28 июля 2020Спец
Обновлено 17.05.2023

15 лучших изометрических RPG. Пока не вышла Baldur’s Gate III

15 лучших изометрических RPG. Пока не вышла Baldur’s Gate III - изображение обложка

Бельгийцы из Larian Studios готовят продолжение одной из самых культовых игровых серий прошлого: Baldur’s Gate. Выйти Baldur’s Gate III должна в августе — если, как водится, ничего не случится, а релиз не сдвинут на осень, зиму или вовсе 2021 год.

Но пока мы все гадаем, на что будет больше похожа новая работа Larian — на Baldur’s Gate или Divinity , — предлагаем не терять время зря. Мы собрали полтора десятка лучших изометрических ролевых игр, которые стоит вспомнить в ожидании грядущего релиза. Или же наконец познакомиться с ними, если они почему-то раньше не попадали в ваше поле зрения!

Игры в списке расставлены в произвольном порядке, и их положение никак не отражает уровень их достоинств или ценность для истории.

Icewind Dale II

Первая Icewind Dale была хороша, но вторая оказалась попросту отличной. Icewind Dale II отринула дурное влияние Diablo и стала по-настоящему ролевой игрой, в которой разговорными навыками можно добиться не меньше, чем ожесточённой рубкой врагов. А для сражений требуется не только кликать мышью, но и тактически мыслить, выбирая позицию, перестраивая партию и время от времени ставя игру на паузу, чтобы раздать очередную порцию распоряжений.

На фоне своих тогдашних предшественниц Icewind Dale II выделялась и ещё одним аспектом: набором рас. Расы тут по-настоящему разные: эльфы отличаются от людей не только формой ушей, да и подклассы эльфов между собой не спутаешь.

Увы, обновлённую версию Icewind Dale II мы вряд ли когда-нибудь увидим: Beamdog хотела взяться за это, но нигде не смогла обнаружить исходный код. Но даже без этого на GOG можно отыскать Icewind Dale 2 Complete.

Pathfinder: Kingmaker

Между хорошей игрой и великолепной простирается очень узкая, почти неприметная граница. И Pathfinder: Kingmaker, к сожалению, не удалось её пересечь. Дело не только в багах и технических проблемах, которые запороли премьеру, и не в навязчивом менеджменте, и не в слабом балансе… Создателям проекта не удалось поймать некий проблеск гениальности, искру, которая бы осветила Украденные земли и сделала их местом, обязательным для посещения.

Тем не менее, игра вышла как минимум достойной внимания. Хотя бы потому, что работал над ней легендарный сценарист Крис Авеллон — и всё, за что он отвечал лично, как всегда, сделано на высшем уровне. Музыку написал не менее легендарный Инон Зур. А выпустила игру российская компания Owlcat Games , работники которой некогда трудились над « Аллодами онлайн », «Демиургами» , « Проклятыми землями » и Heroes of Might and Magic V.

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Обычно поклонники изометрических ролёвок гордятся тем, что внешность для них — не главное. Однако случай с **Arcanum**показал, что у всего есть свои пределы: игра выглядела архаично уже на момент своего релиза в 2001 году, а за прошедшие годы ничуть не помолодела. К тому же у неё есть ряд прочих проблем, из-за которых она редко попадает в современные списки жемчужин жанра.

Тем не менее, творению усопшей студии Troika Games забвение всё ещё не грозит — и в первую очередь благодаря мастерскому сочетанию стимпанковых технологий и магии. А также максимальной свободе, упору на исследование и общение, разветвлённому сюжету, логичному миру и убедительной атмосфере. Так что для тех, кто готов смириться с визуальной корявостью, Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura была и остаётся шедевром. И одним из главных кандидатов на современное переиздание — если кто-то вдруг решится его сделать.

Wasteland 2

В 2012 году геймеров ждал целый ряд открытий и новых слов. Благодаря Тиму Шейферу и Брайану Фарго мы узнали о существовании Kickstarter , а в результате получили Broken Age и Wasteland 2. Для всей игровой индустрии началась новая эра — эра народного финансирования. А преданные поклонники Fallout узнали (или вспомнили), с чего она начиналась: с древней пиксельной Wasteland. Не так давно её обновили, но она так и осталась историческим артефактом, так что лучше поговорим о её сиквеле.

Нельзя сказать, что Wasteland 2 превзошла лучшие части Fallout, но к этому она и не стремилась. Да, действие серии Wasteland тоже происходит в Пустошах, но игра совсем о другом. Это отрядная изометрия с тактическими сражениями, но степень свободы, вариантов, возможностей и путей в ней ничуть не меньше, чем в похождениях Выходца из Убежища.

inXile уже готовит к релизу Wasteland 3 , которая использует всё лучшее, что было в «двойке». И это ещё один повод вспомнить о приключениях пустынных рейнджеров под предводительством харизматичного полковника Варгаса, чертовски похожего на заросшего Брайана Фарго.

