07 августа 2020Спец
Обновлено 17.05.2023

12 обучающих уровней, которые не хочется пропустить

12 обучающих уровней, которые не хочется пропустить - изображение обложка

Если задаться целью составить список того, что больше всего раздражает геймеров, то в топ-10 наверняка окажутся однообразные обучающие уровни, которые нельзя пропустить. Этой болезнью страдают игры практически любого жанра: фанаты шутеров каждый раз по новой «учатся» приседать и перезаряжаться, а любители покемонов, открывая новую игру, снова и снова слышат что-то вроде «А теперь давайте узнаем, как обращаться с покеболом, и поймаем своего первого покемона!».

Понимают ли сами разработчики, как игроки относятся к попыткам растолковать им азы игрового процесса? Наверняка да. Об этом свидетельствует как минимум бы то, сколько сил некоторые из них вкладывают в создание нестандартных и изобретательных туториалов.

Давайте вспомним дюжину игр, в которых обучающий уровень совсем не хочется пропустить.

Super Metroid

Вступительный ролик в начале игры тоже имеет значение, ведь в нём показывают несколько полезных приёмов

Классический ход: построить обучение так, чтобы мы даже не догадались, что это обучение. Super Metroid начинается с того, что героиня получает тревожный сигнал и отправляется на помощь космической станции. По прибытии туда мы попадаем на обычный уровень — разве что на нём всё происходит чуть медленнее, чем позже в основной игре.

Мы неспешно пробираемся по коридорам станции, преодолеваем несложные препятствия и понемногу начинаем разбираться в устройстве местной карты. Успеваем расслабиться и поверить, что ничего особо опасного нам не грозит — и тут вдруг всё меняется: нападает огнедышащий дракон! Прямо в пылу борьбы с боссом приходится быстренько учиться всему: прыгать, чтобы уклониться, стрелять в разных направлениях, стрелять во время прыжка, уклоняться во время стрельбы…

С гибелью босса опасность не исчезает: теперь нам приходится спасаться бегством с гибнущей станции, и дорога назад уже такая же, как все прочие «нормальные» уровни Super Metroid. В этом коротком приключении авторам игры без единого слова удаётся научить нас главному, что требуется для выживания: не расслабляться ни на минуту и всегда быть готовым к опасности.

Uncharted 2: Among Thieves

Мы пока не знаем, как Дрейк попал в этот поезд и что привело к крушению, но это и неважно

По сходной схеме действует и Uncharted 2. Игра начинается с того, что Дрейк приходит в себя в вагоне поезда, который вот-вот сорвётся с обрыва, и ему надо любой ценой и как можно скорее из него выбраться. Время на исходе, так что действовать надо быстро и точно: вот сюда прыгаем, цепляемся за эти сидения, подтягиваемся, огибаем угол, отлично, отдыхать некогда, дальше, дальше! Если мы и успеваем сообразить, что попали на тренировочный уровень, времени возмутиться всё равно нет — напротив, мы жадно цепляемся за каждую новую подсказку и используем её не раздумывая, ведь на кону жизнь!

Создатели выстроили этот туториал с филигранной точностью: новички точно справятся, если постараются, но и опытным игрокам придётся слегка напрячься. В первых фрагментах с перестрелками пользователям явно дают фору: здесь у героя больше времени на прицеливание, чем в реальном бою. Зато к тому времени, когда сюжет дойдёт до настоящих сражений, игроки уже пообвыкнутся с управлением.

В результате благодаря творческому подходу и тщательной проработке обычный туториал превратился в один из самых зрелищных и напряжённых эпизодов серии Uncharted. К тому же он сразу показывает, на какой уровень качества способна Naughty Dog — и это хороший стимул пройти игру до конца.

Tomb Raider

Поместье семьи Крофт вернули в Shadow of the Tomb Raider , но уже не как обучающий уровень, а как флэшбек

Ещё неизвестно, что хуже: непропускаемые туториалы или обучение, которое проходит в отдельной, специально сконструированной безжизненной локации. В конце концов, мы хотим игру посмотреть — зачем вы нас держите в этом отстойнике?

Но на любой негативный пример отыщется опровержение. Поместье семьи Крофт в серии Tomb Raider — по сути обычный тренировочный уровень, и таковым оно и было в первой части. Но возможность изучать огромный дом, любоваться убранством и реликвиями и отыскивать секреты оказалась привлекательной, и в следующих двух частях эту локацию развили и расширили.

Родовая усадьба светоча британской археологии в Tomb Raider 2 и **Tomb Raider 3**напичкана скрытыми проходами, возможностями и испытаниями. В том числе не самыми очевидными: например, запереть в морозильной камере дворецкого Уинстона. А финалом может послужить тренировочная площадка во дворе: для её прохождения потребуется не только отличное владение управлением, но и немалая скорость.

