапные перемены геймплея и сложная битва с боссом дарят много эмоций.
Любая промашка в Helltaker карается смертью, но это не страшно, ведь всегда можно попробовать ещё раз
Следом за стримерами на сцену вышли мастера фанарта. Идея представить жутких и могущественных демонов в виде опасных, но невероятно милых девчушек, оказалась по-настоящему свежей и многообещающей. И художники всех стран мира охотно включились в рисование собственных версий Азазель, Люцифера, Цербера, Здрады и прочих обитательниц гарема. Эта тема оказалась благодатной и потому, что каждой демонице автор придумал собственную «фишку» наподобие любви к кофе или пошаговым стратегиям.
Лукаш Пискож выпустил свою игру на английском, но сделал простой и удобный инструмент для локализаторов. В результате в мастерской Steam можно отыскать более десятка только русских вариантов перевода, так что модостроители тоже не чувствуют себя обделёнными.
Если игра хорошо продаётся — она популярна, но если по ней делают мемы — это уже попахивает культовым статусом
Что с этого перепадает самому автору? Мы уже, кажется, упоминали, что Helltaker — бесплатная игра. Но те, кто хотят поддержать создателя, могут купить за 260 рублей дополнение. В него входит артбук с множеством эскизов, заметки художника (« по большей части всякая ерунда ») и знаковый для поклонников рецепт тех самых блинчиков, которые с таким удовольствием поедают демонические девушки!
Авторский рецепт демонически вкусных блинчиков быстро оказался в сети, но на продажу бонусов это никак не повлияло
Никто не заставляет покупать платный набор Helltaker. Более того, доступ к артбуку разблокируется в результате прохождения. Тем не менее выразить свою благодарность виртуальным «цветочком» решились очень многие. И благодаря этому Пискож даже собирается закрыть свой Patreon: он чувствует, что неправильно принимать деньги, когда все свои проекты он теперь может финансировать самостоятельно.
Рецепт блинчиков из Helltaker отлично продаётся в Steam. Если всё пойдет хорошо, я скоро испробую модель «заплати сколько хочешь» на itch.io. И я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Я скоро достигну того положения дел, при котором смогу рисовать весь день, не беспокоясь о деньгах, нанять помощников, и при этом выпускать всё бесплатно, без всяких ограничений. К моей нынешней ситуации подходит выражение «Пора покупать частный вертолет!».
Косплееры никогда не берутся за непопулярные образы, даже если костюм не особо сложен
Неизвестно, что ещё придумает VanRipper и чем удивит собравшуюся армию поклонников. Теперь, когда у него достаточно денег, он вполне может основать студию и анонсировать нечто амбициозное. Или же через годик-другой вдруг неожиданно объявит: « Привет, я выпустил бесплатную игру, она короткая и глупая, но я буду рад, если вы её пройдёте! ».