Вспоминаем историю Silent Hill. Часть 3: на дне
В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Предыдущие части этого материала были посвящены четырём номерным выпускам цикла Silent Hill : первым двум, выбравшим верный путь, и третьей с четвёртой, на которых развитие серии забуксовало и свернуло не туда. Сейчас речь пойдёт о том, как во второй половине нулевых благодаря Konami серия превратилась в пародию на саму себя.
Осторожно, материал содержит спойлеры и подразумевает, что вы уже прошли все интересующие вас части Silent Hill!
Издательство-убийца
Silent Hill 4 стала последней полноценной частью серии, разработанной в Японии. Konami рассудила: раз большая часть продаж идёт с Запада, то пусть и сами игры разрабатываются на Западе. Поэтому Konami отдала серию заморским студиям, и последним связующим звеном между старыми и новыми SH остался Акира Ямаока в качестве композитора и продюсера.
Впрочем, он не терял надежды на продолжение серии от своих токийских коллег. Ещё в 2005-м он говорил о планах воплотить в жизнь оригинальную задумку третьей части – мрачную, психологичную, идущую по стопам SH2. Также в планах было сделать дневной свет страшным. О том, что настоящий SH5 от токийского подразделения Konami находится в разработке, японцы регулярно упоминали в интервью до самого 2007-го. Увы, не сложилось.
О тех частях SH после четвёртой, которые всё же были созданы японцами, лучше не вспоминать – тут, как и в случае с Play Novel, себе дороже. Мобильная Silent Hill: The Escape вполне может взять гран-при конкурса «худшая игра во вселенной», а про аркадный рельсовый шутер Silent Hill: The Arcade вспоминать больно. Да, через три года после релиза SH3 кто-то в Konami решил вернуться к этой «гениальной» идее.
Это я всё к тому, что западные разработчики могут быть сколь угодно бесталанными и не понимающими сути Silent Hill, но такого ущерба имиджу франшизы даже они не нанесли. Впрочем, не то чтобы они не пытались.
Первой эстафету у японцев переняла компания Climax , которая собралась сделать игру для портативной консоли PSP , что само по себе уже плохая идея. Сперва американцы из Climax хотели выпустить ремейк SH1, но потом остановились на приквеле. Проект должен был стать экшеном с элементами комедии, где монстры преследовали бы героя по разным комнатам, а тот строил бы баррикады. Нет, серьёзно. Об этом рассказал Сэм Барлоу, работавший тогда в британском подразделении Climax.
Сэм Барлоу : Она должна была стать чёрной комедией – однажды они даже сказали, что вдохновлялись « Клиникой »! Мы решили дать отпор и сказали – «Если это выйдет, оно станет катастрофой». Konami ответила: «Вы можете всё поменять, если уложитесь в прежние время и бюджет».
Это как нельзя лучше говорит нам о том, насколько Konami было наплевать на Silent Hill.
Неоригинальность
Барлоу отбил у американцев Origins – но на то, чтобы полностью переделать её концепцию с нуля, у него была аж неделя. Сжатые сроки, — пожалуй, единственное, что оправдывает Барлоу. Потому что в итоге у него получилась ужасная игра, собравшая в себе все геймплейные и сюжетные провалы серии.
Silent Hill не нуждалась в приквеле: всё, что было нужно её скудному сюжету, уже было представлено в игре. Нечего расширять, нечего дополнять. Origins же свалила в одну кучу всё подряд – и культистов с волшебными артефактами, и личную травму самого героя. Решив сесть на оба стула сразу, она закономерно промахнулась мимо обоих. Нытьё героя по поводу трагической судьбы его родителей оказывается пришито к сюжету белыми нитками, что-то интересное и новое о культе мы тоже не узнаём. Обиднее всего за персонажей SH1: Лиза здесь – какое-то невнятное недоразумение, а Алессу из несчастной жертвы превратили в хладнокровного манипулятора.
Геймплей же достиг апогея абсурдности. Самые длинные коридоры, рекордное количество сломанных дверей. Акцент на ближний бой, взятый ещё в SH4, выродился в избиение монстров всеми подручными средствами. При виде могущественного демона герой лезет в карман, достаёт оттуда телевизор и мутузит им чёрта по рогатой башке. Silent Hill, directed by Benny Hill.
Медсёстры в первых двух частях SH были сюжетно оправданы. В третьей – уже с натяжкой, а потом кто-то решил, что они – символ серии и их нужно обязательно совать во все части подряд
Лучшие части Silent Hill были рождены в творческом порыве, все их объединяет сильное авторское видение. А Origins – это то, что происходит, когда видения у разработчиков нет в принципе. Когда они опираются на свои представления о том, чего хочет публика. Одно хорошо: Origins спасла нас от ещё более жуткой катастрофы, которую Konami подсунула бы нам без малейших угрызений совести.
Кино
Единственное относительно светлое пятно в том периоде Silent Hill – это выход киноадаптации первой части от режиссёра Кристофа Ганса. Повезло, что режиссёр был фанатом серии и сам активно добивался права снять экранизацию. Повезло, что он уделил огромное внимание воссозданию эстетики и выдающихся визуальных решений первых частей. Не повезло, что на этом его заслуги закончились.
Сложно винить Ганса в том, что центральную роль в сюжете картины играет культ, – первоисточник в некотором роде обязывает. Однако смещение акцентов с психологического хоррора на прямолинейную историю о мести в обёртке из человечьих потрошков – промах именно режиссёрский.
Фильм полностью избавился от элемента недосказанности, характерного для игры. Странный сеттинг обернулся реальным: под городом шахты горят, снег – это пепел, переход в альтернативный мир идёт через выгорание стен. Главная культистка не маскируется под безумную проповедницу, которая, возможно, что-то понимает в происходящем, а сразу раскрывает себя как олицетворение зла. В оригинале Алесса и её мотивация оставались тайной: её поступки можно было трактовать, как, например, попытку завершить заклинание, в результате которого город вместе с ней самой был бы стёрт с лица земли. В экранизации же всё просто – «я обижена и хочу мести».
Русский дубляж фильма сделал сцену с Алессой максимально комичной: когда героиня спрашивает девочку, чего же она хочет, та с выражением отвечает: «Удовлетворения»
Вдобавок Silent Hill никогда не была слэшером. А вот одноимённый фильм – он про то, как людей освежёвывают, сжигают заживо и насилуют колючей проволокой. Концовка экранизации – это буквально анекдотичная «Дока 2», «вытаскивать кишки в течение десяти минут». А точнее, покадровый ремейк хентая « Уроцукидодзи: Легенда о сверхдемоне » — чем хвалится сам режиссёр.
Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой
Homecoming продолжила начатое фильмом. Теперь Silent Hill – это культисты и «гуро». Silent Hill – это когда родителей героя похищают культисты и увозят в туманный город, чтобы там кроваво казнить. Silent Hill – это когда на героя нападают культисты-водолазы. Silent Hill – это когда в таинственном туманном городе герой отключает культистам генератор, чтобы проникнуть к ним в логово. Silent Hill – это когда культист с циркуляркой прыгает вокруг связанной героини. Silent Hill – это когда культисты ловят героя и сверлят дрелью ему ногу, а он сверлит им головы. Культисты, культисты, культисты.
Описание практически любой сцены из Homecoming вызывает или недоумение, или омерзение, или всё сразу. Если Origins – дурной фанфик, то Homecoming – это гротескное чучело, карикатура на Silent Hill. Тут нечего анализировать, это невозможно даже воспринимать всерьёз. Её существование кажется ошибкой – наверняка же Konami просто спустила всё на тормозах, не глядя в сторону этой западной разработки, верно?
Как утверждает сценарист Homecoming Патрик Дуди, нет.
Патрик Дуди : Нам приходилось держать в голове всю мифологию Silent Hill; всё, что мы делали, отправлялось в Konami, где убеждались, что все отсылки к предыдущим персонажам или правила перехода в потусторонний мир вписывались в лор Silent Hill. Поверьте, эти правила существуют, и нарушать их нельзя.
Сложно представить себе, что это за правила. Ведь изначально авторы Homecoming планировали не только наворотить невыносимой чуши, но и затащить в неё персонажей из классических частей. Так, к герою игры должна была присоединиться Хезер из SH3, а финал… О нём рассказал младший продюсер Томм Хьюлетт.
Томм Хьюлетт : Они хотели, чтобы в финальной сцене было противостояние между Джошем, воплощавшим воду, и Алессой, воплощавшей огонь, – и у них была бы над озером Толука битва, как у Супер Сайянов из Dragon Ball Z.
И фирменный японский контроль качества одобрил это. Silent Hill из «Преступления и наказания» превратился в помесь Urotsukidoji с Dragon Ball Z. Под неусыпным взором Акиры Ямаоки, между прочим. «Я присматриваю за всеми частями франшизы», – заявлял он тогда.
Так что, как и в случае с Origins, всё могло быть ещё хуже, но в дело снова вмешался западный разработчик, простой фанат старых частей, который не хотел, чтобы их наследие было растоптано. Хьюлетт отговорил разработчиков от сомнительной концовки, но когда он попытался внести в игру больше качественных изменений – «Пирамидоголового тут не должно быть! Это ужасно!» – ему указали на его место. Младший продюсер, не высовывайся. Это не твой Silent Hill.
Постфактум, конечно, Ямаока признал, что Homecoming не хватало столь важных для «Сайлент Хилла» таинственности и психологичности. Но до релиза игры он активно её продвигал и легитимизировал своим авторитетом
В плане геймплея Homecoming запомнилась игрокам в первую очередь блоками и перекатами. Её герой представлялся бывшим военным, а потому, в отличие от всех остальных протагонистов, мог за себя постоять. С одной стороны, в таком решении была доля здравого смысла: если герой вынужден обороняться и не может просто закликать всех простыми атаками, то за него переживаешь чуть больше. Вот только в психологическом хорроре это не очень уместно. Да и реализация подвела: среди противников была всего пара разновидностей, представлявших реальную угрозу, и они, как обычно, часто повторялись – и в итоге впечатляли разве что своим первым появлением.
К концу нулевых от величия Silent Hill не осталось практически ничего. Постарались и разработчики, и сама Konami. Серия окончательно ушла от корней, выход новых частей вызывал уже не живой интерес, а разочарование. Казалось, что всё потеряно – но на самом деле серию ждал ренессанс. Как водится, не благодаря Konami, а вопреки. О нём – в заключительной части материала.
Апокриф: Silent Hill