Planescape: Torment

Пока прочие всеми силами пытаются выжить, Безымянный ищет способ умереть. Студия Black Isle перевернула наизнанку привычный ролевикам мир, сделав из него сюрреалистический философский аттракцион, и нарушила десяток основополагающих правил создания RPG. В результате у неё получился не только культовый шедевр, но и, по мнению многих, лучшая игра в истории — Planescape: Torment.

В Planescape: Torment можно сражаться, но обязательных к убийству врагов можно пересчитать по пальцам одной руки, и финальный босс, что характерно, к ним не относится. Основной упор в проекте сделан на другое, и ключевые слова здесь — Крис Авеллон и шесть мегабайтов текста. Терпеливых игроков ждёт сумасшедший объём диалогов, записей, описаний и рассуждений, ведь едва ли не каждый из встреченных персонажей таит в себе целую вселенную. И всё это для того, чтобы каждый нашёл собственные ответы на вопросы: что есть человек? Что может изменить человека — и может ли вообще?

Torment: Tides of Numenera

Через 14 лет после выхода оригинальной Planescape: Torment студия Брайана Фарго inXile Entertainment объявила, что берётся за продолжение. Вернее, за создание идейной наследницы, ведь права на Planescape раздобыть не удалось, так что пришлось воспользоваться недавно созданным миром Нуменера. Но было и ещё одно важное отличие: Авеллона к разработке не привлекли.

Результат, как ни печально, получился ожидаемым. На то, чтобы превзойти культовый оригинал, Torment: Tides of Numenera особо и не претендовала. Но и даже приблизиться вплотную ей, к сожалению, не удалось. И на главный вопрос — «Чего стоит человеческая жизнь?» — весьма трудно ответить, ведь местные персонажи оказались как на подбор проходными и не запоминающимися. Картину дополнили слабая боёвка, вырезанный контент, сюжетные странности и отсутствие неких основополагающих принципов — основных законов мира, чёткой взаимосвязи между его элементами.

Тем не менее Torment: Tides of Numenera стоит того, чтобы её пройти. Это яркий живой аттракцион с морем неплохих текстов, экзистенциальных рассуждений и сюрпризов. И прекрасными побочными квестами!

Neverwinter Nights II

Студия Obsidian начала свою историю с сиквела, сделав Star Wars: Knights of the Old Republic 2: Sith Lords. И продолжила её сиквелами, выпустив Neverwinter Nights II, а затем ещё и Fallout: New Vegas и Dungeon Siege III. Разработчики признавались. что им интересно «поиграть» с чужой вселенной, изучить её, улучшить и расширить.

Не то чтобы оригинальная Neverwinter Nights была недостаточно хороша: продолжение сохранило её оригинальность и реиграбельность. Но вдобавок «двойка» оказалась намного проще для освоения, изобиловала возможностями и дарила знакомство с яркими и запоминающимися персонажами. Вдобавок игра в определённый момент отдавала в наше полное распоряжение целую настоящую крепость!

Да, графика у неё заметно устарела, хотя на момент релиза и в сравнении с первой частью поражала и потрясала. Но о скромной графике очень легко забыть, едва начинаешь вникать в сюжет. Кстати, чем у вас закончился судебный процесс?

Pillars of Eternity 2

Pillars of Eternity 2: Deadfire едва не ввергла своих создателей из Obsidian обратно в пучину финансовых проблем, из которых им в своё время удалось выбраться с помощью Kickstarter-кампании первой части, Pillars of Eternity. Продажи сиквела оказались провальными: по косвенным оценкам, разошлось немногим более сотни тысяч копий при тираже оригинала в полтора миллиона. И это просто нечем оправдать, ведь продолжение вышло заметно более глубоким, красивым и разнообразным.

Обе части Pillars of Eternity впечатляют ещё и тем, что их создатели ревностно придерживаются канонов классических изометрических ролёвок. И это делает их довольно сложными в освоении для новичков — но одновременно даёт опытным бойцам неповторимые впечатления. Мир Pillars of Eternity 2 поражает глубиной проработки и обилием деталей: морская часть вышла не менее захватывающей, чем крепость в оригинале, у спутников наконец появились характеры и личная жизнь. Сюжет тоже сделал огромный шаг вперёд, а для любителей историй выпустили ещё три крупных дополнения.