Dark Souls

Вот так это делают настоящие мастера

Dark Souls, невероятная сложность которой даже породила отдельный игровой поджанр, сразу вываливает на новичка все свои козыри. За первой же дверью игроку буквально на голову сваливается… босс — Демон Прибежища. Свежесозданный герой в лохмотьях и со сломанным мечом практически гарантированно умрёт на первых же секундах, едва сумев поцарапать противника.

Коварные разработчики дают игроку единственный, но самый ценный урок: к каждой схватке нужно готовиться, добывая умения, практикуя уклонения и подбирая экипировку. Именно поэтому Демон Прибежища — единственный босс, от которого позволяют попросту сбежать.

Со временем, после тысяч проб и попыток, игроки нашли способ убить тренировочного босса, пользуясь лишь стартовыми дарами. А особо умелые бойцы, в совершенстве изучившие тактику, побеждали его даже с обломком меча, по максимуму используя уклонение и парирование.

Fallout 3

Для скоростного прохождения Fallout 3 игроки много чего огибают и пропускают, но первый уровень необходим. В буквальном смысле

От Fallout 3 ждали многого, ведь с момента выхода классической культовой Fallout 2 на тот момент прошло уже десять лет. И поклонников оригинальной серии новая версия Пустошей в основном разочаровала. Но помимо потерянной атмосферы оригинальной дилогии и скучной сюжетной кампании в ней было нечто по-настоящему новое: первая глава. Обучающий уровень, которого так не хватало многим в первых частях.

Игроки начинают свой путь буквально с пелёнок: в роли маленького ребёнка новый житель Убежища учится ходить и взаимодействовать с окружением, понемногу разбирается в диалоговых механиках и знакомится с боевой системой. Одновременно ему показывают, как работает убежище, как устроено местное сообщество и почему жизнь там не такая радужная, как в Нью-Рино.

А в финале приходится пройти настоящий тест на профориентацию, который определяет ключевые навыки героя. Но если результат не устраивает, его можно изменить — если договориться с преподавателем! Вот вам и первый урок дипломатии.

Assassin’s Creed II

Вторая Assassin’s Creed — ещё одна игра, которая начинается с рождения главного героя. Игроку предлагают освоиться в теле новорожденного: пошевелить ногами, руками, головой… Этот фрагмент пусть и трогательный, зато совсем короткий, и особо привязаться к нашему будущему герою мы вряд ли успеем. Но местный туториал состоит из двух частей, и сразу после этого нам предстоит пережить побег из лаборатории.

Весь этот эпизод, не считая сюжетного введения в диалогах, предназначен исключительно для того, чтобы игрок мог освоиться в пространстве. И как только Дезмонд начинает более-менее точно вписываться в повороты, ему дают вспомнить и закрепить усвоенное в «детстве»: устраивают стычку с группой охранников. На этом примере можно понять, как пользоваться руками и ногами в драке, и немедленно применить полученные знания на практике.

Far Cry 3: Blood Dragon

Far Cry 3: Blood Dragon — это яркое доказательство того, что Ubisoft способна на самые неожиданные сюрпризы. Отдельное сюжетное дополнение для Far Cry 3 вышло в качестве первоапрельской шутки и оказалось невероятно стильной и смешной пародией на боевики эпохи VHS — и не только.

Местный обучающий уровень давно вошёл в историю не только как самый смешной туториал, но и отличная пародия на типичные скучные обучалки. Главному герою-киборгу загружают в мозг «Руководство для чайников» и начинают настойчиво и терпеливо разъяснять самые банальные вещи: как ходить, какие мышцы используются при прыжке, и что будет, если игрок присядет.

« Нажмите “Ввод”, чтобы подтвердить, что умеете читать ». « Подпрыгните, если вы хотите подпрыгнуть ». « Бег — как ходьба, только быстрее ». На все эти мудрые сентенции инструктора герой реагирует точно так же, как игрок перед монитором: с досадой и раздражением. Но всегда есть выход: нам предлагают обновиться до премиального туториала, чтобы искусственный интеллект сам прошёл за вас игру!

Portal 2

На этот раз мы не участвуем в неких абстрактных экспериментах — дело гораздо серьёзнее: надо спасаться, повинуясь инструкциям странноватого робота

Порой первую игру серии, Portal, в шутку называют обучающим уровнем для Portal 2. Доля правды в этом есть: во второй части Valve взяла те же лекала, но сумела их развить и преобразовать.

Традиционный туториал обманывает ожидания: нам предлагают выполнить ряд упражнений для поддержания физического здоровья, но весь комплекс заключается в том, чтобы посмотреть на потолок и на пол. А для духовного обновления предлагается вглядеться в картину и прослушать отрывок классического произведения.

Но по-настоящему учить игровым приёмам и механикам начинают лишь после того, как игрок выберется из комнаты и отправится исследовать заброшенные лаборатории. И, по сути, обучение не заканчивается до самого конца: каждую новую механику объясняют, когда она появляется, а не вываливают все инструкции в самом начале. Это позволяет не застревать даже на самых, казалось бы, непроходимых уровнях.

The Last of Us

Человека, который много слышал о трогательном путешествии Элли и Джоэла, но никогда не играл в The Last of Us, удивит начало этой истории. Ведь играть нам предлагают не за бравую Элли, а за незнакомую напуганную девочку — о том, кто она такая и какое значение имеет для Джоэла, мы узнаем далеко не сразу. В первые минуты игры Сара просыпается от тревожных звуков и просто бродит по дому в поисках отца — классический повод освоиться в игре и выучить самые простые взаимодействия.

Но не только: трагическая история дочери главного героя сразу настраивает нас на нужный лад и даёт глубже заглянуть в душу циничного контрабандиста. А что касается обучения, то оно продолжается по типичной модели «всему своё время»: каждую механику нам объясняют тогда, когда ей нужно в первый раз воспользоваться.

Half-Life 2

Half-Life 2, признанная одним из лучших шутеров за всю историю игровой индустрии, уже давно считается эталоном: её дизайнерские решения, находки и приёмы до сих пор вдохновляют многие новые игры жанра. И было бы странным, если бы туториал в ней внезапно подкачал.

В отличие от первой части, в сиквеле мы не сразу замечаем, что стартовал режим обучения. Главный герой прибывает в фантастический город, где передовые технологии в лучших традициях киберпанка соседствуют с дистопией и разрухой. Прямо на вокзале он встречает дружелюбного полицейского: тот отчасти объясняет, что надо делать, и выпускает молчаливого Фримена в город — а дальше приходится разбираться самостоятельно. Через минуту мы уже пробираемся по задворкам, перетаскиваем ящики, прыгаем по крышам, учимся искать обходные пути и попутно знакомимся с миром и персонажами.

Примерно так же, естественно вплетаясь в сюжет и обстоятельства, появляются в игре и прочие фрагменты обучения. Порой нам даже ничего особо не объясняют, а просто дают вволю поэкспериментировать: в лаборатории, куда мы попадаем в самом начале, вдосталь самых разных объектов, на которых можно испытать игровую физику, прыгая по столам и швыряясь кактусами, пока учёные ведут умные беседы. А безобидная игра с робопсом на самом деле готовит нас к походу в Рейвенхольм.

The Legend of Zelda: Breath of the Wild

Создателям серии The Legend of Zelda не приходится искать поводы заново учить игроков «ловить своего первого покемона», ведь Линк каждый раз просыпается, не помня, в чём его цель. В Breath of the Wild мы вместе с ним выбираемся из пещеры и учимся выживать в удивительном мире: собирать яблоки, рубить деревья, сражаться с гоблинами, копать руду, варить супы и взбираться на верхушки высоченных башен.

Лишь через несколько часов игры выясняется, что всё это время мы пребывали на отдельном тренировочном острове. Туториал Breath of the Wild всерьёз претендует на звание одного из самых длинных в истории — но главная его особенность в том, что он вовсе не воспринимается как скучная «обучалка». Это полноценное яркое приключение, которого иной студии хватило бы на полноценный проект.

Super Mario Bros.

Сигеру Миямото объясняет, как разработчики создавали канонические обучающие уровни в Super Mario Bros.

Super Mario Bros., первая часть приключений неугомонных братьев Марио, вышла в далёком 1985 году. Но геймдизайнеры и простые игроки до сих пор вспоминают её благодаря первым двум экранам. По ним можно — и нужно — учиться, как делать встроенное «обучение без обучения».

Первый экран совершенно пуст, и всё, что на нём можно сделать, — это пройтись слева направо. На втором всё уже гораздо веселее: если персонаж нарвётся на злой гриб гумбу, он погибнет, а значит, в следующий раз попытается перепрыгнуть или обойти врага. И при этом он, спрыгивая с мостика, вполне может попасть гумбе на голову, и так узнает, как с ними бороться. А перепрыгивая гумбу, можно выбить монетку или даже мухомор из ящика с мигающим вопросительным знаком — и благодаря этому заодно выяснить, что Марио может менять размеры!

Так геймдизайнеры на первых же шагах показывают игрокам все основные механики, чтобы потом отпустить их в свободное приключение. А там уже можно делать всё что заблагорассудится, пользуясь знаниями, полученными в самом начале.

Мы собрали двенадцать впечатляющих и запоминающихся игровых туториалов, но талантливых проектов с интересными обучающими уровнями, несомненно, больше. И вы наверняка уже вспомнили другие достойные примеры — поделитесь ими в комментариях!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь