Обзор Maid of Sker. Capcom, дай списать!
Старинную валлийскую балладу Y Ferch o’r Sger, также известную как «Скерская дева», бедный арфист Томас Эванс написал о девушке по имени Элизабет Уильямс. Её суровый отец был против их союза, и влюблённые пытались сбежать, однако им помешал лай пса. Элизабет на долгие годы заперли в её собственной комнате и насильно выдали замуж. А через девять лет после этого, в 1776 году, она умерла — говорят, из-за разбитого сердца.
В валлийских городских легендах больше внимания уделяют «посмертной» жизни Элизабет, ведь особняк Скер — один из самых известных домов с привидениями. Рассказать о том, как Томас Эванс пытается пробраться в дом втайне от тирана-отца и спасти любимую, студия Wales Interactive собиралась в 2018 году. Но потом вышёл ремейк Resident Evil 2, и всё изменилось.
Корабли лежат разбиты, сундуки стоят раскрыты
Давным-давно смотритель маяка на побережье валлийского Бридженда понял простую мысль: заработать на кораблях можно, но только если они перед этим разобьются о здешние скалы. В этом предприятии Уильямсу-старшему помогало странное и жалкое создание — сирена, найденная в обломках одного из «несчастных случаев». Со временем её песню выучила Пруденс, мать Элизабет, и успешно заманивала посетителей в построенный на «корабельные» деньги отель. Но Пруденс умерла, и всего за два-три года гостиница пришла в упадок. И тогда Айзек Уильямс, дядя Элизабет, понял: необходимо возродить призывную песнь.
Но это всё предыстория. Действие Maid of Sker начинается в 1897 году, когда Томас Эванс выходит из поезда на лесном полустанке и оказывается в прологе Resident Evil 7. В дорогу его позвало письмо Элизабет, которая вскоре связывается с ним по телефону и объясняет свою просьбу: нужно отыскать в разных частях особняка четыре цилиндра с фрагментами песни матери. Девушка верит, что если проиграть их определённым образом, можно расколдовать постояльцев и персонал.
Главный вход перед нами, но попасть в дом Бейкеров… простите, отель «Скер», можно только окольными путями
Пробравшись в отель, Томас попадает в полицейский участок из Resident Evil 2 — источник вдохновения считывается быстро благодаря стилю и архитектуре. Здесь мы точно так же собираем фрагменты карты, чтобы понять строение этажей, и сохраняем игру в безопасных убежищах, только вместо привычных кассетников — старинные граммофоны. А здание, естественно, патрулируют местные «зомби», очарованные песнью сирены — даже местный Мистер Икс в тренче и шляпе есть. Жаль только, что с оружием туговато.
Самая крупная и дорогая игра Wales Interactive выглядит невзрачно, — намного тусклее, чем в трейлерах. Пока Томас идёт к отелю по залитой солнцем лесной дорожке, любоваться пейзажем можно бесконечно, но очарование быстро пропадает. Скромные текстуры предметов и интерьеров попытались замаскировать «под старину» сепией, размыть блюром, прикрыть полумраком и припудрить пылью. Это не очень помогло: всё просто слилось в однообразную серо-охряную массу, и попытки подёргать ползунки настроек картину не меняют. Вместе с этим, несмотря на скромную графику, арт-дизайнеры явно старались от души. Помещения отеля, особенно комнаты членов семьи Уильямсов, дают взглянуть на простые истории их обитателей, и интерьерами можно долго любоваться, рассматривая детали.
Главная тема Maid of Sker — не ужасы, не домашнее насилие, не опасные эксперименты, а музыка и только музыка
Жаль, времени на это не будет, — вскоре после начала путешествия в отеле появляются первые гости. Попавшие под влияние песни люди с мешками на головах целеустремлённо топают по коридорам и комнатам. Они слепы, как футбольные судьи, но зато отлично слышат: на звуке построена вся механика стелса. Часовые ищут Томаса по дыханию, и ему приходится зажимать рот и нос, чтобы себя не выдать. Самый опасный враг — кашель, так что клубы пыли и фиолетовый дым ловушек сулят опасные последствия. Причём надолго задержать дыхание не получится: экран постепенно темнеет, а через минуту герой громко вдыхает — и это привлекает внимание мешкоголовых.
Томас закашляется, если близко подойдёт к камину
Как ты меня нашёл?
Механика звуков и дыхания цельная, она отлично продумана. Всё было бы идеально, не вмешайся человеческий фактор: искусственный интеллект и баги. Болванчики-часовые глупы как пробки. Их маршрут проложен по железобетонным рельсам, и теоретически обойти их несложно — особенно когда игрок изучит отель как свои пять пальцев. Но при первом прохождении ничего не стоит нарваться на мешкоголового в запертой комнате, в узком коридоре, прямо за дверью безопасной комнаты или за углом: время от времени они замирают на месте, а без звука шагов сложно вычислить, где поджидает опасность.
Отец Элизабет, Джебедая Уильямс, до самого финала не причиняет игроку вреда, но жути нагоняет на совесть
Некоторые особенности ИИ в принципе сложно объяснить. Враги игнорируют Томаса, когда тот ломится через кусты, хрустит гравием и спотыкается о мебель. Но если он тихонечко сидит в уголке, велик шанс, что мешкоголовый метрах в десяти замечется, нюхая воздух, и рванёт в драку. Или вот ещё пример: механические ворота в саду срабатывают с громким лязгом. Логично предположить, что все садовые болванчики бросятся на звук — так и есть. Но если, открыв замок, сразу отскочить в сторону и затаиться неподалёку, то часовые проигнорируют ворота и сразу накинутся на вас. Просто потому что вот так задумано.
Оружие Томасу не положено, поэтому зачистить этаж, чтобы потом спокойно всё исследовать, как в Resident Evil, не получится — в том числе и потому, что мешкоголовые постепенно плодятся и расширяют зону патрулей. В нужный момент герой сможет разжиться звуковой бомбой, которая на несколько минут оглушает всех окрестных часовых, позволяя унести ноги. Но, спойлер, ближе к концу игры и её отберут. Вдобавок устройство расходует и без того дефицитные картриджи. А ещё оглушённые болванчики растопыриваются вприсядку и регулярно блокируют проход. Механики выживания в Maid of Sker как таковой нет. Всё, что позволено Томасу — это приложиться к фляжке, восстанавливающей здоровье. Или мораль. Или нервы, — поди разберись, какой именно вред означает кровавая рамка по краям экрана.
Через пару секунд этот савант придёт в себя и прикончит Томаса
Представьте ситуацию. Вы идёте по коридору и видите дверь в небольшую кладовку. Понятно, это для того, чтобы укрыться от встречного часового. Вы делаете то, что, вроде бы, игра и предлагает сделать, но сюрприз: враг мгновенно замечает героя в, казалось бы, специально подготовленном укрытии. Зато по всем этажам расставлены громадные шкафы — наверняка ведь для того, чтобы прятаться в них, как в Hitman? Нет, это просто шкафы. Может, разработчики и подумывали внедрить такую механику, но до дела не дошло.
Как быть, когда смыться не удаётся и спасительные фляжки подошли к концу? Остаётся одно: умереть и отправиться к последнему сохранению. Они здесь исключительно ручные: прогресс записывается только у граммофонов, и к ним, по идее, надо частенько возвращаться. Но их на всю игру ровно десять! Считаем: подвал, сад, первый этаж, второй этаж, третий этаж, чердак… Для столь обширной территории со сложной геометрией и врагами на каждом шагу точек сохранения крайне мало. Вдобавок, не факт, что всё пройдёт как надо, даже если вы регулярно сохраняетесь. Добравшись до второго этажа, я радостно ткнула в ближайший граммофон и отправилась спать. А на следующий день загрузила игру и обнаружила, что Томас торчит в оранжерее в саду. Сохранение тупо пропало, несколько часов прохождения коту под хвост.
На карте отмечены все важные места, которые мы могли пропустить, и точки сохранения. Как видите, их немного
Создатели Maid of Sker сочинили мрачный и захватывающий готический роман о судьбе семьи Уильямсов. Они подобрали великолепную музыку и пронизали всю игру оригинальной, работающей механикой звуков. Они придумали естественно вписанные в окружение головоломки. Но элементы чужих игр, пусть и перенесённые на новую почву, не принесли плоды. Вероятно, потому, что корни их остались там, на «родине». Здесь же игровой процесс, который задумывался напряжённым, становится однообразным и раздражающим из-за постоянного бэктрекинга.
Нет ничего плохого в творческом заимствовании и копировании. Это назовут оммажем, пасхалкой, «любовным письмом» или данью уважения — если скопировано хорошо. Увы, о Maid of Sker этого не скажешь. Обидно, но отличные оригинальные находки меркнут на фоне неумело позаимствованных механик.
- музыка и звук
- из короткой баллады сделали целый готический роман
- головоломки аккуратны и уместны
- особняк интересно изучать.
- механика стелса слабая
- никакого survival horror
- сохранения совершенно не продуманы
- фрагменты сюжета легко потерять или пропустить
- вторичность слишком бросается в глаза.
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: РС.
Сколько: 11 часов.
«Я твою могилку искал»
Нарезать двадцать кругов по кладбищу, умудрившись не заметить единственную активную точку