Tyranny

Ещё одна работа знаменитой Obsidian, Tyranny, немного затерялась в тени мощных и крупных «соседок». Она действительно больше походит на внеклассный эксперимент: относительно короткая, с тесными локациями, урезанной до четырёх персонажей группой, без классов и энергии, практически без побочных занятий. Однако это важный эксперимент, и, что самое главное, он удался.

Можно забыть о привычных героических деяниях: в мире игры зло победило, и мы — его глашатай и апостол. Решения, которые нам придётся принимать, варьируются между разными градациями большего зла. Что бы мы ни делали, тёмные силы победить нельзя — от них можно разве что откусывать по крохе, надеясь, что рано или поздно они хоть чуток ослабнут.

Зато те, кто скучает по роли «плохого парня», могут здесь развернуться на полную катушку, отдавшись пьянящему ощущению власти — как своей собственной, так и мощной силы, которую мы представляем. Плетём интриги, втираемся в доверие, судим и осуждаем, выносим приговоры, стираем с лица земли, глумимся над идеалами, заключаем союзы и предаём соратников. Tyranny предоставляет широкие возможности по отыгрышу по-настоящему злого персонажа, который не получает за свои решения пинков и зуботычин от «правильных» героев и самой ролевой системы.

Shadowrun: Dragonfall

Рассказ о Shadowrun: Dragonfall стоит начать с захватывающей и противоречивой Shadowrun Returns , которая вышла яркой и свежей, но при этом досадно линейной и даже прямо линейной. Но потом к ней выпустили дополнение Dragonfall, и всё изменилось.

Нет, сюжетные рельсы никуда не делись, но теперь их аккуратно припорошили возможностью выбирать, что и когда делать. Напарники обзавелись личностями, характером, историями и даже собственными квестами. А в бои и вовсе позволили не ввязываться, добавив возможность решать проблемы мирным путём. В общем, всё вышло настолько хорошо, что Shadowrun: Dragonfall вначале выпустили как самостоятельное дополнение, а потом еще и перевыпустили как Director’s Cut.

Любителей киберпанкового будущего в игре ждёт всё, чего можно пожелать: мир, где причудливо переплелись магия и технологии, локации, которые интересно исследовать, персонажи, которые вовсе не обязательно будут к вам хорошо относиться, миссии с несколькими вариантами прохождения. А ещё в ней можно плюнуть на задания и отправиться в кафе, посидеть на местных форумах, поболтать с NPC или поиграть с собакой.

Divinity: Original Sin II

Divinity: Original Sin прогремела на весь мир, собрала впечатляющий урожай восторгов и похвал, завоевала расположение как ветеранов жанра, так и полных новичков, а потом ещё и обзавелась улучшенным переизданием. Так что Divinity: Original Sin II ждали, но с опаской: можно ли превзойти то, что и так совершенно? Оказалось, ещё как.

Larian сумела сделать приключение, поражающее своими масштабами и продолжительностью, но при этом цельное и способное удивлять даже через сотню часов. На игрока обрушивают тонны текстов и историй, его сбивают с ног обилием тактических возможностей, швыряют сверху безумное внимание к каждой детали, а потом добивают чёткими последствиями каждого действия и решения.

Впрочем, при более близком рассмотрении оказывается, что боевая система несколько странная, сюжет банален, ремёсла бесполезны, спутники звёзд с неба не хватают, юмор не особо интеллектуальный, а диалогов и вовсе как таковых нет. Но что все эти недостатки в сравнении с возможностью провести с друзьями настоящую ролевую партию?

Dragon Age: Origins

Dragon Age: Origins прочили место достойной продолжательницы дела Baldur’s Gate. И в чём-то она оправдала ожидания. Игра вышла насквозь традиционной: с отрядом напарников, чью верность следовало вначале заслужить, с тактической паузой, с множеством вариантов развития сюжета и соответствующими концовками. Но при этом ощущалась она по-настоящему свежей, хотя бы потому, что BioWare не стала брать ни один из классических сеттингов и придумала новую вселенную для своих героев.

Именно героев, ведь свой путь к спасению мира мы начинали задолго до настоящей завязки. Шесть возможных предысторий рассказывали нам о том, как нашему альтер-эго жилось до встречи с Серыми стражами. И истории эти преимущественно весьма мрачные, вдобавок их последствия проявляются вплоть до самого финала.

Создатели насытили игру прекрасной музыкой и удачными кинематографическими вставками, умудрились сделать зрелищными привычные изометрические бои и путешествия, рассказали неординарные взрослые истории, сумели ввести в боёвку уместную синергию заклинаний и создали напарника, поведение которого меняется в зависимости от уровня дружбы с героем.

