Мы поиграли в Assassin’s Creed Valhalla. Один шаг вперёд, два назад
Мне нравится старая Assassin’s Creed. Brotherhood я в своё время затёр до дыр, а Black Flag увлекла часов на пятьдесят; ещё помню, как давным-давно искал знакомых с компьютером помощнее, чтобы без лагов поиграть в самую первую часть. Но чем ближе к Odyssey, тем меньше интереса вызывали новые выпуски франшизы. В самой Древней Греции я и вовсе продержался меньше часа: она просто ничем не зацепила. Вот совсем. Настолько, что желания остаться и посмотреть, как игра раскроется, не было и в помине.
Поэтому на презентацию Assassin’s Creed Valhalla я шёл с недобрым предчувствием. Но, как ни странно, зря: после двух часов игры мне как минимум интересно взглянуть, что у Ubisoft получится на релизе. Значит, в этот раз студия сделала всё правильно и грамотно поработала над ошибками?
Увы, нет. Но попытка достойная.
Мы викинги, с нами Один
Подробности сюжета всё ещё держат в тайне, но в отрезке, который я прошёл, он примерно такой: IX (девятый) век нашей эры, датские викинги вовсю осваивают земли англосаксов. Главный герой Valhalla, Эйвор, и его клан Ворона обосновались в Восточной Англии. Чтобы обеспечить мир в регионе и заручиться поддержкой англичан, Эйвор решил посадить на трон королевства нового правителя — но, как обычно, всё пошло наперекосяк. Клан викингов-отступников похитил будущего короля и укрепился в замке неподалёку от побережья. Поэтому прорубать путь к светлому будущему придётся по старинке: с помощью топоров, стрел и таранов.
Короче говоря, если вы ждали от игры более-менее «настоящих» жестоких северян, разочарую сразу: вы вряд ли их здесь найдёте. Эйвор — из «хороших» викингов; грабежи, работорговля и культ насилия — это про «плохих». С одной стороны, это неудивительно, а с другой — всё равно немного досадно. Досадно, что Ubisoft в очередной раз не хочет испытывать свою аудиторию на прочность и сглаживает самые неудобные аспекты реальной истории. В любом другом сеттинге это бросалось бы в глаза не так сильно, но здесь… Заметно ведь, что студия серьёзно вдохновляется сериалом «Викинги» — к работе над игрой даже привлекли композитора шоу. Рагнар Лодброк и его товарищи, мягко говоря, не были святыми, но им всё равно хотелось сопереживать: противоречивые поступки и уклад быта делали историю только интереснее. А вот сценаристы Valhalla, судя по всему, предпочли лишний раз не рисковать.
В демо внешность Эйвора нельзя было настроить, но мелких деталей и так хватает. Чёрная тушь, татуировка на выбритой голове, заплетённая борода — всё работает на образ
Тем не менее, тон и эстетика игры теперь куда более мрачные: разработчики ушли в прямо противоположную сторону от залитой солнцем и вечнозелёной Греции. Восточная Англия разодрана войной, кругом грязь и разруха; облезлые, пожелтевшие леса перемежаются мелкими речушками и болотами. Депрессивные, но по-своему прекрасные пейзажи вызывают стойкие ассоциации с Веленом из третьего «Ведьмака». Но, если что, строго положительные. Если художники и метили (намеренно или подсознательно) в эту параллель, то ругать их не за что: окружение смотрится замечательно.
На фоне всего этого мрака ярче всего выделяется сам Эйвор. И здесь речь уже не о визуальном дизайне (с этим у серии никогда не было проблем), а о самом персонаже — по крайней мере, о его мужской версии. Обе ипостаси главного героя Odyssey слишком заносчивы: сценаристы как будто перестарались, создавая образ по-голливудски «лихого» авантюриста с острым языком. Зато в первых двух часах «Вальгаллы» такого, во-первых, меньше; а во-вторых, это попросту смотрится уместнее. Эйвор производит впечатление человека рассудительного, но способного на импульсивные поступки. В конце концов, лидеру целого клана викингов надо поддерживать имидж бесстрашного, находчивого воина. На это даже отвели отдельную механику — эдакие «рэп-баттлы», где нужно в рифму отвечать на стихотворные оскорбления оппонента.
Тот самый «флайтинг» смотрится забавно, но я всё равно ожидал чего-то большего. Уж слишком легко подбираются рифмы
Датские души
Что касается геймплея, то, по ощущениям, Valhalla идёт по тому же курсу, что и Odyssey. Тут тоже надо постоянно обновлять экипировку, а сложность привязана к уровню персонажа. Остались и раскидистые деревья навыков, и «элитные» противники, и прочие мелкие RPG-элементы. О том, что это всё ещё Assassin’s Creed, напоминает только скрытый клинок на запястье Эйвора. Да и тот смотрится немного странно в комплекте с топорами, которые висят у него на поясе.
Прокачку теперь разделили на активные способности и созвездие пассивных навыков прямиком из Path of Exile. Зачем? Ну, сейчас кажется, что просто «потому что»
Но, справедливости ради, назвать игру простым переносом Odyssey в другой сеттинг тоже нельзя. Открытый мир в основном функционирует по-старому, однако студия постаралась сделать его чуточку более живым. Например, во время прогулки по Нортвику — крупнейшему из поселений, что были в демке, — я наткнулся на мальчишку, у которого прямо из рук выпрыгнул домашний кот. Разумеется, могучий вождь клана Ворона не может пройти мимо такой беды — поэтому я бросился в погоню и успешно вернул питомца. А заодно рассказал ребёнку, что коты издревле ценятся у моряков как главные охотники на корабельных крыс. Ситуация смешная, но игра и сама подчёркивает, что это просто забавный случай — один из многих. Не было никаких уведомлений о квесте и никакой награды в конце: эта деталь просто создаёт настроение и поддерживает иллюзию жизни.
Возможность плавать на корабле тоже осталась: у Эйвора, как и подобает любому уважающему себя рейдеру, есть собственный драккар с командой. Протрубите в рог у берега любой достаточно крупной реки (а не только в порту, как в Odyssey) — и он появится как по волшебству. Правда, зачем он вообще нужен — это уже совсем другой вопрос. Викинги действительно сплавлялись по рекам, но непонятно, какую роль корабль будет играть в геймплее — кроме путешествий в те края, куда слишком долго ехать на лошади. В бою, а точнее, в постановочной катсцене перед боем, он засветился лишь один раз.
Да, я тоже думал, что если направить корабль под низкий мост, то он либо не пролезет, либо моделька утонет в текстурах. Но нет: матросы оперативно сложили мачту, а потом вновь её подняли. Н — некстген
Вообще, самые значительные изменения в Valhalla затрагивают как раз боевую систему: здесь Ubisoft внезапно свернула в степь Dark Souls. У Эйвора теперь есть выносливость, которая тратится на блоки и увороты, а поправить здоровье в бою можно лечебными пайками. Причём они не восстанавливаются сами по себе: герой ведь лечится не бездонной флягой с зельем, а просто едой. И пополнять припасы нужно лично — в демке, например, надо было собирать съедобные ягоды и грибы.
Акцент на менеджмент ресурсов в рамках Assassin’s Creed смотрится необычно. Ограниченный запас выносливости не даёт бесконечно танцевать вокруг противников или сидеть в блоке — рано или поздно придётся парировать. Теперь есть смысл действительно подбирать снаряжение под свой стиль игры: Эйвор держит по оружию в каждой руке, причём руки можно в любой момент сменить. Щитом в левой руке можно блокировать атаки, а в правой — бить, чтобы оглушить противника. С парными топориками можно закончить комбо серией быстрых ударов, а с двуручным клинком — закрутить толпу врагов в вихре. Особые способности тоже смотрятся классно: у Эйвора остался «спартанский» пинок, но возможность протаранить врага на бегу, как у рейдера из For Honor, выглядит ещё круче.
Вообще, у героя довольно много возможностей и вне боя. В любой момент можно зажечь факел, накинуть на голову капюшон, чтобы слиться с толпой в городах, и… Рыбалка. Как же мы раньше без неё жили
И вроде хочется сказать, что всё работает как надо. Новые опции и нюансы и правда вписываются в игру: что с точки зрения сеттинга, что с точки зрения механик. Если сильно прищуриться, то боевую систему Valhalla технически можно даже приравнять к soulslike, но… на порядок ниже. Сражения в демоверсии напоминают не классику FromSoftware, а скорее кого-то из её подражателей — например, Lords of the Fallen. Формально все составляющие на месте, но ощущения совсем не те.
Прежде всего, вес атак совсем не чувствуется — как у самого Эйвора, так и у противников. Все схватки проходят будто бы на низкой орбите, где специально для вас ненадолго отключили гравитацию. Кому-то это может показаться мелочью, но отдача от ударов крайне важна: она не только доставляет эстетическое удовольствие, но и помогает войти в ритм. Сейчас же у сражений в Valhalla совсем нет темпа и плавности. Ubisoft обещала, что нас ждёт некий реализм и что игрок будет чувствовать каждый удар, но тут студия явно слукавила. Анимации добиваний с расчленёнкой сочные, спору нет — но от хорошей боёвки ждут не только красивостей.
Занятно, что во время осад нужно лично пробивать вражеские укрепления тараном, но в остальном крупные схватки не радуют постановкой. Слишком они хаотичные и бестолковые
Гораздо хуже то, что принципы soulslike лучше всего работают в дуэлях — а Valhalla, напротив, настаивает на массовых побоищах. Пока вы методично разбираетесь с одним врагом, под ногами всегда путается ещё несколько, и сил они не жалеют: пропустите две-три атаки — и всё. Без автоматической регенерации здоровья бои то и дело приходится ставить на паузу, чтобы побегать по полю битвы в поисках целебных грибов. В итоге масштабные рейды и штурмы крепостей, которые студия продвигает как одну из основных фишек игры, порой превращаются в абсурдную комедию. Вы с дюжиной солдат пробиваете ворота замка тараном, защитники отстреливаются, сбрасывают на ваши головы камни и льют кипящее масло… Подождите, ребят, надо сходить за грибами.
После демоверсии остаётся впечатление, что разработчики не совсем понимают, что типичная для soulslike боёвка опирается на множество нюансов. Например, на левелдизайн и реальную угрозу потерять нечто ценное в случае провала. Но ААА-блокбастер, тем более уровня Valhalla, не может позволить себе даже намёка на хардкор. Это не обвинение в казуальности. Просто сейчас всё выглядит так, будто студия хотела создать лишь видимость новизны, ничего толком не меняя в геймплее. Есть выносливость, нет её — играется оно плюс-минус так же, как и раньше.
Даже как-то неловко, что лучший образец геймдизайна в демоверсии — это опциональная мини-игра «кто кого перепьёт» в конце одного из заданий. Я даже не шучу: она действительно замечательная. Нужно ритмично давить на кнопку, чтобы глотать эль из рога в такт крикам толпы, которые постепенно ускоряются. А на втором роге нужно ещё и следить, чтоб Эйвора не шатало — иначе всё прольётся. Тут есть и вызов игроку, и кривая сложности, и навык…
В общем, всё то, чего Valhalla пока не хватает.