Лишь одно не удалось Bioware: развить успех. Dragon Age 2 разбилась об уныние однообразных локаций и общее сокращение всего, начиная с веток диалогов и заканчивая разновидностями врагов. « Инквизиции » удалось это частично отыграть, вдобавок она сделала шаг вперёд по части графики и стиля, но всё удовольствие испортили ММО-элементы. Но кто знает, вдруг к 2022 году мы и вправду увидим Dragon Age 4?

Disco Elysium

But now you are alone. None of this matters at all.

Нелепый спившийся детектив, одетый в нелепые драные шмотки и волочащий за собой нелепую торбу с пустыми бутылками, собирается петь в караоке, что само по себе верх нелепости. И если он провалит проверку, его лимбическая система выдаст нелепое козлиное блеянье. Но если кубики лягут как должно, древний мозг рептилии споёт мрачную и меланхолическую песню о маленькой церквушке в Сен-Санс. И она проберёт до костей невыносимой тоской об утерянных возможностях, улетевших мгновениях и утраченных надеждах.

Собственно, в этом вся Disco Elysium: потерявший пистолет, документы, машину и собственную память полицейский сражается со всем миром, пытаясь не то спасти его, не то спасти себя, не то послать всё к чёрту и от души сплясать напоследок. Эта тяжесть бытия ощущается почти физически, но в то же время город Ревашоль настолько уютный и насыщенный жизнью, что с ним трудно расстаться, а уж забыть совершенно невозможно. Как и его обитателей, в беседах с которыми мы проводим многие часы… Собственно, именно этим мы в основном и занимаемся, ведь в игре вообще нет боевой системы!

Для многих Disco Elysium стала главной игрой 2019 года — не в ролевом жанре, а в абсолюте. И со временем её уникальность наверняка оценит ещё больше игроков — когда наконец появится русский перевод.

Fallout 2

Поначалу студия Black Isle намеревалась сделать продолжение Wasteland, но потом что-то пошло не так. Новая игра позаимствовала мрачный постапокалиптический мир, полную свободу действий и значимость принятых решений… но вместо отряда рейнджеров в путь по Пустошам отправился ничем не примечательный герой, которому поручили во что бы то ни стало отыскать водяной чип.

Так уж вышло, что не Wasteland, а именно Fallout до сих пор считается родоначальницей всего игрового постапокалипсиса. Именно на неё равнялись и равняются творцы умирающих миров.

К Fallout выпустили целый ряд продолжений, каждое с собственным сюжетом: Fallout 3 , Fallout 4 , New Vegas , Fallout 76 , наконец. Но самой знаменитой из них стала и остаётся культовая Fallout 2 — именно с ней сравнивают все новые попытки рассказать о жизни человечества после ядерного Армагеддона. И практически всегда сравнение выходит не в пользу последователей.

Baldur’s Gate

Baldur’s Gate 2 общепризнанно считается культовым эталоном, мерилом жанра и бесспорным шедевром. Однако история изометрических RPG началась чуть раньше, с Baldur’s Gate. Игра, для которой аккуратно адаптировали популярные правила AD&D, обладала всеми достоинствами настолок, но при этом не требовала от новичков вникать в тонкости системы.

Но не об этом речь. Baldur’s Gate — это игра, в которой мы сразу, с первых минут попадаем в настоящее приключение. Это игра, где каждую локацию интересно — и полезно — обшаривать до сантиметра. Ведь благодаря этому, например, на одном из первых уровней можно отыскать тайник с мощным и полезным колечком. А ещё нарваться на сильных противников в самых неожиданных местах: к примеру, вон там, на болотах, бродит сам Дриззт До’Урден — его можно попытаться обворовать, а можно даже вступить в открытый бой. Да, вы наверняка умрёте, но если вдруг нет — наградой станут мощнейшие мечи! А ещё именно здесь мы знакомимся с Минском и его миниатюрным гигантским космическим хомяком Бу.

Да, официальные правила накладывают на игроков серьёзные ограничения: прежде всего страдает возможность следовать по пути зла. И из-за этого тем, кто хочет оставить в группе мощного и злого мага Эдвина, придётся идти на уловки и тщательно следить за словами.

Продолжение знаменитой Baldur’s Gate под названием Baldur’s Gate III: The Black Hound анонсировали ещё в 2002 году, и она должна была дать старт новой трилогии. Однако судьба распорядилась иначе. Лишь теперь, спустя почти два десятилетия, мы наконец увидим долгожданную третью часть, и она может оказаться совершенно неузнаваемой.

Но давайте верить в лучшее и в студию Larian!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь